$10 млн на онлайн-трекер или ставка на облачные сервисы

Элина Кириллова

Экс-главред Rusbase

Расскажите друзьям
Элина Кириллова
Элина Кириллова


Недавно фонд Bain Capital Ventures (BCV) вложил $10 млн в американский стартап Wrike - онлайн-сервис для управления проектами. Основатель Wrike – Андрей Филев - выходец из России.

Wrike является портфельной компанией фонда TMT Investments, который инвестировал в стартап $1 млн в 2012 году. Фонд не стал выходить из проекта и сохранил свои 4,5 %. В ноябре 2012 года Wrike вышел на российский рынок, но список клиентов пока не пополнился нашими компаниями-гигантами. Судя по всему, российский рынок не входит в основные цели стартапа. Среди американских компаний в клиентами Wrike являются такие гиганты, как Google, PayPal, HTC, Nissan, Adobe и др. Головной офис Wrike, Inc. находится в Кремниевой Долине.

Мы решили спросить у экспертов их мнение о российском рынке облачных сервисов. Есть ли смысл вкладываться в SaaS/Cloud?


Артем Инютин, директор по инвестициям TMT Investments


Рассматривали ли вы возможность выхода? Сможет ли Wrike захватить российский рынок?

TMT Investments свой пакет не продавал, остается в проекте и твердо верит в его дальнейший рост.
Wrike, будучи американской компанией, не имеет никаких намерений соревноваться с российскими крупными трекерами, Wrike - проект глобальный, с клиентами более чем в 50 странах. Приоритетным для него остается американский рынок.

А почему вы в свое время решили вложиться в проект?

TMT Investments участвовал в сделке, так как Wrike обладает всеми необходимыми для нашего фокуса инвестирования качествами. Это облачный проект worlwide с сильным лидером и большим потенциалом вирального развития. Правильный тренд, отличный менеджмент и хороший маркетинг. Наш фонд, например, - клиент Wrike.

В чем вы видите основной потенциал облачных сервисов?

Идея облачных сервисов настолько же революционна, как и идея самого интернета. Потенциал ее огромен, так как она меняет стиль жизни человека - иметь доступ с телефона в любой момент времени и в любой точке мира к любым профессиональным и личным данным. Практически каждый активный человек готов платить за это деньги. В зависимости от платежеспособности населения, в США эта сумма может быть чуть больше, в развивающихся странах эта сумма может составлять несколько долларов в месяц. Но, уже попробовав эти сервисы, человеку трудно потом отказаться от них, он будет менять их, переходить на более удобные, но продолжит пользоваться. TMT Investments видит огромный потенциал в этом рынке, растущем семимильными шагами. Это такой колоссальный B2C.

Потенциал рынка в России - очень велик. С ростом интернет-проникновения и доходов населения, переходом населения на смартфоны, улучшения ситуации с Wi-Fi в общественных местах, облачные сервисы будут быстро расти. Естественно, рост будет преимущественно среди людей молодого и среднего возраста. Например, 10 -15 млн из самого активного населения россиян вполне могут платить около 0,5 -1,5 млрд долларов в год. В будущем, естественно, эти цифры будут расти.


Иннокентий Белоцкий, председатель наблюдательного совета Cloud4Auto Ventures 


В чем вы видите главный потенциал рынка облачных сервисов? Насколько такие сервисы безопасны?

Главный потенциал рынка облачных сервисов –это огромный сегмент малых и средних компаний в России, которые нуждаются в современном программном обеспечении, но не готовые платить большие единовременные платежи за лицензии и внедрение. Если говорить о конкретных цифрах, то можно привести в пример рынок автосервисов, который условно можно разделить на 4 категории:

  1. 40 крупных дилерских группы от 10 центров
  2. 80 средних дилерских групп от 5 до 10 центров
  3. 1 300 маленьких дилерских групп от 1 до 5 центров
  4. 40 тыс неофициальных автосервисов

Если крупные и средние дилерские группы могут позволить себе купить современные дорогие программы для управления своим бизнесом или разработать их самостоятельно, то маленькие дилеры и неофициальные сервисы не способны тратить от $ 100 тыс за такие проекты. Именно такие компании являются самым перспективным сегментом для разработчиков облачных сервисов, при условии, что они будут стоить от 10 до 50 тыс рублей в месяц и не требовать каких-либо значительных инвестиций на установку. Наибольшим потенциалом будут обладать игроки, которые предоставляют SaaS-решения с отраслевой спецификой, так как бизнес-процессы в разных индустриях могут значительно отличаться.


Как развивается российский рынок облачных сервисов относительно мира?

Россия, как обычно, отстает в развитии IT-приложений на несколько лет от США. Но именно сейчас наблюдается начало бума облачных сервисов. Рост составляет более 100% в год, тогда как в остальном мире этот рынок растет около 20-25%.

Насколько регионы готовы пользоваться данными сервисами?

Регионы, на мой взгляд, сейчас гораздо активнее готовы покупать такие сервисы. С одной стороны, они в свое время потратили значительно меньше средств на внедрение классических программных продуктов для управления бизнесом, а с другой – региональные компании тщательнее относятся к вопросу снижения инвестиционных расходов и, как следствие, программные продукты по подписке для них более привлекательны, чем классическое ПО.


Михаил Смолянов, основатель "Мегаплан" - одного из крупнейших в России онлайн-трекеров:


Каков средний APRU у SaaS-сервисов?

В среднем 100-200 руб в месяц за человека. В средней компании-клиенте трекером пользуются 10-15 человек - это 1-3 тыс рублей в месяц. У многих сервисов есть бесплатные тарифные планы для 3-5 сотрудников.

Насколько такие сервисы безопасны?

Основные клиенты SaaS-сервисов - это малый и средний бизнес, для таких компаниях SaaS-провайдер точно обеспечивает и лучшую безопасность, и лучшую отказоустойчивость, чем обычный сисадмин в компании, который часто может вообще быть приходящим студентом.

Понятно, что крупная компания, типа банка или сотового оператора, имеет свой датацентр, большой штат IT-специалистов и может обеспечить очень высокий уровень безопасности, но для малого бизнеса SaaS -замечательный выбор.

Динамика роста российского рынка облачных сервисов относительно мира?

Cейчас SaaS/Cloud - модные слова, аналитики приписывают к таким сервисам много чего лишнего. При темпах роста в США и Европе около 30% в год, в России рынок растет более, чем на 50%.

Насколько регионы готовы пользоваться облачными сервисами?

У нас уже давно больше половины клиентов не из Москвы и Санкт-Петербурга, так что регионы давно готовы и используют.



Комментарии

  • Helen 07:48, 13.11.2014
    0
    Hello!Sorry for writing in English but my Russian are not so good! Cloud based business applications are becoming more and more famous due to their great potentials. Let me introduce you Comidor, another business application based on cloud offering a vast amount of tools regarding collaboration, Project management, CRM and Business Intelligence. For more information you can visit https://www.comidor.com where you can find a demo version as well
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Web Summit 2017
6 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase