Интервью

Как три студента из Физтеха, Бауманки и Вышки создали сервис emovi и взлетели в AppStore

Интервью
Дарья Кушнир
Дарья Кушнир

Редактор YOUNG RB.RU

Дарья Кушнир

Даниил Дхаван из МФТИ, Кирилл Ильичев из Бауманки и Денис Шаклеин из НИУ ВШЭ создали приложение emovi, которое помогает пользователям выбрать фильм для просмотра. После публикации о сервисе на «Пикабу» emovi попал в топы App Store и Google Play. Мы поговорили с СЕО сервиса Даниилом о концепции, конкуренции с «Кинопоиском» и онлайн-кинотеатрами, платном контенте в России и будущем проекта.

Как три студента из Физтеха, Бауманки и Вышки создали сервис emovi и взлетели в AppStore

— Вас всего трое, как вы разделяете обязанности в команде?

—Я – СЕО и продакт-менеджер, Кирилл занимается маркетингом и IOS-разработкой. А Денис – остальной разработкой. Мы познакомились с Кириллом в акселераторе «Физтех.Старт», а с Денисом я дружу со школы. В октябре с мы выиграли Hack.Moscow.

Идея проекта зародилась давно, но все не было команды для реализации. Пробовал с разными людьми, но никто из них не был готов к предпринимательству, потому что это большая ответственность, риски. Ты должен делать все быстро, верить в то, что можешь больше, и не бояться провалов. Немногие студенты оказались к этому готовы. 

— У тебя был предпринимательский опыт?

— Других проектов у меня не было: я только окончил третий курс факультета общей и прикладной физики. Вообще я хотел заниматься наукой, чтобы менять мир и двигать прогресс. Но сейчас меня интересует предпринимательство. До этого я работал в «Фоксфорде»: помогал школьникам поступать в МФТИ и другие топовые вузы. Давал психологические и практические советы по подготовке. Еще раньше я участвовал в хакатонах, иногда выигрывал, но не было серьезных проектов. Потом пришла идея emovi, и я понял, что хочу этим заниматься.

В науке я себя потерял. Взял академ и ушел в стартап.

Пробовал делать с разными людьми, тестировал разные гипотезы, менял и дорабатывал идею. В итоге нашел и команду, и финальное видение проекта. Сейчас мы быстро растем.

— Сколько прошло времени от идеи проекта до его реализации и загрузки в AppStore?

— Мы начали в прошлом сентябре. Приложение для Android загрузили на месяц раньше, чем для IOS, — в феврале, поэтому у него больше пользователей. Основная сложность была в разработке алгоритма, который позволяет с помощью машинного обучения понимать, какие эмоции вызывает фильм. Это заняло пять месяцев. В октябре у нас был готовый прототип, который и позволил выиграть хакатон. Сперва его делал я, потом подключились ребята. Основная работа началась в сентябре 2018 года. 

Сейчас у нас нет продаж. Мы считаем себя b2c продуктом, концентрируемся на пользователях и продукте, понимаем, что нам есть куда расти. Несмотря на то, что мы недавно вошли в топ-10 развлекательных приложений App Store, нам предстоит еще много работы. Сейчас у нас есть понимание бизнес-модели. В прошлом месяце у нас было 7 тысяч скачиваний, сейчас — 20 тысяч. А для нас это первый проект.

— Ваше приложение рекомендует фильм в зависимости от тех эмоций, которые пользователь хочет испытать при просмотре. Почему ты решил, что это лучше, чем известные рейтинги и кинорецензии?

—  Людям тяжело определиться с выбором фильма, потому что количество контента растет с каждым днем. Для этого придуманы рекомендательные системы. Но на самом деле то, что есть на «Кинопоиске» и Ivi, это UGC-контент. Люди сами ставят рейтинги, пишут отзывы, в итоге ты видишь мнения большинства. Рейтинг никак не персонализирован. Например, есть хорошие ужастики, но они часто не набирают больше пятерки. 

Мнение большинства работает, но не всегда — особенно, если речь идет о новинках. Получается, что в России и СНГ люди не знают про рекомендательные системы и делают все сами, тратя много времени. 

У «Кинопоиска» изначально не было data science, он как «Википедия» в мире фильмов. Он популярен, потому что в России мало кто пользуется онлайн-кинотеатрами. Типичный пират-юзер думает: «Зачем мне платить, если я могу скачать бесплатно?». Он не понимает, что платит не только за контент, но и за сервис: рекомендации, возможность скачать фильм на мобильник. 

Когда мы питчили идею, большинство смотрело на нас с вопросом: «Что это за ерунда?». Но мы чувствовали, что решаем и свою личную проблему. 

— Ты сказал, что люди в России люди не готовы платить за контент. Но онлайн-кинотеатров с каждым годом все больше: Ivi, Okko, Amediateka. Аудитория, готовая платить за контент, растет, и у нее появляется доступ к рекомендательной системе. Это разве не проблема? 

— Ответ на этот вопрос связан с нашей бизнес-моделью и другим нашим продуктом, который еще в стадии бета-теста. По сути, это агрегатор стриминговых сервисов. Рекомендации в них плохие из-за ограниченного набора контента. Правообладатели не дают им сделать все на одной платформе. Получается, что человек платит за несколько сервисов и ему неудобно. У него три приложения, потому что в одном выходит его любимый сериал, в другом – любимый фильм, в третьем – еще что-то. User experience не очень хороший. Мы видим свою миссию в том, чтобы вырастить рынок. Мы показываем, что фильмы можно выбирать бесплатно.

У нас уже есть неподписанные договоренности с Ivi и Okko, они готовы платить нам за то, чтобы мы приводили пользователей.

Конкурируем с онлайн-кинотеатрами только с точки зрения сервиса. Мы хотим сделать сервис еще лучше.

— Существует ли аналог того, что вы хотите сделать на зарубежном рынке? Там есть Hulu, Netflix, Amazon и не только.

— Apple TV запустил свой стриминговый сервис и приложение Apple TV Channels, в котором все стриминги упакованы в одно приложение. Apple приводит им зрителей и повышает выручку, а также рекомендуют контент из единой базы. По сути, они наши серьезные конкуренты. Но у нас с ними разная аудитория. Нам нужно просто двигаться вперед быстрее. Мы позиционируем себя как платформа, которая помогает разным стримингам выходить на те рынки, где люди не привыкли платить за контент и скачивают его с пиратских сайтов: Россия, Индия. Мы обещаем помощь в этом. Они будут зарабатывать, и мы тоже. 

— Какая механика у приложения и как вы используете машинное обучение?

— Мы экономим время людей, которое они тратят на чтение отзывов. Люди выбирают эмоцию, которую они хотят испытать от фильма. Сейчас мы просто анализируем отзывы с разных сайтов на русском и других языках с помощью машинного обучения. К тому же, люди сами ставят эмодзи, которые отражают их эмоциии после просмотра. Еще продвигаемся в анализе видео. Совсем скоро у нас обновление – будем помогать искать желаемый фильм с помощью видео. До релиза не готов раскрывать подробности.

— Но у вас в приложении все равно есть цифры как в обычных рейтингах. Что они значат?

— Пока мы оставили рейтинг «Кинопоиска», так как он весомый. Но думаю, что в будущем заменим его персонализированным. Людям понравилось то, что в приложении скрываются просмотренные фильмы. У нас есть специальная кнопка, нажав которую, ты не будешь видеть фильмы, которые уже посмотрел.

— 3 июля из-за большого числа скачиваний упал сервис. Почему так произошло?

— Мы попали в целевую аудиторию. Оказались не совсем готовы, но все починили и теперь справимся с большими нагрузками. Раньше был рост, но не такой сильный. А вчера мы выросли на 11 тысяч скачиваний. Не могли предугадать.

— Вы пишете посты на «Пикабу». Как еще продвигаетесь?

— Раньше мы использовали дешевый канал маркетинга «ВК» — привлекали через паблики по четыре рубля за пользователя. Для теста гипотез — сойдет. Потом сработали наши посты. 

Мы учимся — все время пытаемся перенимать лучшее. Например, нам очень помогли лекции Алексея Моисеенкова из Prisma в Вышке по продакт-менеджменту. После того, как у нас пошло, Арам Харди из Prisma вызвался нам помогать бесплатно. Проходили акселерацию в Вышке. Мы много учились, и у нас хорошие показатели роста.

Еще у нас универсальная команда. Я могу заниматься разработкой, дизайном, но сейчас занимаюсь продакт-менеджментом, инвестициями. Наш маркетолог отлично справляется с задачами, но при этом может заниматься IOS-разработкой вопреки мнению о том, что технари не могут сделать что-то гуманитарное.

Мы читали много разных ресурсов и смотрели лекции, в том числе от YCombinator. Там считают, что если ты технарь с нормальными soft skills, ты можешь заниматься разными вещами. Мы в команде можем быстро меняться ролями и двигаться быстро. При этом у нас есть консолидация.

— Ты сказал, что у технарей бывают проблемы с soft skills, и объяснил это воспитанием. Что ты имеешь в виду?

— В Америке школьников учат питчить. То есть ты должен уметь понятным языком рассказывать свою историю. Нам тоже сперва было сложно. Но я считаю, что этому можно научиться. На это нужно обращать внимание. Просто у нас ценятся hard skills, а в жизни иногда нужны другие навыки. Есть очень умные, крутые технари, которым не хватает soft skills. Им нужно обучать уже в школах.

— Как планируете развивать свое приложение? На «Пикабу» вам много всего насоветовали.

— Многое из того, что нам советовали, мы уже понимали, но пока нам не хватает рук для реализации. Мы не можем успеть все. Но чтобы двигаться вперед быстро, нельзя набирать большую команду. Мы хорошо знаем и понимаем свою аудиторию, какие у нее привычки, чего она хочет. Мы понимаем, что продукт где-то сыроват, но готовы бороться. Были и неожиданные советы. Будем дальше экспериментировать с продуктовыми гипотезами, чтобы увеличить рост. У нас есть и негативные отзывы.  

— Вы сейчас все делаете на свои средства? Хотите привлечь инвестиции?

— Мы делали проект на свои средства, нигде параллельно не работая. Мы собираем раунд. У нас было одно предложение от бизнес-ангела, сейчас все на стадии pre-seed, потому что основные гипотезы еще не проверены. Не могу назвать конкретную сумму. Мы участвовали во многих конференциях, питчах — контакты инвесторов есть, но мы открыты к предложениям и сфокусированы на росте. 

— Как вы совмещаете учебу и работу?

— Секрет в том, что нет никакого совмещения. В одном ты делаешь вид, в другом – все по полной. В МФТИ сложно совмещать. Приходится отказываться от успеха в учебе ради успеха в стартапе. Но я считаю, что это нормально. Странно, что человек хочет чем-то заниматься, а его заставляют закрывать экзамены. Прошлый семестр был самым сложным: не спал, работал. Первые три сложных курса я окончил, дальше будет проще. В МФТИ многие работают на четвертом курсе, плотность занятий уменьшается.

Бауманка сейчас — клевый вуз для предпринимателей. Учебная нагрузка не такая большая, и есть свободное время для бизнеса. А Денис из Вышки в этом году уже выпустился. 

 — Как родители относятся к твоему проекту? 

— Не все в моей семье верили в успех, но поддерживали меня. На мнение многих людей пришлось сказать: «Я все равно беру и делаю».

Очень много людей, которые сейчас учатся в топовых технических вузах, идут работать в большие компании. И считают это панацеей. Кто-то пробует создавать стартапы, ходит на хакатоны, но в итоге забивает. Здесь должна быть твердая уверенность и вера в будущее. Мне кажется, нам в России не хватает этой веры. Мы пробовали работать с разными людьми, которые в итоге уходили в «Яндекс» или Mail Group. Стартапу сложно за них конкурировать. 


Материалы по теме:

«Меня считали городской сумасшедшей». Как Вика Картер из Старого Оскола зарабатывает на стримах

«Нас было трое и мы не умели считать деньги»

«‎‎В один месяц ты можешь заработать сотку, а в другой – всего пять тысяч»: Что такое реселл и почему этим занимаются подростки

«Мы были в розовых очках: думали, сейчас запустим – все полетит». Александр Лапин о своем бизнесе на низкокалорийном мороженом Prolce

«На русскую аудиторию я не работаю из-за негатива». Как подросток с Камчатки стал звездой Гонконга и запустил свой бренд

Фото: личный архив

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как молодому специалисту построить карьеру в ритейле?
  2. 2 «Ты ждешь, что будешь управлять миром, а в реальности много рутины». Как открыть рекламное агентство и придумать новый формат рекламы
  3. 3 «С нашей гитарой вы научитесь играть за пару часов»
  4. 4 «Деньги — показатель того, что вы делаете все правильно». Как в 19 лет открыть legaltech-стартап, а в 20 — заработать миллион
  5. 5 Как студенту запустить стартап в HR-консалтинге
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти