Top.Mail.Ru
Новости

Исследование: продажи в соцсетях и мессенджерах в России достигли почти 600 млрд рублей

Новости
Екатерина Симикян
Екатерина Симикян

Бывш. редактор новостного отдела

Екатерина Симикян

Российский рынок социальной коммерции (включает продажу товаров и услуг в соцсетях, мессенджерах, на сайтах объявлений и других P2P-платформах) в 2018 году оценивается в 591 млрд рублей и 394 млн сделок. К таким выводам пришли аналитики «Яндекс.Кассы» и Data Insight, опросив компании и пользователей, которые ведут бизнес через социальные каналы.

Исследование: продажи в соцсетях и мессенджерах в России достигли почти 600 млрд рублей

Исследование проводилось весной и летом 2018 года. В нем участвовали 3014 пользователей в возрасте от 14 до 54 лет и 207 компаний.

Аналитики отметили, что в социальной коммерции участвуют 39 млн российских покупателей, а также 22 млн продавцов – компаний и частных лиц. 

К социальным платформам были отнесены следующие ресурсы:

  • социальные сети («ВКонтакте», «Мой мир», «Одноклассники», Facebook, Instagram, LiveJournal, Spaces),
  • сервисы объявлений (Avito, Auto.ru, Drom, Farpost, N1, «Из рук в руки», «Юла»),
  • мессенджеры (Facebook Messenger, ICQ, «Mail.ru Агент», Skype, SnapChat, Telegram, Viber, WhatsApp),
  • сайты sharing economy (Airbnb, BlaBlaCar, Etsy, Profi.ru, YouDo, «Помогатель», «Ремонтник», «Ярмарка Мастеров»).

На сервисы объявлений (например, Avito, Auto.ru, «Юла») приходится 33% от объема продаж в социальной коммерции , 26% — на соцсети, 21% — на сайты sharing economy (Airbnb, BlaBlaCar, YouDo и другие), 16% — на мессенджеры и 4% — на совместные покупки (объединение пользователей для оптовых заказов).

Большая часть сделок проходит в соцсетях. Средний чек в них меньше, чем на сервисах объявлений, отметили авторы исследования.

Наиболее популярная категория — одежда и обувь со средним чеком в 1950 рублей. В целом объем продаж таких товаров составляет более 100 млрд рублей в год, на втором месте — электроника и бытовая техника, на третьем — услуги по аренде недвижимости.

Средний чек покупки на социальных платформах составляет 1,5 тысячи рублей, при этом 73% людей делают аказы в среднем по 3 тысячи рублей или меньше.  

76% торговых компаний, которые работают в онлайне, используют для продаж социальные каналы. Соцсети предпочитают 94% продавцов, мессенджеры — 29%. В среднем на социальные каналы приходится около 40% выручки от онлайн-продаж присутствующих там компаний.

B2C-продавцы предпочитают использовать соцсети в качестве основного канала торговли. Самой популярной среди компаний аналитики назвали «ВКонтакте»: здесь свои услуги и товары предлагают 15% опрошенных.

На втором месте оказался Instagram (5,9%), на третьем — «Одноклассники» (3,8%). Для 80% компаний основной метод продаж в социальных сетях — через собственную страницу. 57% респондентов используют для продаж встроенные функции соцсетей, 9% — встроенные платежи.

Быстрее всего растут продажи у продавцов, использующих мессенджеры: 74% из них отметили рост числа покупок. Чаще всего мессенджеры используются для общения продавца с покупателем (89% компаний), реже — для ведения канала с целью продаж (41%) и для рассылки предложений по клиентской базе (39%). 

Около 22 млн интернет-пользователей (примерно каждый третий) что-то продает через социальные каналы. 

Частные лица предпочитают продавать на специализированных сайтах объявлений (71%), реже — через соцсети (37%). Больше всего частных продавцов на Avito (65% от всех пользователей, вовлечённых в социальную коммерцию), на «Юле» (39%), во «ВКонтакте» (33%) и Instagram (9%). 

Прием оплаты у частных продавцов и компаний устроен по-разному, отмечается в исследовании. Компаниям доступны готовые платежные инструменты, пользователям — сервисы частных переводов.

Среди C2C-продавцов онлайн-оплату на социальных платформах принимают около 67% респондентов: 45%  — на карту, 15% — на электронный кошелек, 13% — на банковский счет, 9% — на телефон. Оплату наличными принимают 63% опрошенных.

Из компаний, торгующих через социальные платформы, наличные принимают лишь 36% — при оплате курьеру или самовывозе. Для расчета в социальных каналах 50% компаний принимают платежи с банковских карт, 40% — через интернет-банкинг, 38% — из электронных кошельков. 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Российский маркетплейс запустил онлайн-продажу золотых слитков
  2. 2 Онлайн-кассы в 2024 году: что это, кому нужны и как выбрать кассовое оборудование
  3. 3 Как продавать на Авито: правила, инструкции, лайфхаки
  4. 4 Как защитить свои права, торгуя на «Авито»
  5. 5 Карточки товаров на Ozon, «Яндекс Маркет», Wildberries: способы загрузки, редактуры и время на модерацию