Элина Кириллова

Рынок электронных билетов на развлечения: в ожидании бума?



В то время как большая часть авиабилетов продается через цифровые каналы, ситуация с билетами на развлекательные и бизнес-мероприятия разительно отличается - лишь 5% рынка приходится на электронные билеты. Однако отрасль переживает серьезные изменения, не последнюю роль в которых играют молодые игроки, пытающиеся во что бы то ни стало обогнать мастодонтов рынка - Eventim (Parter.ru и "Контрамарка.ру"), Concert.ru, Kassir.ru и других. Что же представляет из себя эта отрасль в России и в каком направлении она будет двигаться? Это мы и постараемся проанализировать в данной статье.

Долгое время рынок находился в безусловной власти крупных игроков, о которых упоминалось выше. Такая олигополия расслабляет операторов, которые не всегда оперативно реагируют на изменяющиеся условия. Доля электронных билетов стремительно растет, по оценкам «Нанобилета» и RusBase, среднегодовой темп роста в ближайшие пять лет установится на отметке в 70-80%.

Уже сейчас понятно, что скоро большинство билетов на мероприятия будут электронными, однако есть и стоп-факторы, мешающие развитию индустрии:

  1. Высокий порог входа на рынок. Разработка системы продаж билетов, аналитика маркетинговых кампаний, выстраивание отдела продаж, расходы на маркетинг и т.д. требуют значительных инвестиций.
  2. Законодательство РФ. Законодательство нашей страны не поспевает за меняющимся ландшафтом ИТ-рынка. Сейчас электронный билет на мероприятия формально никак не определен в законе - складывается странная ситуация, когда электронный билет вроде бы есть, но вроде его и нет. Поэтому с ними сложно работать, например, театрам - пользователям приходится на входе обменивать распечатку e-ticket на обычный билет, так как госучреждениям важно сохранить БСО (бланки строгой отчетности, “корешки”) для получения льгот по выплате НДС. (Однако Сергей Сучков из Радарио считает, что и у электронных билетов есть своя серия и инивидуальный номер, так что все данные можно считать официальными и годными для отчетов).

В последнее время также наблюдается тенденция перехода классических билетных операторов к реализации электронных билетов, что частично замедляет рост новых билетных сервисов. Однако тут есть свои нюансы - новые команды предоставляют организаторам сервисы, которых просто нет у гигантов рынка: аналитика, продвижение и много другое.

Что говорят участники рынка?

По словам СЕО компании "Нанобилет" Егора Егерева, рынок уже сейчас находится на пороге больших изменений - в первую очередь потому что участникам индустрии просто надоели несовершенства билетного пространства. С ним согласна Дарья Пасик, бывший сотрудник концертного агентства TCI, однако, по ее словам, пока не изменится законодательство, будет сложно говорить о большом скачке рынка электронных билетов. Сергей Сучков из Радарио считает, что разум у людей в России достаточно архаичный и они тяжело принимают новшества, а электронным билетам на авиаперелеты удалось заполнить рынок, потому что одновременно все игроки перешли на электронные сервисы.

А вот противоположного мнения придерживается основатель TicketForEvent Геннадий Нетяга: "Рынок не то, что стоит на пороге больших изменений, он уже активно развивается и все больше заполняет интернет. Рост составил более 400% за два года. И в этом росте главную роль играет удобство интернета и его высокое проникновение. Игроки, которые сегодня думают, что доступ на рынок открыт всем – сильно заблуждаются, основные клиенты уже распределены, дальнейший рост будет происходить за счет увеличения оборотов".

Основные игроки рынка

В анализе акцентируется внимание на компаниях, целью которых является продажа именно электронных билетов на мероприятия, поэтому "старожилы" рынка в этой таблице не рассматриваются.

Компания

Инвестиции

Специализация

Как давно запущен бизнес

Количество проданных билетов

Цели

Радарио

200К+1.2М

Концерты, вечеринки, театры

1 год

59 тыс.

Развитие платформы и партнерской сети

Нанобилет

200К

Концерты, вечеринки, театры, бизнес-ивенты

1 год

5 тыс.

Развитие партнерской сети

Bigbilet

N/A

Театры, экскурсии, музыка

2 года

7 тыс.*

О компании практически ничего неизвестно

Voxxter

N/A

Музеи

Меньще года

2 тыс. билетов*

Создание комплексного билета для музеев

TimePad

400K

Бизнес-ивенты, семинары, лекции

5 лет

Проведено более 53 тыс. мероприятий

Русский Eventbrite

Eventmag

более 1М

Концерты, бизнес-ивенты, семинары и т.д.

1.5 года

28 тыс.

Русский Eventbrite

TicketForEvent

3M

Деловые, развлекательные, спортивные мероприятия

2 года

298 тыс.

Создание лучшей платформы для организаторов

* - оценка экспертов рынка

Что ждет рынок электронных билетов на меропрития через несколько лет? Сейчас процесс выделения билетных квот происходит крайне неструктурированно: нет единой системы бронирований билетов, как например, в тревел-индустрии. Разве что, к этому уже пришла "Рамблер.Касса", создав единую базу данных кинотеатров. Но тут стоит оговориться, так как сервис подключил к софту сети кинотеатров, что намного проще, чем объединить тысячи разрозненных площадок.

Пока молодые компании-сервисы мечтают о создании "единого билетного пространства" - именно это может стать решающим конкурентным преимуществом на рынке.





comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно

Нажмите "Нравится",
чтобы читать Rusbase в Facebook