Гражданская журналистика быстро развивается благодаря мобильным технологиям. Кроме уже вполне освоенных сервисов, как Twitter, Youtube, LiveJournal, гражданская журналистика выходит на новый уровень — в мобильные приложения. Это эффективное средство коммуникации, как для СМИ, так как они могут оперативно находить и покупать контент, так и для пользователей — могут подрабатывать и создавать себе имя. На Западе citizen journalist apps (или в более широком понятии – краудсорсинговые приложения) практикуются повсеместно: большим толчком для разработчиков стали события арабской весны с 2010 г., для освещения которых были созданы некоторые первые сервисы. В России же только начали перенимать этот опыт.
LifeNews
Релиз: 24 сентября 2013 г.
Намедни, 11 сентября, канал LifeNews, принадлежащий холдингу News Media, анонсировал приложение, которое выйдет сразу для iOS и Android. Официальный релиз назначен на 24 сентября. Создатели планируют вложить 10 млн рублей только на вознаграждения пользователям, которые, загружая фото и видео, будут выполнять журналистские задания. Уникальность сервиса заключается в геотаргетинге и механизме push-уведомлений: когда пользователь находится вблизи очага события, приложение даст сигнал, в профиле появится задача с ценой ее выполнения. Пример: «Сфотографируйте неправильно припаркованный автомобиль госслужащего». Пользователь видит задачу, направляется по геолокации, фоткает/снимает, загружает контент в приложение. Если полученный материал заинтересует редакцию, то гонорар сразу же переведут на номер отправителя. Самые простые задания будут стоить 100 рублей, примеры задач в бета-версии приложения в основном оцениваются от 1 до 6 тыс рублей, а за «суперуникальный» контент создатели готовы платить до 100 тыс рублей.
Разработчики LifeNews не абсолютные новаторы, в том числе среди русскоязычных приложений. Scoopshot работает по почти такому же принципу: пользователи загружают контент на продажу и отправляют на задачи. Однако есть различия. Приложение существует уже 3 года, сделано финскими разработчиками, переведено на несколько языков. Здесь активно покупает снимки российская газета Metro, однако о сотрудничестве с другими изданиями нет информации. Идея Scoopshot одновременно проигрывает и выигрывает LifeNews. Плюс в том, что пользователь может сам выставлять любые новостные снимки/видео и назначать цену, а покупать их могут совершенно разные издания (в LifeNews — только они сами). Но, в то же время, для LN это только выигрыш. К тому же, на Scoopshot многие российские пользователи жалуются, что в приложении совсем не появляются задачи.
Скачав себе приложение, я тоже обнаружила в своем профиле лишь возможность выложить контент на продажу, два конкурса, альбом выставленного “добра”, альбом проданного, в котором, внезапно, имеются фотки кота (из Германии) и ковра (из Филлипин)… Эксперимента ради добавила на сайте Scoopshot задачу в своей локации (это, кстати, можно сделать бесплатно без всякой верификации). И, ву-аля: задача "сфоткать вид Северного Тушино" появилась в приложении! Интересно, что вознаграждение автору установилось в $2,5, а заказчик платит $5 (процент сервису). Таким образом, при оригинальной задумке, проработанности, удобном интерфейсе, приложение проигрывает по двум причинам: 1) отсутствие каких-либо фильтров, верификации, систем рейтинга; 2) из-за нераскрученности в России.
NewZulu (Citizen Side)
Хороший пример citizen journalism - app от французского агентства, но работающий на мировую информацию. Здесь пользователи могут добавлять и продавать фото и свои «истории». Это приложение оказалось лучшим по интерфейсу и систематизации из тех, что мне удалось протестировать.
Сам по себе интерфейс напоминает качественный онлайн-журнал. Удобное скрывающееся меню содержит разделы: «Заголовки», «Самое популярное», «Мои фиды» — пользовательская настройка интересующих тем, «Детали» — основные продолжительные темы (война в Сирии, например). Здесь же в меню список категорий: «Политика», «Окружающая среда», «Культура» и так далее. Темы просматривать тоже очень удобно (для фото – быстрый слайдер), можно добавить тему в избранное, поставить лайк, рассказать друзьям в соцсетях или прокомментировать. Задачи появляются в нижней части экрана, но они связаны не с геолокацией, а с мировым трендом. Контент на главных очень качественный, ранжируется по голосам, поэтому конкуренция на сервисе, видимо, большая.
Есть и минусы. Нет настройки геолокации. Нельзя добавлять свои фото/видео к существующим темам (хотя на сайте сервиса можно). И самое главное: нет внутренней системы связи между автором и заказчиком, как и системы вознаграждений. То есть, если СМИ хочет опубликовать материал у себя, необходимо связаться с автором через сервис, а также выплатить citizenside роялти. Казалось бы, такая сложная система обрекает истории на невостребованность. Но, например, журнал "Русский Репортер" покупает снимки у позьвователей NewZulu. Так, например, обложку одного из сентябрьских номеров украсила фотография с гей-парада в Рейкьвике, сделанная юзером приложения. Об этом сервис хвастается на страничке в facebook.
Приложение, запущенное этим летом газетой Guardian, тоже задумано как инструмент мировой гражданской журналистики. Газета призывает граждан делать contribution в виде фото, видео и историй, эссе. О системе продажи материалов и вознаграждениях, правда, речи не идет, как и о конкретных задачах по геолокациям, но приложение все же интересное и удобное. Задачи больше развлекательного характера, вроде «сегодня я надел…», «сегодня я съел…», «я на велосипеде», а также творческие — конкурсы арта, фото и эссе вроде “как бы я сделал мир лучше”. Есть, правда, призывы присылать истории о Сирии, свои идеи и истории… Во вкладке каждой задачи можно эти истории почитать. Но, в целом, приложение носит скорее развлекательный интерактивный характер.
Это уникальное приложение совмещает в себе инструмент гражданской журналистики и сканнер полицейских и пожарных служб, служб скорой помощи и других (даже сейсмографических). Вырос стартап из приложения Siggly от 26-летнего Марка Малкуна для журналистов арабского мира. Нет системы продаж, но это невероятно полезный инструмент для журналиста и весьма любопытный для любого пользователя: можно лежа на диванчике послушать, как полицейские в любой точке мира, переговариваясь по рации, проводят операцию. Правда, они разговаривают кодами, но, нажав на значок информации, можно вызвать вкладку с расшифровками. Тут же, по горячим следам, пользователь может написать историю.
Приложение предлагает богатый функционал. Во вкладке «истории» топики разделены в порядке популярности или времени добавления по странам. Теоретически, есть просмотр историй, ближайших по локации, но в графе Россия пока пусто, а очень жаль . В разделе полицейских сканеров есть возможность подключиться к волне вплоть до штата и округа. Есть рейтинг топовых по прослушке, а также возможность записать разговор и добавить в избранное. Это замечательный инструмент гражданской журналистики, позволяющий быть не только оперативным свидетелем, но и контролировать охранные службы. У нас бы это очень пригодилось, согласитесь?
Тоже неплохой пример гражданского приложения, сотрудничающего с такими новостными платформами, как BBC, skyNews, Telegraph, Reuters. Хорошая система, но, вероятно, не слишком раскрученная или не проработанная до конца, так как в топе проданных видео висит долгое время ролик из сафари в Южной Африке, на котором слон нападает на автомобиль. Однако интерфейс очень приятный: топ проданного контента, из приложения сразу же можно включить камеру, есть определение геолокации и ближайших задач (ближайшая для нас – в Лондоне), список мировых задач-тем (от «соревнования по поеданию лука» до «шторма Габрэлла»). К сожалению, нельзя смотреть контент, присылаемый пользователями, без взаимодействия с сайтом: нужно зарегистрироваться, зайти на сайт, воспользоваться поиском, зафолловить интересующие топики. Тогда в приложении начнут формироваться “фиды”. Также на сайте можно купить видео, задав параметры (вид издания, на какой срок и т.д.). В целом, сама онлайн-платформа очень хороша, приложение тоже подает надежды, но над ним еще надо поработать. И, конечно, развить локацию России.
Это приложение позиционирует себя не как гражданская платформа, а как база и социальная сеть для фрилансеров, хотя суть примерно схожая. Здесь очень интересен список заказчиков: BBC, Le Monde, Bild, Time, The Wall Street Journal, the Guardian, Grazia, the New York Times. Функционал самого приложения пока весьма ограничен или просто минималистически строг: вкладки «создай новую историю», «добавь к истории» (к своей же), «мои истории». Еще есть функция задач, которая для нас, увы, не функционирует… В приложении нельзя просматривать контент, но он переправляется на сайт и ранжируется по топикам и регионам. Сама платформа существует с 2009 г., уделяет внимание серьезным мировым проблемам, пользуется большим спросом, а приложение существует просто, как способ оперативно добавить новость. Впрочем, ничего лишнего.
Арабская весна и приложения
Как уже было сказано, сильная тендеция гражданственской журналистики (а вместе с ней и citizen journalism apps) проявилась во многом на волне арабской весны, когда революции вершились благодаря интернету. Тогда же некоторые разработчики поняли, что арабскому миру нужны дополнительные удобные средства коммуникации, и ряд приложений был создан специально для конфликтных территорий. Например, приложение Siggly, которое сейчас не переросло в вышеописанный Completure Марка Малкуна (на фото), было разработано специально для журналистов в арабском мире, где пользователи могли выкладывать мини-репортажи, фото, видео, обмениваться комментариями и голосовать. Приложение StoryMaker для Android создал Брайан Конли, который провел долгое время в конфликтах в Ираке и Ливии. Оно функционирует и сейчас на английском и арабском языках. Также существует приложение MyNews — только на арабском языке.
Приложения конкретных проблем
Еще одна из хороших тенденций — приложения для борьбы с конкретными проблемами. Так, например, в Колумбии, где распространен детский труд, функционирует краудсорсинговое приложение Yo digo: Aquí Estoy, в котором пользователи могут отмечать места, где используется нелегальный детский труд, добавлять фото и видео. К тому же, оно может быть запущено в любой стране, поэтому разработчикам поступают сигналы также из Азии, Африки.
В России тоже есть пример мобильного сервиса против конкретной проблемы, а именно – коррупции. В приложении Bribr пользователь может отметить, кому, в какой организации и в каком количестве он дал взятку. На сайте формируется карта с очагами коррупции. Однако притом, что разработчики обещают полную анонимность и отсутствие направленности против конкретных взяточников, полагаю, мало людей добровольно доверятся ресурсу.
Резюмируя, хочется сказать, не побоявшись пышной фразы, что за подобными технологиями стоит будущее журналистики. И очень хотелось бы, чтобы наша страна старалась перенимать иностранный опыт. Хорошо, что некоторые разработчики уже положили этому начало.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Как открыть микромаркет»
- 1 Microsoft интегрировала в браузер Edge ИИ-блокировщик лжеантивирусов
- 2 Bloomberg узнал о готовящемся расследовании против App Store в Китае
- 3 Coursera и Discord впервые оштрафовали за отказ локализовать данные россиян
- 4 Как перенести сообщения из WhatsApp с Android-смартфона на iPhone