В новом году российские компании будут справляться с последствиями 2024 года: рекордная ключевая ставка приведет к замедлению экономики, нехватка кадров заставит бороться за каждого сотрудника, а налоговые льготы в условиях дефицита бюджета будут сворачиваться. Среди новых вызовов: сбор за рекламу в интернете, жесткое регулирование маркетплейсов и операторов персональных данных. RB.RU спросил у предпринимателей и топ-менеджеров об их прогнозах на следующие 12 месяцев.
Полина Гусятникова,
старший управляющий партнер PG Partners
Скорее всего, в 2025 году мы будем наблюдать сокращение малого и среднего предпринимательства и сужение рынка, потому что с такими ставками способны выжить только действительно крупные игроки. На мой взгляд, для России это критично, поскольку сегмент МСП у нас всегда находился на низких отметках, по сравнению со многими странами. По данным на 2023 год доля МСП в экономике составляла чуть более 20%.
В послании к Федеральному собранию президент обозначал, что к 2025 году доля малого бизнеса должна вырасти до 40%, так как это один из драйверов развития экономики. Тем не менее, при таких значениях ключевой ставки таким планам не суждено реализоваться.
Оксана Селендеева,
основатель онлайн-школы Coddy
2025 год, скорее всего, станет нелегким испытанием для бизнеса из-за увеличения налоговой нагрузки, снижения покупательной способности людей и замедления экономики. Эти факторы заставляют нас пересмотреть подходы и адаптироваться к новым условиям.
В такой ситуации важно предлагать услуги, создающие ощутимую ценность для каждого клиента. Мы планируем внедрять еще больше персонализации в образовательные программы, чтобы студенты чувствовали, что их потребности учитываются, а инвестиции в обучение дают максимальный результат.
Уделяя особое внимание автоматизации и оптимизации внутренних процессов, мы сможем минимизировать издержки и повысить эффективность работы. Мы также намерены усилить поддержку сотрудников, чтобы каждый разделял общие цели и понимал свою важность.
Алексей Захаров,
президент SuperJob
Никто не знает, как изменится рынок труда в будущем. Ни один прогноз по рынку труда, курсу доллара или ценам на нефть на пять лет вперед за последние 25 лет не сбылся.
В ближайшие год-два, если государственное регулирование не поменяется, мы так и будем говорить о кадровом голоде. Это хорошая новость для всех трудящихся: работу будет находить и менять проще и быстрее, зарплаты будут расти, а работать можно будет меньше. И плохая для всех работодателей: поиск и удержание людей буду обходиться все дороже. За меньшую производительность труда придется платить больше.
Работодателям нужно окончательно смириться, что дешевой рабочей силы больше нет, много работать над удержанием персонала, а также привлечением молодых и возрастных соискателей, переходить на непрерывный подбор. План SuperJob на 2025 год — запустить еще больше продуктов, которые помогут работодателям и соискателям найти друг друга.
Дмитрий Литвинов,
зампред правления банка для бизнеса «Бланк»
Мы ждем, в первую очередь, снижения роста процентной ставки и более прозрачные механизмы международных платежей для бизнеса. Сейчас, чтобы перевести деньги за рубеж, предприниматели ищут лазейки, иногда натыкаются на недобросовестных посредников. В 2024 году активно шли дискуссии о создании надежного канала [проведения платежей] внутри БРИКС. Мы надеемся, что в будущем году будет конкретика в этом вопросе как для банков, так и для бизнеса.
Вера Моденова,
операционный директор Flowwow
В 2025 году ожидаем принятия законопроекта о платформенной экономике. Новые нормы урегулируют отношения между покупателями, селлерами, пунктами выдачи и маркетплейсами. Появятся нормы для оформления карточек товаров, порядок досудебного обжалования действий маркетплейса.
Хотя новые нормы ограничат свободу в наших действиях, считаю их очень полезными, ведь в первую очередь они защищают наших партнеров и клиентов. Если маркетплейс руководствовался принципами честности и открытости по отношению к покупателям и продавцам, то нововведения на него мало повлияют. Так, у селлеров на Flowwow уже есть возможность оспорить наши действия, если, по их мнению, меры ответственности введены по ошибке.
Кроме того, на рынке есть инициатива сделать на маркетплейсах подборки «Российская полка». Мы очень позитивно относимся к предложению, ведь это поможет популяризировать деятельность местных производителей. С радостью создадим на Flowwow такой раздел.
Максим Попов,
эксперт по работе на маркетплейсах, сооснователь
бренда Paragraph Collection и сервиса аналитики OneScreen
От 2025 года ожидаем еще большей нагрузки на продавцов на маркетплейсах со стороны самих маркетплейсов.
Также ожидаем серьезные проверки со стороны государства. В текущей ситуации, это даже, скорее, небольшой плюс, так как есть вероятность, что из-за этого многие уйдут с рынка и станет меньше конкуренции.
Предприниматели всегда подстроятся и найдут решение, но очень хотелось бы иметь возможность дать больше пользы и хорошего продукта покупателям, не попадая в постоянную потребность поднимать цены из-за дополнительных расходов.
Сергей Тимохин,
гендиректор Retail Rocket Group СНГ
Принятие закона о сборе с интернет-рекламы, который начнет действовать с 1 апреля 2025 года, существенно повлияет на всю рекламную экосистему. С одной стороны, это вводит новую нагрузку в размере 3% от ежеквартальных доходов. С другой, такие изменения могут стать стимулом для поиска более эффективных стратегий монетизации.
Для Retail Rocket Group ключевым направлением станет развитие продуктов на базе нейросетей. Мы объединяем инструменты в единую экосистему, чтобы делать путь пользователя проще и удобнее. В частности, большой акцент сделаем на развитии умного поиска — это направление, где наши технологии обладают серьезным потенциалом.
Кирилл Котов,
технический директор IT-компании «КодТех»
-
Ожидаем развитие тренда на искусственный интеллект, рекомендательные системы и цифровизацию. Госсектор все активнее идет в эту область: мы видим успешные кейсы в сферах здравоохранения, финансов, информационно-коммуникационных технологий. Можно прогнозировать дальнейшее распространение в других отраслях и множестве регионов России.
Вместе с тем ожидаем регуляторные решения. С распространением ИИ пришло понимание, что нужно активно работать с вопросами безопасности, этики, соответствия ответов машины законодательству и здравому смыслу. Поэтому вызов на ближайшие годы — не только внедрять ИИ-модели, но и развивать принципы безопасного и этичного применения технологий. - В 2025 году вступят в силу поправки, которые ужесточают ответственность для операторов персональных данных за утечки личной информации. Ожидаем дальнейшего ужесточения регулирования в сфере информационной безопасности, потому что развитие ИИ, биометрии и рекомендательных систем неразрывно связаны с вопросами безопасности.
- Будет меньше льгот. 2025 год начнется с отмены нулевой ставки налога на прибыль для IT-компаний. Я думаю, пристальное внимание обратят на «IT-дочки» крупных компаний, которые в какой-то момент массово переводили сотрудников в отдельные юрлица.
- С ужесточением миграционного законодательства решить проблему кадрового дефицита путем привлечения иностранных разработников из стран ближнего зарубежья или Индии не получится. Поэтому мы определенно ожидаем еще больше запросов на аутстаффинг и аутсорсинг.
Максим Петренчук,
сооснователь коммуникационного агентства Social Stars
Повышение налогов на работу с блогерами и инфлюенсерами — самое ожидаемое нововведение 2025 года. Как и в целом дополнительное регулирование блогеров. Поэтому в следующем году часть наших планов связана как раз с выстраиванием диалога между блогерами и государством в рамках общественного объединения, которое структурно сможет донести позиции инфлюенсеров до регулятора.
Кирилл Кузнецов,
сооснователь IT-компании «Переходъ»
В 2025 году мы надеемся на улучшение правовой среды, которая позволит частным организациям активнее участвовать в программах, подобных «Пушкинской карте». Мы ожидаем законодательные инициативы, направленные на упрощение доступа к государственным субсидиям и инструментам поддержки бизнеса в сфере культуры.
В свою очередь, мы планируем расширить присутствие на карте России — в 2025 году нам предстоит масштабная работа по цифровизации исторического наследия, включая создание VR-туров по историческим объектам Татарстана и России.
Виртуальная реальность позволяет увековечить важнейшие памятники и сделать их доступными для широкой аудитории, включая молодое поколение, привыкшее к цифровым форматам. Хотелось бы, чтобы государство обратило внимание на важность цифровизации наследия и поддержало подобные проекты.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Личный опыт: как открыть магазин одежды»
- 1 Покидающие РФ компании могут обязать заплатить «чрезвычайный налог» наряду с российскими
- 2 Дефицит бюджета по итогам первого квартала года составил 2,4 трлн рублей
- 3 Силуанов рассказал об отсутствии лимитов на семейную ипотеку в 2025 году
- 4 Правительство выделило почти 0,5 трлн рублей на льготную ипотеку
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025