Top.Mail.Ru
На старте бизнеса

Как понять, нужно ли вашему стартапу SEO?

На старте бизнеса
Евгений Костров
Евгений Костров

Основатель агентства «Зарядка»

Евгений Костров
Как понять, нужно ли вашему стартапу SEO?

Поисковые системы были и остаются одним из самых дешевых способов получения целевого трафика на сайт. Если грамотно оптимизировать сайт (SEO — search engine optimization), повысить его видимость по ключевым фразам и улучшить привлекательность в самом поиске, то разнообразный «горячий» трафик не заставит себя ждать. Вопрос заключается в том, подходит ли этот способ привлечения посетителей на сайт вашему проекту и как это понять.

Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно изучить, существует ли в поисковой системе спрос на то, что вы предлагаете. Если поисковой спрос на вашу категорию товаров/услуг существует, то остается только получить внимание этих людей, т.е. собрать трафик и сконвертировать его в клиентов.


Прощупываем поисковой спрос


Попытайтесь представить, как люди будут искать то, что вы предлагаете. Допустим, вы делаете стартап-агрегатор медицинских клиник с возможностью записаться онлайн.

Мы бы вам предложили следующие шаги:

1. Поисковые подсказки

vrachПопробуйте понабирать свои идеи в поисковых подсказках. Если вы видите, что поисковик на введенное слово предлагает подсказки, - это хороший знак. Значит, люди ищут то, что вы предлагаете, используя разные формы. Включите фантазию, используйте разные запросы.

2. Сервисы подбора слов

Чтобы точнее понять разнообразие поисковых запросов, используйте сервисы подбора.

wordsИзучите в Yandex (wordstat.yandex.ru) и Google (Keyword Planner) статистику поисковых запросов. Чем больше показов в месяц — тем чаще используют это слово или словосочетание при поиске. Эти инструменты можно использовать для исследования потребностей людей и популярности этих потребностей. Важно понимать, что, например, статистика запросов "Яндекса" показывается с задержкой в месяц. Поэтому не получится изучить спрос на данный момент (а хотелось бы знать, что сегодня люди искали про Сочи 2014).

Попробуйте подумать, как еще могут люди вас искать. Из этого можно выстроить шаблоны спроса. Если изначально изучить всю структуру поиска перед созданием сайта — вырисовываются группы запросов и группы страниц (точки входа), которые могут удовлетворить этот спрос. Именно поэтому, если поисковой спрос есть, то планировать структуру сайта (особенно, если она сложная) нужно перед созданием сайта, а не после.

3. Стартапы конкурентов

Почему бы вам не использовать бенчмаркетинг? Посмотрите сайты своих конкурентов. Занимаются ли они продвижением в поиске? Какова их тактика? Можете ли вы сделать также или даже лучше?

param

Если поисковой спрос в вашей сфере есть, то по этим словам, скорее всего, конкуренты уже выпадают.

На что обращать внимание? Введите сайт для оценки - например, простой и бесплатный сервис pr-cy.ru. Изучите следующие моменты:

- количество страниц в Yandex и Google
- авторитетность сайта (ТИЦ и PR главной страницы)
- возраст домена
- количество внешних ссылок

Чем эти показатели выше, тем сложнее вам будет соперничать в поиске с этим сайтом.

Для работы конкурентами вам в подарок список полезных сайтов:

Также оценить уровень стоимости по словам можно в оценке бюджета Яндекс.Директ.

4. Альтернативные способы

Мы сильно углубились в анализ, поэтому предлагаю вам посмотреть действительно интересные сервисы для выявления поискового интереса:

- Поиск активных тем обсуждения через twitter.yandex.ru
- Прямой эфир поиска (realtime) - company.yandex.ru/researches/interes
- Также поисковые системы по соц. сетям topsy.com и socialmention.com
- Google Trends - www.google.com/trends
- Исследования Яндекса - company.yandex.ru/researches/reports


Что делать, если вы не выявили слов, по которым люди могут найти вас?


Тут вариантов немного: либо вы не смогли выявить поисковой интерес, либо его просто нет или он очень отдаленный. На мой взгляд, для большинства стартапов SEO, как способ добычи трафика, - не так актуален, как классический PR и медийная реклама. Если вы запускаете инновационное мобильное приложение, то, скорее всего, потребности в нем у людей еще нет - значит, и спроса поискового нет. Давайте разберемся в этом вопросе подробнее.

Поисковая система — это столкновение спроса и предложения.

Каждый раз, когда человек обращается к поисковой системе, он делает поиск, выражая свою конкретную потребность в поисковом запросе. В этом плане поисковик выступает как огромный торговый центр — где встречаются спрос и предложение.

Представьте: в торговом центре вы решили продавать супер новую систему-сканер для телефона. А люди в торговый центр идут с конкретной потребностью в голове (поисковые запросы) купить сапоги. Возможно, в условиях торгового центра вы сможете привлечь их внимание и сделать продажу, но в интернете внимание привлечь намного сложнее, особенно когда в поиске человек в данную минуту ищет именно сапоги, а не вашу инновационную разработку.

Как пример. Если бы мы хотели продать мобильный сканер, то могли бы мы выпадать по запросу, как на скриншоте ниже?

seo-ppcОтвет: конечно же, нет. Человек в данную минуту ищет гостиницы, он/она даже подумать о вашем сканере не может (хотя потенциально, ему/ей это может быть интересно).


Отступление для тех, кто хочет понять, в чем плюсы и минусы рекламы и результатов поиска


Реклама. Поисковая реклама (в данном случае Яндекс.Директ) работает по системе PPC, т.е. с оплатой за клик. Чем выше конкуренция по ключевому слову — тем выше ставка по аукционной системе. Каждый раз, когда человек кликает на объявление с рекламодателя снимают деньги.

Плюсы: быстро, гибко, прогнозируемо.

Минусы: цена за клик может кусаться и повышаться.

Поиск. Ниже идут органические результаты поиска. Здесь поисковая система старается показывать наиболее качественные, релевантные запросу сайты, которые, по ее мнению, максимально эффективно решают задачу пользователя. Здесь клики вам ничего не стоят - этот трафик бесплатен.

Плюсы: дешевый трафик, доверие пользователей.

Минусы: долго, сложно прогнозируемо, не гибко.


Так как продать чудо-сканер?


Если конвертируемого спроса нет в поиске — не расстраивайтесь. В любом случае настройте свой сайт так, чтобы поисковая система корректно индексировала его (даже если там всего 5 страниц). Вам придется использовать рекламу, которая нацелена на отвлечение внимания пользователей.

Реклама в поиске — помогает пользователю удовлетворить сиюминутную потребность пользователя, так как релевантность здесь - один из самых важных параметров. Но если спроса нет, вам нужно будет использовать рекламу медийную (по группам интересов), рекламу в социальных сетях, пресс-релизы, вирусные видео — все, что угодно, лишь бы потенциально заинтересованная аудитория обратила на вас внимание.

Мозг фильтрует

Прерывание внимания — это нехорошо, но социальные сети, собирая данные о нас, пытаются решить вопрос релевантности рекламы, чтобы мозг не отфильтровывал рекламу.


Вывод


Новый продукт, новая ниша, люди не знают и не ищут — нужно формировать интерес.

Есть явно выраженный поисковой интерес — делаем SEO и поисковую рекламу, чтобы получить этот трафик из поиска.

Ни в коем случае не отказывайтесь от оптимизации. Так или иначе, ваш продукт - из какой-то сферы, а эта сфера -  из жизни людей, при этом продукт решает жизненные проблемы. Заведите раздел "Статьи" (или "Блог") и пишите экспертные, интересные материалы о вашей сфере. Создавайте интересный контент вокруг своего продукта. На вашем сайте будет все больше и больше страниц, вы будете становиться авторитетнее в глазах поисковых систем. А там глядишь - и конкуренты будут делать также, потом сформируется конкурентная область, выражаемая в ключевых запросах, и за эти запросы нужно будет сражаться в поиске. А у вас уже все козыри на руках.

Удачи, стартаперы! Главное, помнить — сначала продукт, потом реклама.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Мы узнали 7 признаков дилетанта в SEO – вы уверены, что на вас работает профессионал?
  2. 2 Зачем вам SEO: вся суть простыми словами
  3. 3 9 признаков того, что продавец SEO-услуг — мошенник
  4. 4 Как нанять SEOшника и не убить компанию
  5. 5 «От радости до гнева»: как SMM-агентство позаимствовало наш фирменный стиль и корову