Top.Mail.Ru

Стартапы как Голливудское кино

На старте бизнеса
На старте бизнеса
Ольга Розумий
Ольга Розумий

Comms Director, Editor

Ольга Розумий
Стартапы как Голливудское кино
  1. На старте бизнеса

"Стартап как Голливудское кино" - сравнение кажется странным? На самом деле, нет. Мы долго искали аналогии между венчурным бизнесом и другими, более понятными для новичка сферами жизни. Помочь нам в решении этой нелёгкой задачи согласился Сергей Макаров - руководитель отдела развития инфраструктуры в РВК.


Голливуд, как оказалось, - очень удачный пример для того, чтобы объяснить новичку правила венчурного бизнеса.


Естественно, различные аналогии постоянно проводятся многими участниками стартап-сообщества. И я когда-то давно увидел сходство венчурного бизнеса с Голливудом - не с кинобизнесом в общем (это принципиально), а с Голливудом.

В венчурном бизнесе одно из 10 запускаемых предприятий окупает инвестиции в остальные 9. 1 из 10 стартапов дает 10 «концов». А если другие 9 проектов не убыточны, а хоть сколько-то из них еще имеют нулевой или малоповышающий тренд - это и есть прибыль инвестора.

С этой точки зрения, инвесторам важно диверсифицироваться, то есть вложить не $10 млн в одно предприятие, а по миллиону в десять предприятий. С точки зрения внешнего восприятия, это можно сравнить с казино. В казино я тоже могу взять 10 жетонов и один из них - проиграть, один - отыграть на Блэк Джек, один - на каре, а другой - на рулетке и т.д. Но сравнение с казино всё-таки условно, так как в нем работают объективные математические законы, а в стартапе успех напрямую зависит от команды, которая создаёт проект. И тут стоит вспомнить о Голливуде. Именно Голливуд. Я не могу сравнить с Одесской киностудией, а с Голливудом могу. Почему? По большому счету, ключевой элемент здесь - тот самый мультипликатор "количество концов". Кино делается не законами математики. Кино делает команда. Неслучайно титры с ключевыми участниками идут в фильмах в самом начале, команда - это залог будущих побед. Она является ключевым элементом венчурного бизнеса.

Бюджет «Титаника» составил $200 млн, кассовые сборы - $2 млрд. Но из 150 фильмов только три попадают в категорию кассовых, другие - в категорию самоокупаемых. Бюджет в 20 млн и сборы в 40 млн - неплохой фильм. А есть фильмы - провалы, когда бюджет - 40 млн, а сборы - 1 млн. И у фильма с сорокамиллионным бюджетом тоже был инвестор, а скорее, это были консолидированные инвестиции нескольких инвесторов. Они вложились в провальный фильм, но при этом инвестировали еще в производство «Робина Гуда» с Расселом Кроу, то есть в фильмы, которые не дали большой прибыли, но не были провальными. И вложились еще, например, в «Аватар», прибыль которого многократно превысила инвестиции. Вложившись в производство множества фильмов, в интеграле инвесторы выиграли - такова фабрика.

Так же и в венчурном бизнесе: инвесторы должны диверсифицировать риски, вкладываясь в различные команды, возглавляемые предпринимателями. Когда предприниматель представляет себя, он обычно упоминает бэкграунд прошлых заслуг. Например: «Я выводил на рынок того, того…». Сколько данный предприниматель на своих проектах заработал - уже неважно. Эти проекты - бренды. И сам предприниматель - сильный бренд, если у него есть список хоть сколько-либо известных на рынке проектов. И, приходя к инвестору, предприниматель говорит: "Видите, что я делал". Он не рассказывает, чего не сделал или какие из его проектов оказались провальными, он показывает список "success story". И инвесторы соглашаются вложиться в новый проект, видя историю предпринимателя. Давайте вспомним, например, кто такой Стивен Спилберг? Серийный предприниматель - он снимает блокбастеры, это Галицкий Голливуда.

Со временем предприниматель может стать ангелом и даже инвестором. Так же и в Голливуде: стартовав в качестве актера, многие успешные представители "фабрики грёз" позже начинают вкладываться в производство фильмов, становятся продюсерами и режиссерами.

И в кинобизнесе, и в стартапах в команде любого проекта всегда есть носитель идеи (это сценарист и человек, которому принадлежит идея проекта) и есть режиссер (это тот человек, который эту идею сможет реализовать). Если вы хотите вложиться в блокбастер - ищите режиссера этого блокбастера. Либо, если вы обладаете достаточным энтузиазмом, знаниями предмета, связями - сами становитесь им. Однозначно, могут быть и неудачи. Спилберг не всегда делал блокбастеры, Эдди Мерфи и Сильвестр Сталлоне не всегда снимались в топовых фильмах - они стали известными благодаря 3-4 успешным проектам.

Не нужно бояться неудач, идите и делайте высокотехнологичные блокбастеры – это интересно!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

ТЕГИ
7 писем для старта
Начни бизнес с RB.RU
Подписаться

Материалы по теме