Суд по интеллектуальным правам рассмотрит иск Сбербанка к Роспатенту из-за отказа регистрировать патент на распознавание документов, узнал RB.RU. Бумага дала бы Сбербанку монополию на распоряжение методом проверки документов.
Суд по интеллектуальным правам назначил на 2 декабря предварительное судебное заседание по иску Сбербанка к Роспатенту из-за отказа регистрировать его изобретение, связанное с распознаванием документов. В заявке описан способ проверки документов, позволяющий выявить у подписанта полномочия действовать от имени заявителя.
Роспатент уже дважды отказал Сбербанку в выдаче патента на изобретение, после чего банк обратился в суд. В кредитном учреждении не ответили на запрос RB.RU, отправленный дважды.
- Как следует из материалов Роспатента, Сбербанк собирался зарегистрировать в качестве изобретения способ проверки комплекта электронных копий документов. Банк разработал способ «извлекать сущности заявителя и подписанта» из пакета с помощью IT-технологий, устанавливать связь между ними, которая подтверждает полномочия подписанта выступать от имени заявителя. Сделать это банк собирался с помощью анализа выписки из ЕГРЮЛ и доверенностей. В Роспатенте решили, что ничего оригинального в этом нет.
«Заявленная система является лишь стандартным средством для хранения и выполнения программы для ЭВМ, в которое не вносится каких-либо конструктивных улучшений и изменений. Обеспечиваемая заявленной системой возможность обработки информации о документах заключается только в получении информации о наличии связи между заявителем и подписантом, а следовательно, не обеспечивает достижение какого-либо технического результата», — говорится в решении Роспатента.
В материалах Сбербанка, связанных с данным изобретением и опубликованных на сайте Евразийского патентного ведомства, говорится, что изобретение позволило бы продвинуться в решении проблемы оперативной и качественной обработки комплектов отсканированных документов с целью проверки их достаточности, наличия обязательных заполненных полей, полномочий подписантов и прочей информации.
«Из уровня техники известны различные решения, выполненные с возможностью обработки комплекта документов клиентов банка, реализованные на базе ПО Abbyy FlexiCapture (универсальная платформа для интеллектуальной обработки информации, полученной из любых типов документов) и других», — отмечено в документе.
Мнение патентного поверенного
Руководитель патентного отдела компании «Онлайн Патент» Елена Купцова пояснила, что патент дал бы право Сбербанку запрещать третьим лицам использовать запатентованное решение, установил бы монополию на подобную обработку документов.
«Сбербанк смог бы предъявлять претензии к тем, кто использует такой же способ или систему, на которые он подавал заявку», — говорит глава патентного отдела. Купцова добавила, что ранее уже был зарегистрирован похожий патент РФ №2739342, который также принадлежит Сбербанку. Экспертиза сделала вывод, что заявка не соответствует требованиям патентоспособности.
«17 мая 2024 года Сбербанк попытался оспорить это решение в Палате по патентным спорам. Заседание прошло 16 июля 2024 года, но коллегия оставила решение об отказе в силе. С учетом всех аргументов, шансы Сбербанка оспорить это решение и получить патент крайне низкие, так как заявка не соответствует требованиям законодательства РФ», — рассказала эксперт.
Мнение участника рынка
«Трудно не согласиться с логикой Роспатента. Эксперты отказали Сбербанку в регистрации патента на систему распознавания и анализа документов по причине отсутствия новизны. Образно говоря, "Сбер" пытался запатентовать слово "молоко". И стать монополистом всех молочных рек. Это было бы недопустимо и ограничило развитие технического прогресса в области цифровых помощников — рекомендательных систем, на которые делают особую ставку в контексте "Экономики данных"», — рассказал RB.RU PR-директор «Биорг» (компания занимается оцифровкой изображений с персональными данными) Александр Зверев.
Решение похоже на тот случай, когда Роспатент отказал «Росбанку» в патентовании буквы Р, пусть и в условиях определенного графического и цветового сочетания, напомнил Зверев.
По словам эксперта, патенты на программы для ЭВМ регистрируются сложно, а программное обеспечение охраняется особым образом.
«Защищают сам код — подобно тому, как защищают права на литературное произведение. А вот способ и приемы, которыми это произведение создано, нельзя запатентовать. Аналогично в ситуации с несостоявшимся патентом "Сбера": они защищали не код, а концепцию работы своей системы. Это значит, что другие разработчики не смогли бы создать программу со схожим функционалом, опираясь даже на свой собственный код. Такое положение могло бы серьезно ограничить конкуренцию», — пояснил представитель «Биорг».
По словам Зверева, подобную систему некоторое время назад разработала для заказчика и компания «Биорг».
«Модель опирается на технологии обработки естественного языка (NLP), умеет извлекать смысловые сущности из текста комплекта документов, сопоставлять их со смыслом текста, устанавливать взаимоотношения между ними. На основании этого искусственный интеллект может предоставлять человеку некоторое предварительное решение, рекомендацию. Как видно, уникальна здесь только кастомность – разработка под конкретного клиента. Программисты руководствовались общими принципами и методами, которые принято применять на переднем крае научной области "Машинное обучение"», — рассказал Зверев.
Эксперт добавил, что в мировой практике есть такие сущности, как патентные тролли — физические или юридические лица, специализирующиеся на предъявлении патентных исков.
«Они гоняются за компаниями, ссылаясь на то, что предлагаемые этими компаниями продукты нарушают патентные права троллей. Вопрос в том, решил ли "Сбер" пойти по схожему пути или просто неудачно оформил патентную заявку», — заключил Зверев.
Фото на обложке: AntonSAN /
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
07 декабря 2024
08 декабря 2024