Новости

Что ждет интернет-торговлю в России?

Новости
Элина Кириллова
Элина Кириллова

Экс-главред Rusbase

Элина Кириллова
Что ждет интернет-торговлю в России?
Присоединиться

Еще только месяц назад - в декабре прошлого года - помощник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Белоусов заявил, что ужесточения правил интернет-торговли не будет, а будет "выравнивание условий торговли обычной и онлайн". Но вот уже в начале этого года Президент предложил получать дополнительные доходы на развитие инженерной инфраструктуры от интернет-торговли. По его словам, вопрос введения налога на интернет-торговлю "должен рассматриваться очень аккуратно".

Теперь мы наблюдаем эпопею под названием "Интернет-торговля". Крупные перевозчики прекращают доставку зарубежных посылок в Россию, правила таможенного оформления ужесточились... Что это? Рай для отечественных интернет-шопов? Но, судя по тому, что правительство не забывает ужесточать правила и для российских компаний, до рая еще далеко.


Хватит кормить интервентов


Ассоциация экспресс-перевозчиков (АСЭП) на этой неделе уведомила клиентов, что операторы экспресс-доставки DHL, DPN, PonyExpress, СПСР, TNT, FedEx и UPS прекратили импорт в Россию экспресс-грузов, содержащих товары личного пользования. Однако президент ассоциации Владимир Саркисов вскоре опроверг данную информацию, сказав, что в интернет попал только проект документа (в документе говорится, что прекращение импорта связано с тем, что изменен и усложнен порядок оформления товаров).

Однако представители компаний подтвердили, что проблема существует.

DHL Express полностью прекратила импорт в Россию грузов в адрес физических лиц с 23 января 2014 года, якобы для поддержания высоких стандартов обслуживания компания приняла решение о прекращении ввоза. Раньше российские клиенты могли с помощью DHL Express ;получать заказы из нескольких интернет-магазинов.

В UPS сообщили, что не могут выдержать заявленные сроки доставки для всех видов посылок для физлиц, кроме документов. В компании уточнили, как изменились правила: теперь нельзя оформлять бумаги «консолидированно», то есть для целого списка частных посылок сразу.

На прошлой неделе Федеральная таможенная служба (ФТС) пригласила к себе крупнейших экспресс-перевозчиков и уведомила, что теперь будет требовать оформления посылок по всем существующим правилам. Операторы оказались к этому не готовы? На намерены прекращать доставку зарубежных посылок компания Pony Express, участник АСЭП - российская компания «СПСР Экспресс» (якобы «СПСР Экспресс» еще в прошлом году внедрила систему, позволяющую автоматизировать обмена информации с таможенной службой) и «EMS Почта России».

Минкомсвязь предложила компаниям-перевозчикам внести свои предложения по совершенствованию таможенного законодательства в части процедуры оформления.

А тем временем в мэрию Москвы подана заявка на проведение 8 февраля митинга против ограничений в сфере интернет-торговли и пользования электронными платежными системами. Участники собираются протестовать против наступления на права потребителей и компаний, которые лоббируют меры по ограничению беспошлинной интернет-торговли в России.

За последний год 21% и 25% россиян совершали покупки на англоязычных и китайских сайтах соответственно, согласно исследованию "Яндекса".

Стоит упомянуть, что от 60% до 80% всей электронной торговли в России приходится на продажу авиабилетов. А значит, на весь остальной сектор приходится 20-40%. По подсчетам Александра Иванова, президента Национальной Ассоциации электронной торговли, за 2012 год на одного жителя России пришлось около 0,72 дистанционной покупки на душу. В Великобритании и Южной Корее, например, 25 посылок на душу в год. В США и Германии - 20, в Польше на душу населения приходится 5 посылок, а в Украине — 1,25 дистанционных покупок.


Ваш заказ будет оформлен в течение 5 минут


Эту неделю можно по праву назвать "Неделей интернет-торговли в России" (а началось все с агентств по продаже авиабилетов). Ужесточения пришлись не только на покупки за границей - Федеральная Налоговая Служба ввела новое правило для российских интернет-магазинов.>

Если покупка в интернет-магазине была оплачена по безналичному расчету, то теперь у компании есть только 5 минут на оформление покупки и печать кассового чека. Если чек пробит позже, то магазину может грозить штраф в 30–40 тыс. рублей. Такое правило соответствует Положению о регистрации и применении контрольно-кассовой техники (ККТ), в котором указано, что каждый кассовый аппарат должен иметь часы, максимальная неточность которых не может превышать пяти минут.

Напомним, что летом прошлого года налоговая запретила печатать чеки заранее для расчетов за наличные. Теперь ужесточения коснулись и безналичных расчетов.

В ФНС беспокоятся, что при "дистанционной" торговле риски неуплаты налогов выше, так как интернет-продавцы могут вовсе не печатать кассовые чеки, если того не потребует покупатель.

Возможно ли собрать заказ, упаковать его и пробить чек за 5 минут? А если товара нет на складе? Или любая покупка в интернет-магазине через карту может теперь привести к штрафу?

RusBase отправил запросы на комментарии в несколько интернет-магазинов. Владелец одного из них ответил, что восприимает эти новости как информационный шум, и магазин пока не изменяет схему работы.

Тимофей Шиколенков, Директор по маркетингу и развитию бизнеса в "Аудиомания" (продажа аудио- и видеотехники):

Под "оформлением заказа" можно понимать что угодно. На сайте "Аудиомания" после нажатия на кнопку "оформить заказ", заказ уже является оформленным.
Насчёт печати чека при безналичном расчёте - это очень странная история. Скорее всего, возникло какое-то недоразумение касательно вопроса. При безналичной оплате печать чека не требуется. Если же требуется, то чек должен печатать банк, фактически являющийся агентом, который принимает деньги для интернет-магазина. Интернет-магазин получает безналичный платёж от банка, что вполне соответствует законодательству. Сам интернет-магазин карту не принимает. Самостоятельный приём банковских карт интернет-магазинами в России - это миф. Насколько я понимаю, речь шла о пробитии кассового чека в течение пяти минут после авторизации карты клиента через терминал при личном визите в магазин или пункт выдачи. И в этом я не вижу никаких проблем. Обычно интервал между двумя этими действиями составляет около минуты.

Материал будет дополняться.

Top image via Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Сложная продуктовизация: как вывести разработанный программный продукт на рынок и добиться его монетизации
  2. 2 Нужно ли уплачивать налоги с донатов
  3. 3 Все о незаконном дроблении бизнеса в 2024 году
  4. 4 Налогообложение в Сербии: между Россией и ЕС
  5. 5 За счет чего финансовый анализ и прозрачность в налогах способствуют выгодной продаже бизнеса