«Инфошуму подвержены все, но больше всего вредит он руководителям»

Людмила Чумак
Людмила Чумак

Редактор рубрик «Возможности», «Календарь» и «Образование»

Расскажите друзьям
Людмила Чумак

Автор и ведущий программы «Силиконовые Дали» на радио Megapolis 89,5 FM Владимир Смеркис поговорил про инфошум с Сергеем Кулешовым — заместителем генерального директора «1С — Битрикс».

Другие интервью из программы «Силиконовые Дали» читайте по тегу.

Владимир: Добрый день. Что такое инфошум? Все слышат, все шумит, фонит, но что же это на самом деле за явление?

Сергей: Это довольно серьезное явление, которое сейчас проявляется у каждого человека, пользующегося смартфоном, ноутбуком и вообще живущего в современном технологическом мире. Это ситуация, когда наш мозг, наше сознание очень сильно захламлены не очень важными вещами. Они могут казаться важными, но на самом деле не несут смысловой нагрузки сейчас, в этот момент. По сути, это все, чему мы уделяем свое внимание, отвлекаясь от того, что нам на самом деле важно.

Владимир: Даже не желая этого? Является ли инфошумом следующее явление? Я приходил на канал РБК, давал интервью, и там на фоне по телевизору был канал CNN. Говорили о том, что люди очень сильно привязаны к своим телефонам. И я это как-то хорошо запомнил. Это и есть инфошум?

Сергей: Инфошум — это следствие. Действительно, мы привязываемся к телефонам, начинаем от них зависеть, у многих людей возникает реальная психологическая зависимость. Если телефон разрядился, или вы его забыли, начинается предпаническое состояние — скорее нужно найти зарядку или вернуться домой и забрать свой телефон. Инфошум — это уведомления, которые к нам постоянно прилетают, мы подписаны на кучу соцсетей, приходят «лайки».

Вот это все шум. Это довольно серьезная проблема, потому что она отвлекает нас от важного, а нашему мозгу нужно определенное время на то, чтобы переключаться между задачами, которые он выполняет. В целом это влияет на нашу работоспособность, на нашу способность коммуницировать с людьми, уделять им должное внимание — семье, близким, коллегам. Это довольно пагубная история.

Владимир: А инфошум появился с развитием технологий все-таки? С наличием огромного количества устройств, которые этот инфошум создают — телевизор, телефон, планшет, игрушки, гаджеты?

Сергей: Начиналось все довольно давно. То, что мы сейчас видим и испытываем — это следствие распространенности интернета и смартфонов, их постоянного совершенствования. Владельцы, создатели таких сервисов, в том числе и социальных сетей, специально находят некие лазейки для того, чтобы не отпустить нас от себя, потому что их основной заработок — это мы, наш трафик, наше внимание. Они всячески пытаются найти различные способы, как бы нас вернуть или дольше задержать в приложении.

Владимир: В общем, борьба за внимание — наверное, одна из основных вещей. Много проектов, которые помогают удержать внимание, что создает такой инфошум. Сергей, как влияет инфошум на бизнес и продуктивность человека? Понятно, что постоянно к нам стучатся и физически, и все уведомления, которые приходят, и телевизор, и радиостанция в машине. Очень много информации. Вы проводили какое-то исследование или смотрели на это — каким образом влияет инфошум на продуктивность человека в рабочем пространстве?

Сергей: Да. Мы действительно проводили опрос. У нас очень много клиентов, которые ведут бизнес, управляют людьми, компаниями, продажами и так далее. Мы задали им несколько простейших вопросов о том, ощущают ли они на себе влияние какого-то информационного шума. Как минимум две трети людей ответили «да». Они признали, что инфошум является некоторой проблемой. Половина заявляет, что для того, чтобы переключаться между задачами им необходимо от пяти до двадцати минут. Это огромные потери во времени.

Владимир: Кроме этого, ты переключаешься еще и на другие уведомления на других устройствах, в других местах, на личную беседу или звонок.

Сергей: Да. Там в одно заглянул, а там еще три счетчика горит, которые тоже хочется погасить. 30% людей хватается за телефон каждые шесть минут, а то и чаще. Это уже рефлекс.

Владимир: Это ужасно. Я, к своему ужасу, установил себе на телефон программу, которая считает, сколько времени я нахожусь в телефоне — реально 3–4 часа в день. Это значит, что телефон разблокирован, я там что-то смотрю, что-то делаю, это страшные цифры.

Сергей: Не самые плохие, но уже стоит задуматься. Хорошо, что вы вообще об этом заботитесь, поскольку это правда важно. Если поднять глаза и посмотреть, чем занимаются коллеги, вы увидите, что кто-то точно сидит в телефоне. Возможно, не один, а несколько человек. Это реальная потеря времени в компании, поэтому этой проблеме надо уделять внимание. С точки зрения личной эффективности, каждый человек должен для себя принять какое-то решение о том, готов ли он так работать и снижать свою личную эффективность, что впоследствии будет влиять на компанию и на результаты. Или все-таки иметь какую-то технологию, позволяющую уменьшить потраченное время или как-то от этого избавиться.

Мы видим примеры в общественном транспорте — все сидят в телефоне — в очередях, на конференциях. Я часто выступаю, и вот смотришь в зал — а там процентов 20–30 точно сидит в телефонах и на 99% не слышит то, о чем говорят. Хотя пришли туда потратить свои время и деньги, чтобы взять что-то на ум. Это, действительно, проблема. С точки зрения бизнеса, время, потраченное людьми, — это самая большая ценность, которая есть в компании. И надо научиться ее возвращать.

Сергей Кулешов

Сергей Кулешов. Фото: страница Сергея в Facebook

Владимир: Сергей, у меня такое ощущение, что люди в России и странах СНГ чуть иначе относятся к работе в целом. Я слышу от своих знакомых, друзей, которые живут в Америке или в Европе, что люди наиболее сконцентрированы в рабочее время на работе именно потому, что им платят за часы. Да, они уходят ровно в 6, для них это нормально, потому что у них баланс личной жизни и работы более налажен, наверное, чем у нас. У нас часто выходят покурить, выходят выпить кофейку, поболтать в коридоре с соседями, в то время как там — по крайней мере, по ощущениям, — люди реально сидят и делают дело. Так ли на самом деле, по вашему мнению? И, может быть, на Западе инфошум меньше мешает людям делать свои дела?

Сергей: Менталитеты у нас разные, сильно отличаются. Это можно разделить на три большие зоны. Есть западный подход, есть наш и есть восточный. Мы где-то между Западом и Востоком, у нас что-то такое намешанное и не очень из-за этого понятное. Я готов согласиться с тем, что в нашем менталитете почему-то проводить много времени на работе, не занимаясь при этом делом. Человека может совершенно не заботить, что он сейчас не работает, нечего делать — ну и ничего страшного. За всех нельзя говорить, но вот такое мы замечаем.

На Западе культура несколько отличается. Там люди действительно более ответственные, может, там просто выстроилось исторически — если человек за что-то получает деньги, он должен их заработать, а у нас — некое получение халявы, такая национальная забава. На Востоке тоже свои особенности. Там люди работают очень много, подход сильно сказывается, в том числе, и на то, как будут влиять всякие современные технологии на рабочий процесс. Кажется, что мы в России наиболее подвержены этому влиянию.

Владимир: А вообще, в плане подверженности, какие типы людей или должностей зависимы от такого феномена, как инфошум? Кто наиболее подвержен инфошуму сегодня?

Сергей: Тут надо говорить о том, что подвержены все. Все, кто имеет доступ к быстрому интернету, смартфону и так далее, подвержены этому влиянию. Тут скорее важно то, для кого это наиболее пагубно. Особую важность всегда будут составлять руководители. Те, от кого зависит креативная составляющая бизнеса, кому нужно придумывать цели, думать стратегически и вообще размышлять о том, как двигать компанию вперед, как двигать отделы, придумывать что-то новое.

Наиболее творческие люди подвержены влиянию — инфошум мешает им это делать. Наш мозг устроен таким образом, что он не может генерировать что-то, если в него постоянно льется какой-то поток. Успешные люди, бизнесмены и руководители умеют отключить внешний поток для того, чтобы сосредоточиться, подумать о чем-то важном, спланировать свою работу и работу своих людей. И вот получается это успешно.

Владимир: Есть ли решение — как бороться с таким явлением, как инфошум? Для того чтобы быть продуктивным и в личной жизни, и на работе?

Сергей: Во многих случаях говорят, что признать проблему — наполовину ее победить. Для начала надо признать. Как вы уже сказали, установить приложение, чтобы понять, сколько времени вы проводите в телефоне — правильный шаг. Сейчас эта проблема есть у очень многих людей. Потом есть несколько путей того, как снижать информационный шум.

Владимир: А как понять, что проблема есть?

Сергей: Посмотреть на свой день. Посмотреть, как часто хватаешься за телефон и зачем, сколько времени проводишь в тех или иных социальных сетях.

Владимир: За новогодние праздники набрал хорошенько веса, и заметил за собой такую привычку, что по ночам, когда я прихожу домой после работы, открываю холодильник каждые 20 минут и смотрю, не появилось ли там что-нибудь новенькое. Может, с другой стороны кто-то положил новый продукт. То же самое с нашими гаджетами, с нашими источниками информации. Если ты делаешь это без нужды, без цели, то это уже звоночек.

Сергей: Совершенно верно. И даже если просто замерить, сколько времени вы проводите в телефоне, в соцсетях не по делу, я уверен, что глаза откроются на то, что проблема есть. А дальше — отключить лишние уведомления, заставить себя залезть в настройки и выключить их. Можно проводить сеансы детоксикации — удалить все социальные сети из телефона, заходить только с компьютера или через браузер. Это ужасно неудобно. Не нужно делать это раз и навсегда — пожить так одну-две недели, очиститься, понять, что ничего страшного не произошло. А у тебя появилось чуть больше времени на какие-то вещи.

Владимир: Сейчас многие говорят, что у них бизнес-процессы связаны с социальными сетями, они смотрят, как конкуренты себя ведут, как коллеги себя ведут, может, полезную информацию оттуда черпают. Особенно у пиарщиков, например.

Сергей: Да, про пиарщиков не будем говорить. Мы будем говорить про тех, у кого относительная потребность в соцсетях. Я для себя понял, что на социальные сети нужно тратить определенное количество времени в день. Я понимаю, совсем отказаться нельзя, потому что там партнеры, там коллеги, там семья, и на это просто выделяется конкретное время в день. Полчаса утром, полчаса вечером, можно в обед. Хотя обед — плохое время для соцсетей, потому что в это время надо дать своему мозгу отдохнуть. Отключаем уведомления, в крайнем случае — удаляем приложения, и выбираем себе время для работы с социальными сетями и другими приложениями. Также сокращать количество сервисов, которыми пользуемся. В частности, наш продукт — Битрикс 24 — позволяет сосредоточить в одном приложении все рабочие процессы. Это, в общем, сокращение количества источников шума.

Владимир: Сергей, мы с вами работаем в IT-области и говорим, что гаджеты нас убивают. Все уведомления, количество источников информации — все это уводит наше внимание от главных вещей, и мы переключаемся на другие задачи, не понимая, что мы делаем. Может быть, все-таки технологии помогут нам, наоборот, сконцентрироваться? Не только разрушителем нашего внимания будут?

Сергей: Да. Я бы сказал, что я на это очень надеюсь. Дело в том, что технологический рынок довольно молодой, и, несмотря на свой экспоненциальный рост, это подвижный живой организм. Он будет подстраиваться — и бизнес, и люди будут его как-то менять. И, конечно же, в том числе сервисы, в том числе производители и разработчики различных систем будут всячески идти в сторону того, чтобы, например, бизнесу было лучше. Бизнесу плохо, когда люди тратят свое время на ненужные вещи. Соответственно, все будут стараться сделать так, чтобы бизнесу было лучше, потому что бизнес приносит деньги. Мы будем надеяться, что и сервисы, и социальные сети найдут эту золотую середину — как сделать так, чтобы люди продуктивно проводили свое время на работе и в то же время уделяли время социальным сетям.

Владимир: Говоря про ваш продукт, понятно, что здесь единое рабочее пространство, здесь вы получаете уведомления только про работу, здесь у вас и мессенджер, и счета, и заявки на отпуск. Таким образом вы пытаетесь сконцентрировать внимание пользователя на рабочих моментах исключительно в одном окне. Много было попыток, на самом деле, объединить мессенджеры, например, в один, но как-то нет единого протокола. Вернее, протоколы какие-то есть, но нет единого приложения или инструмента, в котором ты получаешь все свои сообщения, все свои уведомления.

Казалось бы, Telegram — новая штука, очень удобная, но, Павел, сделай, пожалуйста, разделение на каналы, чаты и личные сообщения, потому что невозможно. Несмотря на то, что можно запинить пять сообщений вверху, сложно ориентироваться в огромном потоке. Поэтому по старинке заходим в WhatsApp. Почему это не удается людям сделать? Вот вы хорошо делаете рабочий инструмент, рабочий продукт. Почему в личных вещах этого не удается сделать до сих пор?

Сергей: Удавалось на заре мессенджеров, когда были ICQ и Jabber и были единые приложения, которые умели объединять много разных мессенджеров. Но потом пути разошлись, и, я полагаю, это произошло из-за каких-то меркантильных соображений. То есть из-за аудитории: WhatsApp хочет свою аудиторию, удерживать ее, Telegram — свою и так далее. Конечно, создание такого приложения, которое объединит все приложения, чревато потерей своей аудитории. Естественно, все туда побегут, это гораздо удобнее.

Владимир: Все чаще вижу сообщения в социальных сетях, на баннерах и так далее — когда приезжаете к нам в отель, вы не используете телефоны, полная детоксикация от мобильной связи, интернета, у нас ничего нет. И это уже кажется привлекательным предложением, потому что нужно действительно отдохнуть от всего. На ваш взгляд, как правильно отдыхать, чтобы инфошум позволял нам концентрироваться на важном?

Сергей: На мой взгляд, надо для себя придумать несколько традиций или ритуалов отдыха. Человек подвержен привычкам, и у себя нужно вырабатывать привычку отдыха. В частности, очень хорошая идея — поехать отдыхать без телефона или туда, где нет связи вообще. Я такое один раз делал, действительно, полностью переключается мозг. У современного человека в повседневной жизни есть несколько способов снизить влияние информационного шума. Делается это довольно просто.

Я встречал несколько разных решений, в частности, я, например, не беру на обед мобильный телефон. За это время не происходит никаких пожаров, хотя первое время было не по себе, не случится ли ничего такого горячего, острого и так далее, что мне надо срочно сделать. В какой-то момент я понял, что ничего страшного в том, что я не возьму мобильный телефон с собой и полчаса-сорок минут проведу без него, нет. Но за это время мне в голову приходит десяток идей, которые я могу впоследствии реализовать, и это здорово.

Я был в гостях в одной из компаний. У них есть комната тишины. Это место, куда можно просто прийти, там приглушенный свет, там можно даже поработать, если хочется, но в целом можно провести просто время наподобие медитации. Можешь 5–10 минут посидеть в тишине, отключившись от мира. Это уже хорошая практика, потому что через 5–10–15–20 минут начнут в голову приходить какие-то классные мысли, идеи, которые нужны в бизнесе, нужны в работе. Это здорово.

Владимир: Я, например, с собой в кровать не беру телефон. Я оставляю его заряжаться на кухне, ставлю будильник, и когда он звенит, мне приходится встать и разбудить весь дом. Это удовольствие, когда можно расслабиться. Вроде хочешь потянуться, посмотреть новости — но его нет, надо идти.

Сергей: Очень правильное дело, я тоже стараюсь ставить телефон подальше на зарядке, чтобы к нему не вставать, а спокойно расслабиться. Лучше поговорить с супругой.

Владимир: Согласен. Или заняться чем-то полезным и приятным. Сергей, спасибо, что пришли к нам и рассказали про инфошум, потому что многие об этом даже не задумываются, я призываю всех установить себе приложение и посмотреть, сколько времени вы тратите на ненужные вещи, и помимо игр на телефонах, есть еще игры с людьми, поэтому обратите на это внимание.


Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Say Future: Security
24 октября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase