Top.Mail.Ru
Интервью

«Писал код с утра до вечера». Как студент факультета менеджмента стал разработчиком и получил стипендию Apple

Интервью
Юлия Глозман
Юлия Глозман

Журналистка, YOUNG RB

Дарья Кушнир

Якову Маньшину 21 год. Он учится в Высшей школе экономики на факультете международного менеджмента и обожает IT. В 2019 году Яков получил WWDC Scholarship от Apple. Сейчас он ведет свой проект про космос, разрабатывает приложение для Chanel и не собирается останавливаться. Мы узнали, почему Яков предпочел IT менеджменту, как его заметил Apple и какие IT-проекты его вдохновляют.

«Писал код с утра до вечера». Как студент факультета менеджмента стал разработчиком и получил стипендию Apple

– Как ты начал заниматься IT?

– Компьютеры и все, что с ними связано, интересовали меня с тех самых пор, когда у меня появилась первая машина на XP лет 15 назад. За это время я успел позаниматься и версткой сайтов и веб-разработкой, и администрированием серверов на Windows и Ubuntu, и даже попробовать свои силы в C. Но интерес к технологиям не ограничивается для меня чисто техническими вещами: мне было интересно почти все, что можно сделать с помощью компьютера — от создания презентаций до видеомонтажа.А вот в мобильную разработку я пришел пару лет назад, когда увидел бесплатный электронный учебник по Swift от Apple.

– Что тебе нравится в IT?

– Меня всегда вдохновляло то, как технологии меняют жизнь человека, предлагая ему новые, более простые и эффективные способы работать и более разнообразные возможности для развлечений. Я не вижу большой ценности в технологиях самих по себе, в отрыве от реальной жизни.

– Где ты сейчас работаешь?

– Сейчас я работаю в российском офисе Chanel: с французскими коллегами разрабатываю приложение, которое помогает продавцам бутиков в Великобритании, Франции, Арабских Эмиратах и других странах узнавать о предпочтениях клиентов и быстрее оформлять покупки.

– Ты учишься в Вышке, но не на той специальности, по которой работаешь. Где ты научился всему, что умеешь?

– Я заканчиваю факультет международного менеджмента в следующем году. Все, что связано с разработкой, я осваивал сам: по учебникам, статьям и видео. Не могу сказать, что и в других вещах, например, таких, как организация командной работы, была какая-то заметная польза от университета.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

– Что ты считаешь лучшим из того, что ты сделал?

– Лучшим из того, что я сделал, было решение освоить разработку. Дело даже не столько в возможностях, которые открываются, сколько в пользе от понимания того, как работает код. Это приводит в порядок мысли и помогает принимать оптимальные решения в любых ситуациях.

В свободное время я еще развиваю свой маленький проект Space Photos — это приложение, которое показывает фотографии космоса: каждый день новое фото. Space Photos — это целиком и полностью хобби, там нет никакой бизнес-составляющей. С помощью него я изучаю новые технологии и применяю их на практике.

– Какие у тебя цели и мечты в карьере и в жизни?

– Пожалуй, моя главная цель на ближайшие недели, месяцы и годы — работать над собой, чтобы завтра быть лучше, чем сегодня. Это применимо и для карьеры и для жизни так. Пока я не знаю, хочу ли работать в крупной компании или по найму. У меня нет однозначных предпочтений. Интересно получить разнообразный опыт.

–  Как тебе удалось получить награду от Apple?

– Каждый год Apple проводит в Калифорнии конференцию для разработчиков — WWDC. Попасть на нее могут немногие: желающих значительно больше, чем мест, поэтому билеты получают случайные люди из числа тех, кто оставил заявку. За билет, кстати, еще нужно заплатить $1600.

Но для студентов особые условия: если сделать достаточно хороший проект, можно выиграть scholarship и получить билет на конференцию и проживание в Сан-Хосе. 

Я узнал про этот конкурс, когда уже открылся прием заявок, а участвовать в нем решил еще позже — дней за пять до дедлайна. Несколько вечеров ушло на разработку проекта — простой игры, в которой нужно «разрабатывать» приложение: ловить пролетающие мимо устройства, чтобы оптимизировать программу для них, и давить баги (в буквальном смысле — прыгать на жуков). Еще один вечер я потратил на тестирование и «тюнинг» сложности (чтобы победить в игре было не слишком легко, но и не слишком трудно).

Не знаю, почему победил именно мой проект. Не берусь анализировать. В интернете можно найти миллион постов о том, какие идеи обычно выигрывают и какой проект сделать, чтобы «точно-точно» выиграть. Я не читал ни один из таких постов. Как по мне, это лишь спекуляции, и я бы не хотел опускаться на тот же уровень. 

Я делал проект, который был интересен мне самому и который позволил изучить новые фреймворки, например, SpriteKit. Цель сделать что угодно, лишь бы выиграть в конкурсе, передо мной не стояла.

Стоит понимать, что идея проекта — это лишь один из критериев, по которым оценивались заявки. Еще смотрели на качество кода и ответы на вопросы в анкете. Я обрадовался, когда узнал, что мой проект выиграл, но вряд ли бы расстроился, если бы получилось иначе.

– Что бы ты хотел сделать? Где поработать?

– Я считаю важным направлением защищенные коммуникации. На мой взгляд, люди имеют право на личное пространство, где за ними не следят спецслужбы и рекламодатели. У меня на примете есть несколько проектов из этой категории, которые мне интересны. Некоторые из них открыты для всех желающих (open-source): кто угодно может взять их и пользоваться, и также кто угодно может внести свой вклад в их разработку. Например, Outline. Это opensource-проект Jigsaw, «дочки» Alphabet, который позволяет запустить собственный VPN-подобный сервис за пять минут и пользоваться интернетом без цензуры и слежки.

Я считаю, что приватность — это естественное право человека. Возможность беспрепятственно находить любую информацию должна быть у всех людей, а не только у жителей самых благополучных стран.

– Считаешь себя успешным?

– Чтобы понять, успешен ты или нет, нужно остановиться и посмотреть назад. Я предпочитаю смотреть вперед и не люблю останавливаться.

– Как ты понял, что IT — это твое? 

– Однажды у меня выдалась относительно свободная неделя, и я целиком посвятил ее изучению новых вещей и работе над собственными проектами. Я читал туториалы и посты с дискуссиями, смотрел видеолекции и писал код с утра до вечера. При этом к концу недели я по-прежнему не ощущал усталости — у меня не было желания сделать перерыв даже на пару дней. Наверное, тогда и начало приходить осознание, что для меня все это — гораздо больше, чем игрушка, которая наскучит через пару месяцев.

– Были моменты, когда хотелось опустить руки?

– Такого, чтобы хотелось закончить эту главу в жизни и начать новую, никак не связанную с компьютерами и разработкой, не припомню. Иногда возникало ощущение, что конкретный проект, над которым я работал, задача, которую себе ставил, или решение, которое пытался использовать, ведет в тупик. В одних случаях помогало отвлечься от проблемы на время и вернуться к ней позже, а в других — выбросить всю проделанную работу и начать с начала.

– Какими навыками необходимо обладать, чтобы продвигаться в IT?

– Как ни странно, эти навыки мало связаны с компьютерами. В любой отрасли нужно уметь быстро ориентироваться в обстановке и предлагать качественные решения задач. Стоит также понимать, что для большинства людей IT — это лишь инструмент решения других, скажем, бизнесовых задач. В работе с заказчиками или коллегами из бизнес-команды нередко требуется проявлять гибкость и настойчивость, чтобы важные с технической стороны решения были для них такими же понятными и очевидными, как для разработчиков.


Материалы по теме:

«У меня больше 10 приложений в App Store»: Как Филипп Захарченко в 14 лет стал разработчиком и стипендиатом Apple

17-летний сотрудник «ВКонтакте» Кирилл Аверьянов – об IT-индустрии, soft skills и попадании в рейтинг Forbes

«В шутку говорят, что Физтех – большая мафия». Как выпускники МФТИ создали союз и помогают студентам строить бизнес

Как уфимский школьник вдохновился «Интерстелларом» и создал мессенджер для людей с потерей зрения и слуха

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Сколько сегодня можно заработать на контенте: интервью с основателем креативной редакции «Рыба»
  2. 2 «Монополизация ИИ и дипфейки куда опаснее восстания машин»: что делать, чтобы прогресс не обернулся против человека
  3. 3 «На франшизе KFC я смог бы заработать даже больше»: почему основатель «БлинБери» выбрал блины
  4. 4 Дмитрий Фомин: «Мы строим ИТ-компанию, но она очень человекозависимая»
  5. 5 «Мы возвращаем авторам ценность их работ». CEO сервиса защиты авторского права — о развитии LegalTech в России
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти