Согласно исследованию PricewaterhouseCoopers, за последние пять лет объем рынка электронной коммерции в России вырос втрое — с $3,5 млрд до $10,4 млрд. В декабре прошедшего года количество интернет-пользователей в России составило 68 млн человек, и 11 млн из них делают покупки в интернете.
В то же время число пользователей, совершающих покупки через смартфоны или планшеты, до сих пор составляет несколько процентов аудитории. Доля онлайн-ритейла от общей розничной торговли в 2011 году составила 2,2%, причем более половины всех покупок приходится на Москву с Подмосковьем (45%) и Санкт-Петербург с Ленинградской областью (11%), сообщает Коммерсант.
Согласно прошлогоднему исследованию Data Insight, российские магазины пока могут похвастаться всего лишь 3-5% мобильного трафика, причем этот показатель слабо зависит от наличия и качества мобильной версии. Для сравнения: в США мобильные устройства на конец 2011 года генерировали 18% трафика интернет-магазинов и 14% продаж.
Многие эксперты сходятся во мнении, что главным сдерживающим фактором пока является недостаток удобных сервисов. Маленький экран и ограничения смартфонов накладывают очень серьезные ограничения на возможности приложений, а если речь идет о любой стороне, связанной с оплатой чего-либо потребителем, то приложение должно быть полностью идеальным. Разработка базового мобильного приложения с возможностью приема платежей стоит 3-4 млн рублей, и еще столько же нужно потратить за следующие полгода. Такие цифры приводят людей, ответственных за бюджеты, в ужас. Про эту нишу им ничего не известно, они не знают, что эти инвестиции в ближайшие несколько лет могут дать им тысячекратный рост продаж.
Также среди факторов препятствующих развитию отрасли, по мнению представителей рынка, являются качество мобильной связи и ее стоимость. Именно высокие цены на мобильный интернет PricewaterhouseCoopers в своем исследовании называет одним из главных факторов сдерживания роста электронной торговли. В России всего лишь 2-5% пользователей выходят в сеть исключительно с мобильных устройств, тогда как в КНР, где соответствующий сегмент электронной коммерции растет стремительными темпами, этот показатель находится на уровне 38%.
Впрочем, успешные кейсы на рынке все-таки есть, но их авторы не спешат делиться своими историями успеха. Сеть ресторанов японской кухни "Тануки" выпустила первое мобильное приложение для iOS еще в 2010 году, и сегодня их абонентская база составляет 300 тыс. установок и ежемесячно обрабатывает до 60 тыс. заказов с минимальной суммой 1 тыс. рублей каждый. Таким образом, только мобильные заказы приносят компании до $2 млн в месяц плюс еще пара десятков тысяч долларов с показа мобильной рекламы.
Так или иначе, смартфонами под управлением iOS и Android в России пока что охвачена только небольшая часть целевой аудитории. А тем временем на горизонте появляется новый тренд: эксперты из Data Insight предлагают смотреть на мобильную коммерцию под другим углом — не как продолжение электронной, а новый фактор оффлайновой розницы. В США более 50% владельцев смартфонов используют его в процессе оффлайн-шопинга, в том числе для сравнения цен. Сканирование штрих-кодов, изучение отзывов, получение дополнительной информации о товаре — все это для российских мобильных пользователей пока остается экзотикой. Но привычки быстро могут перемениться.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
07 декабря 2024
08 декабря 2024
09 декабря 2024