Top.Mail.Ru
Интервью

«Давайте мы раскрасим ящик, а вы дадите денежку». Как старшеклассник из Читы зарабатывает, преображая город

Интервью
Анна Меликян
Анна Меликян

Редактор Young

Анна Меликян

Степану Степанову 16 лет, он учится в 9 классе, живет в Чите, увлекается баскетболом и изучает китайский язык. Летом 2018 года он решил сделать свой любимый город красивее и занялся проектом «Живи ярче». Теперь вместе с друзьями он преображает старые телефонные ящики у офисов компаний. В мае 2019 года его проект победил на премии Rusbase Young Awards в номинации Junior Hero. Мы узнали у Степана, в чем смысл рисования на старых ящиках, как реагируют жители Читы и как он представляет идеальный город. 

«Давайте мы раскрасим ящик, а вы дадите денежку». Как старшеклассник из Читы зарабатывает, преображая город

– Как ты придумал проект «Живи ярче»? 

– Мне было 15 лет. Моему проекту этим летом год, я его реализовал в июле 2018 года. Как вообще пришла идея: мы прогуливались с друзьями по нашему городу и заметили, что у нас очень много старых некрасивых телефонных ящиков. Это такие будки, похожие на большие спичечные коробки. Ими сейчас уже никто не пользуется, у нас же новая эра мобильной связи, но будки остались. Они стоят ржавые, заросшие, и мы подумали – почему бы не привести их в приличный вид, украсить город таким арт-объектом, еще и заработать на этой идее. Мы подумали, что будет классно обратиться к компаниям, у которых офисы располагаются около этих ящиков. Плохо же, когда у компании рядом стоит такая некрасивая конструкция. Так родился наш проект.

– Как вы договорились с первыми клиентами? 

– К нашему удивлению это оказалось проще, чем мы думали. Первыми объектами у нас были бар и библиотека. Бар, конечно, не очень подходящий партнер, мы же за здоровый образ жизни. Но для бизнеса можно было как-то его использовать. Мы пришли к ним и сказали: «Давайте мы его раскрасим, а вы дадите денежку?». Так и сделали. Получилось интересно: мы изобразили на ящике окончание матча Россия-Испания на FIFA 2018 – пенальти, которое отбил вратарь российской сборной Игорь Акинфеев. Получилась такая ирония: вроде и пивная тема, и спорт, и красиво. 

– Какая себестоимость одного ящика? 

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

– Один ящик стоит около 10 000 рублей. Себестоимость – 6 000 рублей. Деньги мы тратим на зарплату художнику, дизайнеру, материалы. Моя прибыль от одного ящика около  3 тысяч рублей. Я могу сказать, что это небольшие деньги. Но думаю, что это пока на этом этапе развития моего проекта это не самое главное. Мы хотим развиваться – зарегистрировать компанию в первую очередь. Мы понимаем,  что это обязательно нужно делать, сейчас этим занимаемся. Пока не было необходимости это делать. Мы сейчас называем себя просто «Команда Живи Ярче». Но когда у нас будет зарегистрирована компания, появятся новые возможности, новые контакты. Поэтому мы к этому стремимся. 

– Тебе надо получать разрешение на разрисовку ящиков? 

– Да. Это очень важный вопрос. Чтобы реализовать проект законно, нужно обязательно договориться с компанией – владельцем телефонных ящиков. Иначе получается какое-то хулиганство. Все оказалось проще, чем мы думали. Мы узнали, чьи это ящики, в интернете. Как и по всей России, владельцем оказалась компания «Ростелеком» – глобальный провайдер в нашей стране. Нас, это, конечно, смутило: большая госкомпания, а мы такие маленькие. Но в итоге мы записались к ним на прием, рассказали, чего мы хотим, и нас определили к кому-то вроде менеджера по социальным вопросам. Ему мы тоже рассказали обо всем, и нам сказали: «Мы подумаем». И через неделю нам на почту пришло письмо – они согласились. Текст был такой: «Мы в этом не участвуем, но мы об этом знаем». Для «Ростелекома» это тоже как эксперимент, они тоже еще изучают, что из этого получится. Возможно, это выльется во что-то более глобальное. Потому что от этого выигрывают все. И город красивее, и у «Ростелекома» ящики из ржавых превращаются в конфетку.

– Расскажи о своей команде. Кто за что отвечает? 

– Сейчас команда у нас небольшая, всего 4 человека. Но нам хватает. Я – организатор. Второй человек отвечает за работу ящика до того, как к нему приступил художник, то есть очищает его от старых объявлений, краски, ржавчины и покрывают грунтовкой. Есть дизайнер, который предоставляет макет ящика заказчику, и художник. С одним мальчиком – грунтовщиком – мы учимся на параллели  в нашей школе. Дизайнер – мой друг из другой школы. Мы познакомились с ним в секции по баскетболу, и оказалось ,что он увлекается фотошопом. Мы привлекли его в наш проект. 

– А как реагируют прохожие на разрисованные ящики? 

– Был интересный случай. Когда мы работали над одним ящиком, к нам подошел прохожий и спросил, что мы делаем. Мы ему объяснили, и он нам сразу: «А давайте я дам вам денег, и вы покрасите ящик в моем дворе?».

Вообще люди часто останавливались, фоткали нас, говорили, что мы молодцы. Очень прикольно, когда общаешься с людьми, и они тебе: «Ты видел вот там ящик раскрашенный?». А это наш ящик. Люди знают о нас и говорят о нас. Но самое классное то, что за год ни разу вандалы не портили наши объекты. Мы предоставляем гарантию 6 месяцев: если ящик испортят, мы его заново нарисуем. И еще ни разу нам не пришлось этого делать. Я считаю, что это самый лестный отзыв, который может быть. Еще в группах города во «ВКонтакте»  иногда фоточки с ящиком выкладывают. У нас на одном ящике рисунок в виде телефона и на нем надпись: «Привет, как дела?». И люди маркером пишут, что у них все хорошо. Это не вандализм – просто такой диалог. От коммунальных служб тоже никаких жалоб не поступало. Оказывается, всем нравится! Будем продолжать.

– Какие проекты тебя вдохновляют? 

– Россия – страна стрит-арта. Уличное искусство, граффити здесь очень развиты. Но люди обычно считаю это хулиганством. В принципе, так и есть, если ты рисуешь на чьем-то гараже, на чьем-то заборе, не согласовано. Проблема в том, что люди, которые хотят заниматься стрит-артом, не понимают, как правильно это делать. В России проектов, которые также красят ящики, много, но набирать популярность это движение начало только год назад.

Мы успели запрыгнуть в эту тележку хайпа и первым в своем городе создавать такой проект.

В Челябинске, например, есть проект «Челябинский урбанист», и там ребята конкретно занимаются городской средой. Они тоже раскрашивают ящики, но собирают на них деньги в интернете через краудфандинг. Вдохновляют еще просто какие-то работы современных художников, например, Покраса Лампаса. 

– Какое главное качество помогает тебе строить свой бизнес? 

– Я думаю, что в XXI веке самое главное качество, чтобы добиться успеха, – это жизненный опыт и твои навыки. Как и soft-skills, умение общаться с людьми, так и hard-skills – твои профессиональные навыки. Я думаю, что я по большей части организатор. Умею грамотно построить командную работу и привлечь с помощью софт-скиллс людей, которые хорошо делают то, что им нравится. Кроме этого я, конечно, должен разбираться во всем, что касается моего проекта: от выбора ящика до его сдачи клиенту. 

– А как удается совмещать учебу и свое дело? Оно не мешает учебе? 

– Учебе не мешает. Даже помогает. Когда работаешь над проектом, делаешь что-то новое, и это дает новые мысли. Тем более, мы все делаем летом. Лето – это кайф, тепло, всем удобно. Учебы нет, и мы полностью погружаемся в наши проекты. А зимой спокойно учимся. Для нашего маленького проекта это время планирования, конструирования и сотрудничества на теплый сезон.

– А как твои сверстники, учителя, родители реагируют на то, чем ты занимаешься? 

– Родители хорошо реагируют и даже помогают методически, подсказывают, как нужно что-то сделать, как общаться с клиентами, как добиться результата. Большинство учителей не знает о нашей деятельности, потому что до этого пока что не доходило. Не рассказывать же каждому встречному, что у тебя есть проект. Но мы обращались к некоторым учителям за помощью по технологии и по дизайну. Все, кто знает о «Живи ярче»,  говорят, что это классно – новый опыт, новые знания, плюс собственный заработок. Классно познать это сейчас, а не через 5 лет. 

– Почему ты так думаешь? 

– Потому что бизнес делать никогда не рано. Чем раньше ты начнешь, тем раньше у тебя появится опыт, ты будешь впереди конкурентов. У нас всего одна жизнь, и не нужно терять это время. Я так считаю.  

– А ты в дальнейшем тоже хочешь быть предпринимателем?

– Вообще профориентация – это штука сложная, не хочу пока что загадывать. Но я думаю, что, возможно, моя жизнь будет связана с бизнесом. Неизвестно, как получится с институтом, какой факультет я выберу. Сейчас я занимаюсь бизнесом, и мне это нравится. 

– У тебя всегда было желание делать что-то для города? 

– Чита – мой родной город, я тут прожил всю жизнь. Я всегда думал, что хочу что-то оставить здесь, что-то сделать для города. Но никогда не понимал, что конкретно можно сделать. В прошлом году, когда мы увидели эти ящики, у меня в голове что-то щелкнуло – и все получилось. Возможно, потому что я повзрослел.

– Каким в твоем представлении должен быть идеальный город? 

– Идеальный город – это город, в котором всем приятно жить. Там должно быть чисто и развита инфраструктура. Сейчас очень многие об этом говорят. Например, к нам приезжал блогер Илья Варламов и указал на какие-то проблемы. Люди обратили на это внимание. Прекрасно, что есть такие люди, которые будоражат сознание людей. Очень важный момент: каждый сам должен быть заинтересован в том, то что ему нравилось в нем жить. Не надо ждать, что государство само сделает город комфортным. Нам уже сколько десятилетий говорят: давайте не будем мусорить, давайте не будем кидать бумажки. Это очень просто, но, как видим, не работает. Чита – это мусорная столица России. Здесь его очень много!

Надо, чтобы у самих жителей было в сознании, что надо жить как люди, не мусорить, иметь активную жизненную позицию.

Ну, и, конечно, грамотная инфраструктура, транспортная система, как в Москве. Еще я был бы рад, если бы было больше зелени в городах: и красиво, и воздух свежий.

– Каким ты видишь свой проект в ближайшем будущем?

– Покрасим все ящики в мире! 

– Амбициозно!

– Это шутка, конечно. Вообще, было бы классно раскрасить хотя бы центр города или, наоборот, какие районы, где очень грустно. Сейчас наша цель – не допустить, чтобы проект заглох зимой. Поэтому мы пойдем работать в помещения. Естественно, нам нужно юридическое укрепление, а еще иметь минимальный оборот, чтобы не стоять на месте. Потому что проект всегда должен двигаться, движение должно быть всегда в бизнесе. Желательно делать это грамотно. Еще надо держаться за клиентов, с которыми действительно хорошо получается работать. Для этого нужна грамотная пиар-компания. Ее вполне возможно запустить за небольшие деньги. Вот такие у нас планы на ближайшее будущее.

– Как тебя изменила работа над собственным проектом? 

– Я получил очень большой опыт и понял, что на самом деле все в наших руках. Я очень люблю Россию, я патриот. И я думаю, что в наших руках решить ее проблемы. Мой проект о том, что если люди будут заинтересованы, в том, чтобы что-то менять, то все получится. Нет ничего невозможного. И даже  в 16 лет можно уже делать cущественные вещи.

Фото на обложке: Rusbase

Фото: из личного архива героя

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Нас было трое и мы не умели считать деньги»
  2. 2 «Мы были в розовых очках: думали, сейчас запустим – все полетит». Александр Лапин о своем бизнесе на низкокалорийном мороженом Prolce
  3. 3 «Зашивать раны можно и дома за чайком». Виктория Сбитякова – о своем бизнесе на тренажерах для хирургов Suture Pad
  4. 4 «Я стремился все делать сам, не просить помощи». Дмитрий Котов – о своем проекте «Вездефон» и победе в Rusbase Young Awards
  5. 5 «Юный возраст — мое преимущество. Чтобы выделиться, обязательно иметь свою фишку»
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти