Top.Mail.Ru
Интервью

Джордан Шапиро: «Проблема не в технологиях, а в том, что мы не учим детей строить здоровые отношения с ними»

Интервью
Дарья Кушнир
Дарья Кушнир

Редактор YOUNG RB.RU

Дарья Кушнир

Сколько часов в день ребенку можно играть в смартфоне? Этот вопрос регулярно задают доктору философии, автору книги «Как подготовить детей к будущему, которое едва можно предсказать» Джордану Шапиро. Он всегда с улыбкой называет выдуманное число, а потом отвечает, что на самом деле нет никакого правила. Шапиро выступает за геймификацию обучения и воспитания. Мы встретились с ним на чемпионате WorldSkills 2019 и узнали, почему игры – не причина зависимостей, родители должны спокойнее относиться к технологиям, а диджитал-детокс не работает.

Джордан Шапиро: «Проблема не в технологиях, а в том, что мы не учим детей строить здоровые отношения с ними»

– В своей книге вы настаиваите, что игры и соцсети должны быть больше внедрены в образование и воспитание детей. Но от них может возникнуть зависимость, и многие родители этого боятся. Как же быть? 

– В научном сообществе есть разногласия, стоит ли называть это засимимостью. На самом деле неважно, как мы это назовем. Абсолютная правда, что у людей могут быть нездоровые отношения со своими гаджетами и видеоиграми. Но люди также иногда имеют нездоровые отношения с едой, деньгами, работой, сексом. И все эти вещи – не первопричина. Как родители и как общество мы должны понимать, как решать проблемы с разными зависимостями, как их предотвращать. Проблема не в технологиях, а в том, что мы не учим детей строить здоровые отношения с ними. 

Задача родителей, нянь, учителей, всех взрослых – научить детей жить в этом мире и взаимодействовать с объектами здоровым образом.

Я не говорю: «Эй, родители, продолжайте позволять ребенку сидеть одному в своей комнате, игнорируя всех. Поддерживайте, если он все время играет и избегает людей». Речь не об этом. Дело в том, что технологии существуют, они никуда не уйдут, и наша задача – предотвратить нездоровые отношения с ними. Чтобы это сделать – надо включиться, стать вовлеченным родителем и показать здоровый пример. Отлично, если мы научим детей использовать технологии для самовыражения, а не только эскапизма. 

– Проблема в том, что большинство родителей сами не знают, как правильно использовать технологии, и говорят детям: «Никакого компьютера!», – листая ленту Instagram. Чему они научат своих детей?

–  Не так много родителей имеют нездоровые привязанности к своим смартфонам, как они сами думают. Да, иногда они чувствуют небольшое выгорание, если слишком долго сидят в соцсетях, но стараются с этим справляться. Я сам каждые пару месяцев решаю, что хочу больше заниматься спортом, потому что забросил зал. Это просто часть того, что значит быть человеком – решать, как изменить себя и свои привычки. 

У большинства родителей есть страх, что они не понимают, как подготовить ребенка к жизни. Но они понимают больше, чем думают.

Возможно, они не в курсе всех технических примочек, не знают, как технически пользоваться разными вещами, но это не главное. Важно, чтобы у них были ценности и они предали их детям. Моя мама не могла предположить, как будет выглядит мир, к которому она меня приготовила.

– Многие родители просто запрещают детям сидеть в интернете, отбирают телефон, думая, что это метод воспитания.

– Я не буду говорить слишком жестко про этих людей, потому что хочу, чтобы они купили мою книгу (смеется). Думаю, это нехорошая практика. Так они просто создают запретный плод и взращивают в ребенке чувство вины, с которым ему еще жить.

– Как вы отноститесь к диджитал-детоксу? Это большой тренд сейчас.

– Я против. Это не очень здоровая практика, как любые диеты. Потому что после диеты ты срываешься, чувствуешь себя плохо из-за этого, коришь себя, живешь в постоянном стрессе. Я считаю, что люди не должны чувствовать себя плохо из-за использования технологий. Они должны принять, что мы живем в меняющемся мире и к нему нужно адаптироваться.

– В исследованиях про диджитал детокс упоминают эксперимент «Ящик Скиннера». Сравнивают людей с голубем в ящике, который нажимает на кнопку, чтобы получить еду, только люди по этой же причине постоянно обновляют ленту или почту в ожидании лайка или сообщения.

– Речь идет о том, как люди получают дофамин. Этот механизм также работает, когда человек получает хорошую оценку, ест вкусную еду или целуется. Может, запретим эти вещи? Мы не делаем постоянно все, что приносит нам удовольствие, у нас есть фильтр. Я часто встречаю эту аналогию, и она довольно упрощенная. 

– Вы смотрели сериал HBO «Эйфория»? Он стал шоком для многих родителей, которые не знали, чем живут их дети-подростки.

– Я начал, только одну серию посмотрел. Но можете спойлерить, ничего страшного.

– Спойлерить не буду! Я думаю, одна из важных тем сериала – депрессивная гедония, когда герои не могут делать ничего кроме получения удовольствия.

– Они же подростки, они только учатся выстраивать фильтры. Мой сын, ему 13, недавно узнал, что он может купить билет на поезд и уехать куда угодно. Я стараюсь с ним разговаривать и объяснять, почему этого сейчас не стоит делать. Разговаривайте с детьми.

Какие еще книги, кроме вашей, вы можете посоветовать родителям?

– Рекомендую «Дар неудачи» Джессики Лейхи. Это сильная книга, которая помогает родителям перестать ожидать от детей, что они будут делать все так, как вы хотите. Это книга про то, что нужно позволять детям делать ошибки, помогать им осознать ценность ошибок. 

– Ваши сыновья читали ваши книги?

– Да, оба. И они постоянно мне говорят: «Без нас ты бы не написал свою книгу, так что давай сюда проценты». Я смеюсь и отвечаю, что и так трачу на них большую часть заработка. На самом деле они они живут со мной, так что давно в курсе моих взглядов на технологии и воспитание, и TED Talk тоже смотрели. Они приходят из школы и говорят: «Мы видим разницу между детьми, которые любят делиться мемами, и теми, кто только этим и занимается». Я думаю, они довольны тем, как я отношусь к технологиям и воспитанию. Сколько вам лет? Простите за такой вопрос.

–22.

– Это значит, что вы уже росли в этом технологичном мире со всеми чатами и постоянными переписками на учебе.

– На самом деле я читала больше до 13 лет, потому что у меня был плохой интернет. 

– Я всегда говорю сыновьям, что нужно читать, и это важнее, чем выполнять домашнее задание. Потому что чтение делает тебя умным, а домашка просто учит навыкам. У нас нет правил, сколько времени они могут проводить онлайн, но есть правила, сколько они должны читать. 

Как привить любовь к чтению? Читайте вместе. Я просто говорю: «Сейчас мы идем в парк, и там у нас будет час чтения».

Мы вместе берем свои книги и идем. У меня тоже есть большой список, который я хочу прочитать. Важно, чтобы родители не сидели в Instagram на диване, указывая детям, что пора взять книжку.

Фото на обложке: jordanshapiro.org

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 В чем ошибаются родители молодого предпринимателя и как с этим справляться обеим сторонам
  2. 2 Сегодня на уроке мы летим на Марс: Как VR-технологии меняют российское образование
  3. 3 После криптокотиков: Что такое блокчейн-игры и кто на них сможет заработать
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта