Росфинмониторинг направил банкам предупреждения о рисках проведения сомнительных операций через маркетплейсы. Об этом сообщил РБК со ссылкой на представителя регулятора.
Финразведка начала фиксировать ситуации использования онлайн-платформ для транзакций в целях незаконного обналичивания денег. По словам представителя Росфинмониторинга, маркетплейсы используют в таких схемах для разрыва транзитных цепочек.
Число случаев проведения сомнительных операций со стороны компаний и ИП, торгующих на интернет-площадках, выросло, подтвердил собеседник РБК в крупном российском банке. По словам источника, с конца августа такие клиенты стали чаще «окрашиваться» антиотмывочной системой ЦБ «Знай своего клиента» (ЗСК).
«Росфинмониторинг обратил на них (селлеров — RB.RU) пристальное внимание, поэтому их стали вносить в ЗСК. Сейчас тема сомнительных операций на маркетплейсах очень актуальна», — заявил РБК сотрудник другого банка, который работает с малым и средним бизнесом.
Представитель ЦБ сообщил изданию, что регулятор фиксирует отдельные, не имеющие системного характера случаи проведения подозрительных операций клиентами кредитных организаций, которые якобы ведут деятельность под видом продавцов на онлайн-платформах. Подобные операции можно считать одним из способов «обхода противолегализационных процедур банков» и ЗСК, уточнил собеседник издания.
Директор управления комплаенс Сбербанка Лариса Заломихина заявила РБК, что в компании не отмечают значительного увеличения числа селлеров, операции которых требовали бы изучения.
В ВТБ изданию подтвердили, что получали рекомендации Росфинмониторинга и давно используют их, при этом в кредитной организации не наблюдают роста доли «желтых» и «красных» клиентов на ЗСК, их количество в ВТБ находится на устойчиво низком уровне.
«Внимание к клиентам-селлерам постепенно увеличивается, но пока абсолютно точно нет тенденций к кратному росту, речь идет о единичных случаях [нарушений]», — отметила в беседе с РБК контролер изменений законодательства в банке «Точка» Анастасия Моисеева.
По словам руководителя продуктов в кредитной организации «Бланк» Елены Виноградовой, несмотря на повышение количества продавцов, компания не зафиксировала роста доли «желтых» и «красных» клиентов в данном сегменте.
В Ozon (в группу помимо маркетплейса входит «Озон банк») не выявили увеличения подозрительной активности селлеров. Wildberries осуществляет мониторинг на постоянной основе, но также «не наблюдает аномалий в последнее время».
В «Яндексе», который владеет «Яндекс Маркетом» и «Яндекс Банком», не ответили на запрос РБК.
ЗСК начала работать в июле 2022 года, к системе подключены все кредитные организации. В ежедневном режиме платформа анализирует транзакции клиентов банков (юрлиц и ИП) и присваивает им определенные уровни риска проведения сомнительных операций: зеленый, желтый или красный.
Кредитные организации используют данные от ЦБ, но также маркируют клиентов по степени риска в соответствии с собственными внутренними антиотмывочными правилами. Чем выше уровень риска, тем строже контроль за проведением транзакций.
Фото на обложке: Miljan Zivkovic /
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 ГК «СКБ Контур» объявила о закрытом тестировании нового интернет-банка в своей экосистеме
- 2 Digital Horizon оказался инвестором испанского необанка BNext
- 3 К платформе цифрового рубля не допустят компании с «красным» уровнем риска
- 4 Росфинмониторинг и ЦБ договорились о лимите на перевод средств без открытия счета
- 5 Росфинмониторинг предложил обязать банки указывать ИНН и паспортные данные получателя перевода
ВОЗМОЖНОСТИ
14 октября 2024
14 октября 2024
14 октября 2024