Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила проект распоряжения об индексации тарифов на железнодорожные перевозки грузов и пассажиров на 2025 год. C документом ознакомился «Коммерсантъ».
Согласно проекту, тарифы будут проиндексированы одномоментно с 1 декабря. В сентябре обсуждались варианты двухэтапной индексации с 1 ноября или одномоментной — с 1 января.
Источник в ФАС подтвердил изданию параметры проекта, но в аппарате профильного вице-премьера Виталия Савельева, Минтрансе, ОАО РЖД и самой ФАС отказались от комментариев.
Индексация грузовых тарифов, по данным «Ъ», составит 13,8%, включая закрепление целевых надбавок на постоянной основе. Эти надбавки — 1,5% на налоговые корректировки, 7% на капитальный ремонт и 1% на транспортную безопасность — будут включены в базу для индексации.
Тарифы на пассажирские перевозки в регулируемом сегменте (плацкарт и общие вагоны) вырастут на 11,6%. В нерегулируемом сегменте (купе, СВ и люкс) Федеральная пассажирская компания также планирует повысить тарифы на 11,6% по своему усмотрению. Средства направят на закупку нового подвижного состава.
Президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой отмечает, что расходы на труд, ремонт и производство растут, что отражается на тарифах естественных монополий. Глава Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин считает, что параметры индексации «на грани терпимости грузовладельцев», но оправданны.
Эксперт НИУ ВШЭ Фарид Хусаинов указывает на риски новой формулы расчета тарифов: отсутствие внешней проверки минимальности цен на товары и услуги, учитываемые в композитном индексе, и стимулы к росту расходов.
Собеседник издания, близкий к РЖД, отметил, что параметры предложений по композитному индексу находятся в стадии обсуждения. Решение о 13,8% принято ФАС как компромисс между предложениями РЖД и профильных ведомств.
По данным «Ъ», компания уже давно настаивает на переходе к учету ценового давления, который включает в тарифы не только потребительскую, но и промышленную инфляцию, такую как удорожание материалов, топлива и электроэнергии. Оценка дополнительных доходов от такой системы составляет около 30 млрд рублей в год, хотя учет роста долговых обязательств ранее не рассматривался.
Компания также предложила сохранить долгосрочные целевые надбавки к тарифам, не восстанавливать льготные коэффициенты для угольных перевозок на экспорт, повысить тарифы на перевозку контейнеров, строительных грузов и порожних вагонов. Увеличение льгот для угольщиков обсуждалось как с самими компаниями, так и с Минэнерго, хотя РЖД оценивали свои потери от этого в 295 млрд рублей в год, отмечал «Коммерсантъ».
В 2022 году тарифы были проиндексированы дважды — на 6,8% в начале года и на 11% в июне, что в сумме дало рост на 18,6% по сравнению с 2021 годом. В 2024 году индексация составила 10,75%.
Фото на обложке: BestPhotoPlus /
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Старт работы на Ozon»
- 1 РЖД приобрели небоскреб в деловом кластере «Москва-сити»
- 2 Двухэтажный поезд «Аврора» начнет курсировать между Москвой и Петербургом в декабре
- 3 Суд взыскал с немецкого UniCredit более €172 млн в пользу подразделения в России
- 4 В РЖД назвали сроки появления беспилотных поездов дальнего следования
ВОЗМОЖНОСТИ
10 декабря 2024
10 декабря 2024
11 декабря 2024