На рынке кредитования микробизнеса появились новая категория клиентов
Финансовые организации выделили в сегменте микробизнеса предпринимателей, реализующих продукцию через маркетплейсы и нуждающихся в заемных средствах, в отдельную категорию — селлеры. Объем рынка кредитования селлеров оценивается сейчас примерно в 10 млрд рублей, но, как ожидается, будет быстро расти.
«Факторинг плюс» (входит в Qiwi) в июле запустил специальный проект по финансированию селлеров — Sellplus, сообщил «Коммерсантъ». По оценкам компании, потребность селлеров маркетплейсов в заемных средствах сейчас составляет 10 млрд рублей и в перспективе следующих двух лет потенциальный объем рынка может увеличиться до 100 млрд рублей
«Тинькофф» и «Точка» также выделили продавцов маркетплейсов в отдельный сегмент. Это новый растущий рынок, для которого необходимо создавать узкоспециализированные продукты, считают в «Точке». По данным банка, на рынке сейчас представлено около 100 тыс. компаний-селлеров и их число может вырасти до 300-400 тыс. в ближайшие пару лет.
По оценке аналитического проекта Tinkoff CoronaIndex, объем рынка онлайн-торговли растет на 30-40% каждый год, и доля маркетплейсов внутри этого рынка также будет увеличиваться.
Финансовые организации выносят селлеров в отдельный сегмент из-за особенностей бизнеса. Основной метрикой для оценки кредитоспособности становится статистика продаж на маркетплейсе, пояснили в «Факторинг Плюс». «Точка» в оценке кредитоспособности опирается на данные продаж с маркетплейсов, рейтинги продавца и продуктов, что позволяет управлять риском почти как по классическим кредитам.
Работа с селлерами пока не слишком интересна крупным банкам, поэтому нишу занимают МФО и кредитные организации, специализирующиеся на работе с МСБ. У таких клиентов маленький средний чек, а объем рынка пока слишком мал. Кроме того, большинство из выходящих на маркетплейсы являются новичками, чей срок жизни меньше шести месяцев.
В МФО подтверждают интерес к сегменту, но займы этой категории клиентов пока выдают с осторожностью. Общий объем действующих займов субъектам малого бизнеса членов СРО «МиР» за год вырос на 46%, а за два года — на 75%. Средняя сумма займа составляет порядка 2,5 млн рублей, что как раз соответствует потребности селлеров. В то же время существенная доля таких клиентов не соответствует текущему уровню риск-аппетита большинства МФО. Этот сегмент потребителей только предстоит оценить.
Подписывайтесь на наш TG-канал, чтобы быть в курсе всех новостей и событий!
Фото на обложке: ImageFoto /
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Популярное
Налог на прибыль организаций
Материалы по теме
-
Пройти курс «Самое важное o 115-ФЗ»
- 1 Курьеры слишком медленные: e-commerce уходит в гиперлокальность — с роботами, дарксторами и ИИ на складах Новый логистический тренд 2025-го — доставка в радиусе квартала 10 июля 17:47
- 2 Маркетплейсам готовят ГОСТ: с 2027 года вступят в силу новые правила игры Регулятор взялся за e-commerce: маркетплейсы ждёт реестр и маркировка 09 июля 18:16
- 3 Wildberries открыла первый «умный» ПВЗ: завтра наступает сегодня — людей заменили технологии За клиента всё делает алгоритм — от открывания ячейки до возврата товара 09 июля 17:22
- 4 100-500 тысяч и выше — за открытие ПВЗ: уже треть россиян готовы идти в такой бизнес Пункты выдачи стали новым драйвером малого предпринимательства 08 июля 10:05