темп роста в ближайшие пять лет установится на отметке 70-80%
В то время как большая часть авиабилетов продается через цифровые каналы, ситуация с билетами на развлекательные и бизнес-мероприятия разительно отличается - лишь 5% рынка приходится на электронные билеты. Однако отрасль переживает серьезные изменения, не последнюю роль в которых играют молодые игроки, пытающиеся во что бы то ни стало обогнать мастодонтов рынка - Eventim (Parter.ru и "Контрамарка.ру"), Concert.ru, Kassir.ru и других. Что же представляет из себя эта отрасль в России и в каком направлении она будет двигаться? Это мы и постараемся проанализировать в данной статье.
Долгое время рынок находился в безусловной власти крупных игроков, о которых упоминалось выше. Такая олигополия расслабляет операторов, которые не всегда оперативно реагируют на изменяющиеся условия. Доля электронных билетов стремительно растет, по оценкам «Нанобилета» и RusBase, среднегодовой темп роста в ближайшие пять лет установится на отметке в 70-80%.
Уже сейчас понятно, что скоро большинство билетов на мероприятия будут электронными, однако есть и стоп-факторы, мешающие развитию индустрии:
- Высокий порог входа на рынок. Разработка системы продаж билетов, аналитика маркетинговых кампаний, выстраивание отдела продаж, расходы на маркетинг и т.д. требуют значительных инвестиций.
- Законодательство РФ. Законодательство нашей страны не поспевает за меняющимся ландшафтом ИТ-рынка. Сейчас электронный билет на мероприятия формально никак не определен в законе - складывается странная ситуация, когда электронный билет вроде бы есть, но вроде его и нет. Поэтому с ними сложно работать, например, театрам - пользователям приходится на входе обменивать распечатку e-ticket на обычный билет, так как госучреждениям важно сохранить БСО (бланки строгой отчетности, “корешки”) для получения льгот по выплате НДС. (Однако Сергей Сучков из Радарио считает, что и у электронных билетов есть своя серия и инивидуальный номер, так что все данные можно считать официальными и годными для отчетов).
В последнее время также наблюдается тенденция перехода классических билетных операторов к реализации электронных билетов, что частично замедляет рост новых билетных сервисов. Однако тут есть свои нюансы - новые команды предоставляют организаторам сервисы, которых просто нет у гигантов рынка: аналитика, продвижение и много другое.
Что говорят участники рынка?
По словам СЕО компании "Нанобилет" Егора Егерева, рынок уже сейчас находится на пороге больших изменений - в первую очередь потому что участникам индустрии просто надоели несовершенства билетного пространства. С ним согласна Дарья Пасик, бывший сотрудник концертного агентства TCI, однако, по ее словам, пока не изменится законодательство, будет сложно говорить о большом скачке рынка электронных билетов. Сергей Сучков из Радарио считает, что разум у людей в России достаточно архаичный и они тяжело принимают новшества, а электронным билетам на авиаперелеты удалось заполнить рынок, потому что одновременно все игроки перешли на электронные сервисы.
А вот противоположного мнения придерживается основатель TicketForEvent Геннадий Нетяга: "Рынок не то, что стоит на пороге больших изменений, он уже активно развивается и все больше заполняет интернет. Рост составил более 400% за два года. И в этом росте главную роль играет удобство интернета и его высокое проникновение. Игроки, которые сегодня думают, что доступ на рынок открыт всем – сильно заблуждаются, основные клиенты уже распределены, дальнейший рост будет происходить за счет увеличения оборотов".
Основные игроки рынка
В анализе акцентируется внимание на компаниях, целью которых является продажа именно электронных билетов на мероприятия, поэтому "старожилы" рынка в этой таблице не рассматриваются.
Компания | Инвестиции | Специализация | Как давно запущен бизнес | Количество проданных билетов | Цели |
Радарио | 200К+1.2М | Концерты, вечеринки, театры | 1 год | 59 тыс. | Развитие платформы и партнерской сети |
Нанобилет | 200К | Концерты, вечеринки, театры, бизнес-ивенты | 1 год | 5 тыс. | Развитие партнерской сети |
Bigbilet | N/A | Театры, экскурсии, музыка | 2 года | 7 тыс.* | О компании практически ничего неизвестно |
Voxxter | N/A | Музеи | Меньще года | 2 тыс. билетов* | Создание комплексного билета для музеев |
TimePad | 400K | Бизнес-ивенты, семинары, лекции | 5 лет | Проведено более 53 тыс. мероприятий | Русский Eventbrite |
Eventmag | более 1М | Концерты, бизнес-ивенты, семинары и т.д. | 1.5 года | 28 тыс. | Русский Eventbrite |
TicketForEvent | 3M | Деловые, развлекательные, спортивные мероприятия | 2 года | 298 тыс. | Создание лучшей платформы для организаторов |
* - оценка экспертов рынка
Что ждет рынок электронных билетов на меропрития через несколько лет? Сейчас процесс выделения билетных квот происходит крайне неструктурированно: нет единой системы бронирований билетов, как например, в тревел-индустрии. Разве что, к этому уже пришла "Рамблер.Касса", создав единую базу данных кинотеатров. Но тут стоит оговориться, так как сервис подключил к софту сети кинотеатров, что намного проще, чем объединить тысячи разрозненных площадок.
Пока молодые компании-сервисы мечтают о создании "единого билетного пространства" - именно это может стать решающим конкурентным преимуществом на рынке.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Генерируем идеи для бизнеса: курс-практикум»
- 1 5 ошибок при работе с премиальной аудиторией
- 2 А ты точно продюсер? Зачем выстраивать партнерские отношения в творческой индустрии
- 3 Причиняю добро: как выглядит хороший сервис
- 4 Uber разрабатывает приложение для найма персонала на почасовую работу
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025