Top.Mail.Ru
Новости

Летняя школа HSE{sun} прошла в Подмосковье

Новости
Элина Кириллова
Элина Кириллова

Экс-главред Rusbase

Элина Кириллова
Летняя школа HSE{sun} прошла в Подмосковье
  1. Новости


С 22 по 25 июля в Московской области прошла летняя школа HSE{sun} - ежегодное мероприятие, организованное Бизнес-инкубатором НИУ ВШЭ. Эксперты стартап-сферы, в том числе руководитель Стартап Афиши Маруся Подлеснова, поделились секретами создания и продвижения своего бизнеса.


Основной темой этого сезона стало создание идеального инкубатора и технопарка, обсуждение их модели работы, структурных составляющих. Мы пообщались с участниками летней школы – руководителями технопарков и инкубаторов и спросили их о том, какие проблемы у них есть, и какие пути развития они видят.

Участники интервью:


Елена Богословцева 
Елена Богословцева, директор Самарского бизнес-инкубатора

 
Юрий Дьяков, сотрудник Центра трансфера технологий и кластерного
развития Северного (Арктического) федерального университета


 
Дарья Давыдова, руководитель открытого
молодежного бизнес-инкубатора "Импульс"


 
Алексей Серебренников, поддержка
стартовых проектов в Нанотехнологическом центре г. Зеленограда



С какими проблемами вы сталкиваетесь в своей работе над развитием инкубатора/технопарка, какие из этих проблем хотите решить при помощи школы?

Елена Богословцева: Таких проблем, которые я хотела бы решить в рамках школы, - нет. Главное -  системная информация о работе с менторами, по организации мероприятий и т.п.

Юрий Дьяков: Основная проблема у нас - малый поток проектов, многие из которых - очень сырые. В школе я хотел в первую очередь узнать, как «раскочегаривают» народ в других местах.

Давыдова Дарья: Главная проблема - низкая вовлеченность сообщества. Созданные МИПы работают формально, тем самым снижая эффективность остальных.

Алексей Серебренников: Основная наша проблема – поиск проектов под инвестирование или таких проектов, которые могли бы использовать наше дорогостоящее оборудование. С помощью школы мы хотим найти каналы привлечения хороших стартапов к нам, как к инвестору – инкубаторы и технопарки.


Какие тренды, модели работы и отрасли будут наиболее перспективными для развития технопарков/инкубаторов в ближайшем будущем?

Елена Богословцева: Останутся востребованными IT, остальные тренды и отрасли будут развиваться исходя из стратегий регионального развития. У нас, в Самарской области - это биотехнологии, медицина, агропромышленность и машиностроение.

Юрий Дьяков: Трендом, скорее всего, останется IT, но доля технологических проектов повысится (не забываем, что сейчас нет технологий без IT).

Алексей Серебренников:  Верю в тренд на формализацию и повышение общей грамотности как стартаперов, так и других участников рынка венчурного инвестирования.


Какие методики вы вынесли из общения с экспертами и региональными коллегами, какой опыт вам показался особенно интересным?

Елена Богословцева: Понравилась "Методика работы с мероприятиями" Михаила Корнеева, работа с менторами и работа с командой стартапа Алены Владимирской.  Бизнес-моделирование от Сергея Макарова - это ключевая тема для бизнес-инкубаторов.

Юрий Дьяков: Интересно было посмотреть, как работают с образовательными программами, привлечением экспертов и менторов.

Давыдова Дарья: Новый для некоторых регионов формат - предпринимательский квест, который в ближайшее время будет адаптирован и проведен в Кемерово.

Алексей Серебренников: Мне наиболее интересными показались методики организации бизнеса по принципу win-win в инкубаторе и технопарке.


Какой вы видите модель идеального инкубатора/технопарка, какие задачи он должен решать?

Елена Богословцева: Ключевая задача инкубатора - реализация в регионе актуальных ярких проектов, вносящий вклад в социально-экономическое развитие региона.

Юрий Дьяков: Понравилась модель израильской экосистемы. Думаю, у них максимально правильное видение таких инновационных центров.

Давыдова Дарья: Первоначально инкубатор может быть создан с поддержкой государства, но должен сразу же стремиться к самоокупаемости.

Алексей Серебренников: Модель обязана быть гибкой, инкубатор должен интегрироваться в среду вокруг (промышленность, университеты и т.п.). Единой модели быть не может. Тут можно провести аналогию с историей про укрепление бомбардировщиков: укреплять надо не те места, где много пулевых отверстий, а те места, где пуль нет вообще. То есть нужно вырабатывать не рецепт благополучия, а список неудач, чтобы их не повторять.
 

Георгий Гоголев - о том, каким он видит развитие инфраструктуры.


 
Георгий Гоголев - руководитель отдела развития профессионализма РВК

Вы курируете курс Летней школы и провели панель по PR.  Расскажите,  какой интерес есть у РВК, как у институциональной компании, в данном мероприятии и какие вы видите перспективы в подобных программах?

Летняя школа HSE{sun} - это  единственное место в России, в котором собираются сотрудники инкубаторов и технопарков достаточно регулярно и давно. Также это важное системообразующее мероприятие, которое позволяет обмениваться опытом и делитьсяновыми идеями и схемами, получить советы экспертов, работающих в Москве. В случае с сотрудниками инкубаторов обмен опытом зачастую важнее, чем просто учеба.

Какие видите тренды в развитии инновационной инфраструктуры, на что в первую очередь следует обращать внимание нашим коллегам из других регионов?

Сейчас во многих городах сформированы команды технопарков и инкубаторов, ими управляют региональные администрации, университеты или компании - частные или государственные. Но пока не хватает «критической массы» тусовки. Очень важно обращать внимание на создание не физической инфраструктуры, а софт-инфраструктуры – различных сервисов консалтинга, поддержки, менторства, вовлечения местного бизнеса - того, что не требует больших денег, но требует опыта. Это такая почва - нельзя просто полить деньгами и вырастить результат.

Откуда брать этих опытных людей, по вашему мнению? Кроме как образовывать на подобных мероприятиях?

Я много общался с регионами в последние годы – там появляются серийные предприниматели, которые уже готовы вкладываться как бизнес-ангелы, менторить. В более крупных регионах есть консалтинговые компании, готовые помочь с маркетингом и PR, с разработкой продукта и дизайном. В Москве достаточно много программ регионального развития, мы вывозим экспертов в регионы, лидеров региональной инфраструктуры собираем на образовательные программы в Москве (как школа HSE{sun}) и зарубежом.

Есть ли регионы, в которых инфраструктура самостоятельно развивается и не требует поддержки?

Я вам ничего нового не скажу. Казань, Новосибирск, Москва и Питер - города, где дела идут неплохо. Но я бы не сказал, что это повод их не поддерживать, наоборот, эффект от поддержки лидеров - всегда очень высокий.

Почему вы заниматесь развитием инновационной инфраструктуры, какие цели перед собой видите?

Наши проекты направлены на исправление некоторых перекосов в системе. Те места, где не хватает профессионализма, мы стараемся развить. Мы работаем со всеми - начиная  от студентов и стартапов и заканчивая министрами и ректорами ВУЗов. Для меня важно, чтобы Россия развивалась и наши бывшие соотечественники не могли называть ее заснеженной Нигерией.

А в чем заключается ваш личный интерес?

Я люблю сложные, масштабные и системные проекты, которые развиваются нелинейно и непредсказуемо.

Напоследок, что для вас - счастье?

Счастье – это свобода.


Интервью у участников взяла Елена Привалова. 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!