На рубеже годов Forbes опросил предпринимателей в сфере франчайзинга об итогах 2024 и планах на 2025 год. Игроки рынка признались, что в ушедшем году рост кредитных ставок и инфляции наряду с кадровым голодом привели к снижению целевых показателей конкретных проектов, хотя рынок в целом можно было назвать растущим.
«Роспатент» опубликовал данные за 2024 год, из которых следует, что договоров коммерческой концессии (так оформляется покупка франшизы) заключено на 20% больше, чем в предыдущем году. И сетевые агрегаторы — каталоги франшиз вроде Businessmens.ru — также подтверждают рост: вплоть до 37% за 2024 год в сравнении с 2023 годом.
При этом показатели отдельных бизнесов оказались ниже ожидаемых: сеть «Суши Wok» испытывала проблемы с персоналом, автотехцентры FitService недовыполнили план по открытию новых франчайзинговых точек (примерно на 30%), сеть школ рисования Grafika и дизайна ArtTech планировали кратно вырасти, а по факту остались в рамках показателей 2023 года (и не смогли достичь плановой выручки в 1,5 млрд рублей).
И все же предприниматели ждут активного роста и развития в 2025 году. Среди факторов, которые позволяют надеяться на лучшее, владельцы бизнесов выделяют следующие:
- «на рынке стало появляться больше качественных франшиз и доверие к ним растет» (сооснователь Deus Group Антон Гайворонский — владелец франшизы высокомаржинальных — около 30% — лаунж-баров HookahPlace, ресторанов RockStar dogs и магазинов Hookah Market),
- «идея добавить ресторан к числу активов по-прежнему популярна», «наши франчайзи приобретают по второму, третьему ресторану» (гендиректор компании Restorator Franchising Group Элеонора Садилова — она развивает бренд ресторанов итальянской кухни «Перчини»),
- спрос на франчайзинг на ресторанном рынке на высокомаржинальные концепции в целом растет и будет расти (это подтверждают и Гайворонский, и Садилова),
- развитию рынка франшиз для путешественников будет расти за счет популярности внутреннего туризма (директор сети турагентств «Слетать.ру» Юлия Руденко),
- покупатели будут делать ставку «на проверенные концепции», которые «будут выходить на международные рынки» (управляющий партнер суши-баров «Суши Wok» Константин Сагалов),
- «страх и неуверенность, сдерживавшие предпринимателей от инвестиций в новые проекты в предыдущие годы постепенно остались в прошлом» (гендиректор сети футбольных школ «Зенит-Чемпионика» Андрей Кравченко),
- «франчайзинг — лучший путь для масштабирования и все больше людей видят в нем мостик от наемного сотрудника к предпринимателю» (основатель Smoking Shop Евгений Романов), «открываться по франшизе стало проще — она помогает очень красиво обойти многие подводные камни бизнеса» (гендиректор салонов груминга Groom Денис Четиков),
- «все больше тех, кто готов идти в предпринимательство, брать на себя ответственность за свое дело и свою команду» (сооснователь сети образовательных центров IQ 007 Вадим Хабиров).
Все вместе это позволяет верить в стабилизацию рынка и утверждать, что «рынок франчайзинга будет расти несмотря ни на какие кризисы».
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Наличка: как использовать, чтобы не нарушить 115-ФЗ»
- 1 Топ-10 бизнес-фиаско 2024 года
- 2 Forbes подвел итоги года и назвал топ-5 компаний-лидеров по привлеченным инвестициям
- 3 Скупка биткоина IT-гигантами и стратегические крипторезервы: Forbes дал прогнозы по криптовалютам на 2025 год
- 4 Forbes назвал 9 миллиардеров, выигравших от победы Трампа
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025