С 2006 по 2020 годы в российские инновационные институты развития (ИР) было вложено почти 1 трлн рублей бюджетных средств. Однако уровень инновационности в стране в последние годы снизился, сообщают «Ведомости».
Данные Росказначейства свидетельствуют, что за последние 15 лет инновационные ИР, например, «Сколково», «Роснано» и другие, получили более 965 млрд рублей. Еще 270 млрд рублей им направят в ближайшие три года, следует из проекта бюджета.
Вместе с тем, доля инновационной продукции остается на уровне 10-летней давности — 6%, пишет издание. По итогам 2020 года показатель должен был составить 25%.
По данным Росстата, целевые показатели принятой в 2011 году Стратегии инновационного развития страны до 2020 года не достигнуты.
Например, затраты на НИОКР в прошлом году планировались на уровне 3% ВВП. По факту за девять месяцев 2020 года они выросли только до 1,16%.
Первые ИР появились в России в середине 1990-х годов. Но активный рост подобных структур начался в 2007 году. Тогда были созданы крупные госкорпорации: «Роснано», Внешэкономбанк (ВЭБ.РФ) и другие.
Формирование ИР объяснялось необходимостью структурной перестройки экономики. Важна была поддержка отечественных компаний на мировых рынках и становление собственных сильных игроков.
ИР традиционно делятся на несколько групп: инновационные, финансовые, отраслевые, социальные, региональные. Это могут быть агенты правительства, госкорпорации, фонды, банки. Сейчас на федеральном уровне таких структур в России около 40, в регионах — еще 200.
Всего с 2006 года из федерального бюджета на ИР выделили 3,6 трлн рублей. В 2020 г. объем финансирования был запланирован на рекордном уровне — 750 млрд рублей. Это почти 0,7% ВВП, или 3,8% всех расходов федерального бюджета, отмечают «Ведомости».
В 2021–2023 годах в институты развития планируют направить еще не менее 655 млрд рублей.
Как отмечают эксперты, причиной неэффективного расходования средств ИР стали особый правовой статус, предложенный им, а также их низкая прозрачность. Чаще всего ИР критикуются за:
- неиспользование выделенных средств и их размещение на депозитах;
- инвестиции в зарубежные компании, не влекущие за собой импорт технологий;
- необоснованно высокие оклады топ-менеджеров;
- коррупцию.
С формальной точки зрения успехи у ИР есть. Согласно их отчетам, благодаря инвестициям создаются новые рабочие местае, растет выручка профинансированных проектов и компаний.
В частности, в 2019 году на 1 рубль средств, вложенный в портфельные стартапы и проекты, у РФПИ пришлось 23 рубля выручки, ФРП — 10 рублей, «Роснано» — 8 рублей, РВК — 7 рублей, «Сколково» — 4 рубля.
Однако в этих показателях часто учитывается вся выручка компаний, а не оценка роста показателя, который произошел именно благодаря инвестициям ИР в них.
Невысокую эффективность этих институтов признают и в правительстве, где принято решение об их реформировании. Часть будет укрупнена, часть — ликвидирована. Отмечается, что многие институты дублируют функции друг друга. В ближайшее время для запуска реформы будут утверждены ее дорожные карты.
Фото на обложке: BestPhotoPlus / Shutterstock
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как открыть бизнес по франшизе»
- 1 Конкуренты Илона Маска опасаются его политического влияния — WSJ
- 2 В Москве начнут продавать билеты в театр и на концерты по документам
- 3 Трамп пригрозил пошлинами странам БРИКС за поиск альтернативы доллару
- 4 Рост тарифов РЖД, запрет на майнинг и противодействие отмыванию денег: какие законы вступают в силу в декабре
ВОЗМОЖНОСТИ
04 декабря 2024
04 декабря 2024
04 декабря 2024