Top.Mail.Ru
Новости

Инновации в мегаполисе — мода или необходимость?

Новости
Никита Стаценко
Никита Стаценко

Редактор RB.RU

Никита Стаценко
Инновации в мегаполисе — мода или необходимость?
  1. Новости

Еще лет 15 назад термин «инновация» употребляли лишь экономисты, занимающиеся проблемами научно-технического прогресса. Однако взятый Россией «Курс на инновации», стал причиной возникновения «бума» информации о высоких технологиях, стартапах, венчурном капитале, а само понятие «инновация» теперь используется широко. Что это, веяние моды или насущная необходимость?


Инновации в городах мира


Возьмем в качестве примера крупные города. Все мировые мегаполисы вынуждены постоянно справляться с проблемами, вызванными увеличением численности населения и укрупнением города, непрерывно развивая инфраструктуру, преобразуя городскую среду и делая ее максимально более комфортной. Комплексные задачи, связанные с транспортной системой, адаптацией приезжих, защитой экологической среды и улучшением качества жизни населения не решить существующими способами, они требуют новых подходов.

Например, несколько из крупнейших городов мира объявили в начале 2014 года о старте пилотных проектов по использованию электромобилей в качестве городских такси. Вдохновленные успешной эксплуатацией электрокаров в Китае, Гонконге и Сингапуре, городские администрации Лондона, Нью-Йорка и Роттердама начали масштабное тестирование электрических автомобилей. Пилотный проект в Нью-Йорке — первый шаг на пути к реализации амбициозной идеи бывшего мэра Майкла Блумберга о замене трети городских такси электромобилями к 2020 году. Лондонская Городская Служба Такси, известная своими черными кэбами планирует полностью заменить городской таксопарк электромобилями к 2018 году. Крупнейшая служба такси Нидерландов также объявила о расширении парка компании за счет электромобилей.

Еще один пример — система вакуумной утилизации отходов, внедренная в Мальме (Швеция). В ряде районов города была установлена система вакуумного подземного сбора мусора, автоматически прессующая отходы и по подземным коммуникациям направляющая мусор в хранилище, откуда он перемещается непосредственно на завод по переработке бытовых отходов. Новая система позволила сократить размеры городских мусорных полигонов на 95% и— сократить расходы на вывоз мусора. Кроме того, завод по утилизации в Мальме, перерабатывая отходы, обеспечивает теплом до 45% населения города (около 70 000 домовладений)

В приведенных случаях критерием отбора служила экономическая эффективность и технологическая новизна решения. Это — именно то, что предлагает инновационная продукция. Необходимость инноваций — это реалия нашего времени. Однако государство не может заставить кого бы то ни стать инноватором, оно может лишь поддерживать и создавать условия.

Имеющиеся сегодня результаты внедрения механизмов государственного стимулирования спроса на инновационную продукцию в ряде стран позволяют сделать вывод, что успех зависит от ряда стратегических факторов.

Во-первых, являясь одним из крупнейших потребителей на рынке, государство, через проведение закупок, оказывает большое влияние на формирование спроса, поэтому нужна всесторонняя оценка не только экономического, но и социального эффекта от внедрения того или иного продукта.

Во-вторых, политика стимулирования спроса на инновационную продукцию требует большей вовлеченности представителей органов государственной власти, повышения их профессиональных навыков и готовности к постоянному взаимодействию с промышленностью и конечными потребителями для выявления существующего спроса и потенциального предложения.

Таким образом, внедряя инновации, органы государственной власти становятся ключевым модератором взаимодействия производителя и потребителя. В условиях текущей экономической ситуации, это особенно актуально, так как государство не может оставаться только административным рычагом, а должно играть активную роль в стимулировании инновационной деятельности: через проведение закупок, разработку национальных стандартов и требований к инновационной продукции, проведение тестирования продукции и экспертную оценку.

Государственные закупки, естественно, являются центральным элементом политики стимулирования спроса на инновации. Методы и критерии оценки инновационности продукта, поддержка спроса на инновации, конкретные инструменты и механизмы стимулирования производства и внедрения новых технологий — актуальная тема и предмет для дискуссий. Кроме того закупка инновационной продукции связана с дополнительными рисками, и здесь требуются нестандартные подходы. В этом отношении в США и в Европе сейчас активно формируются алгоритмы проведения закупок госструктурами инноваций, которые отличаются от алгоритмов обычных закупок. Дело в том, что при закупках инновационной продукции фактор неизвестности создает некоторый риск. Не всегда понятно — как себя поведет новое решение в реальных городских условиях. Ведь нет достаточной практики, истории эксплуатации. Между тем, на него оказывают активное влияние климатические, температурные, человеческие факторы.


Открытые запросы


Для того, чтобы минимизировать риски при решении городских проблем инновационным путем, в международной практике используется инструмент открытых запросов. Смысл этого формата в том, что со стороны города или конкретного хозяйствующего субъекта формируется запрос на поиск решения определенной проблемы. Это не закупка, а специальная предзакупочная процедура, в рамках которой компании предлагают свои решения для экспертизы.

Открытый запрос состоит из нескольких этапов. Структуры городской власти, выявив проблему, формулируют ее в форме задачи, на поиск решения который объявляется открытый запрос. Информация об этом появляется на специализированных ресурсах, а также — рассылается профильным инновационным компаниям. Затем российские и зарубежные компании предлагают решения, которые оценивают эксперты, и отобранные проекты, получают возможность пройти пилотное тестирование в городских условиях, преимущественно за собственный счет. После окончания тестирования, город принимает решение о том, насколько целесообразно для повышения качества городской среды дальнейшее распространение данного инновационного проекта.

Таким образом открытые запросы являются эффективным инструментом быстрого поиска и тестирования инновационных решений городских проблем. Система позволяет привлекать высокие технологии  к решению самых актуальных вопросов города и минимизирует затраты со стороны бюджета. В настоящее время практику проведения таких запросов активно используют более чем в 70 городах, мира.  В Москве программа реализуется ГБУ г. Москвы «Центр инновационного развития» при поддержке Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.

Программа «Открытые запросы Москвы» создана для содействия поиску и внедрению передовых инновационных решений для актуальных задач столицы. А следовательно — создает дополнительные возможности для развития региональный экономики и продвижения бренда города в сфере международных инноваций. Стоит отметить, что Москва стала первым городом на пространстве Восточной Европы и СНГ, принявшим участие в этой международной программе.

Напомним, что в 2014 году Москва поднялась на 11 пунктов в международном Глобальном рейтинге инновационных городов мира. По данным Глобального рейтинга инновационных городов мира 2thinknow (InnovationCitiesGlobalIndex) в 2014 году Москва заняла 63 позицию среди 445 городов и 29 место среди европейских городов, поднявшись, соответственно на 11 и 6 позиций по сравнению с прошлым годом. Наивысший балл набрал лидер рейтинга Сан-Франциско – 57 очков. Тогда как 48 баллов получила Москва наряду с Барселоной, Сан-Диего, Кельном, Цюрихом, Прагой и другими городами.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

ВОЗМОЖНОСТИ

03 декабря 2024

03 декабря 2024

04 декабря 2024