Новости

Спасти прессу: как уговорить издательство выпустить мобильное приложение

Новости
Элина Кириллова
Элина Кириллова

Экс-главред Rusbase

Элина Кириллова
Спасти прессу: как уговорить издательство выпустить мобильное приложение

Печатные СМИ давно находятся в состоянии безотчетной тревоги: тиражи печатных изданий снижаются не один год. На западе уже есть примеры авторитетных газет, которые не справились с ситуацией и попросту разорились. Это говорит о том, что никакие попытки возродить "бумажный" сегмент бизнеса, скорее всего, не приведут к результату.


СМИ уходят в онлайн-сегмент. Помимо сайтов, им нужны мобильные приложения, так как количество смартфонов и планшетов уже превышает количество персональных компьютеров. RusBase пообщался с Романом Никитиным и Дмитрием Шейниным - основателями iPressPad - компании, которая выпускает мобильные приложения для СМИ. 

Роман  Никитин - автор идеи и директор по развитию бизнеса. Он работал руководителем в крупных компаниях (Билайн, Связьинвест), создал и продал компанию "Аверта" (разработка ИТ-продуктов). Роман рассказал о том, как iPressPad выходит на клиентов и помогает СМИ зарабатывать на мобильных версиях.

Дмитрий Шейнин - генеральный директор проекта. С 2001 года работал в крупных компаниях - разработчиках ПО. С 2005 года владеет и руководит собственной компанией "АБП" - разработка корпоративного ПО. Среди клиентов - Билайн, Альфабанк, РЖД.

В прошлом году iPressPad получил инвестиции в $400 тысяч от RMG (Rye, Man & Gor Securities) и Moscow Seed Fund. RMG участвует в стартапе в роли активного инвестора: 4 сотрудника RMG помогают молодой компании в стратегических вопросах и операционном менеджменте.

Расскажите, пожалуйста, СМИ быстро идут на контакт?

Когда мы общаемся с изданием, взаимопонимание появляется с полуслова. Как правило, к моменту первой встречи издание уже находится в поиске решения своей главной проблемы - чем заменить "бумажный" бизнес? Мы предлагаем создать приложение сразу для большинства мобильных устройств бесплатно и быстро.

А какие были сложности в общении с медиа?

В начале нашей работы в 2012 году существовала проблема - убедить издательства в том, что время уже пришло. Они точно знали, что делать это надо, но надеялись оттянуть момент принятия решения. Сейчас именно с этим вопросом стало проще - издатели понимают, что если они не создадут приложение для журналов сейчас, то уже завтра они потеряют свою аудиторию.

Поначалу издательства не верят, что iPressPad - самый дешевый вариант. Они надеются, что смогут сделать приложение собственными силами, что смогут обойтись мобильным сайтом, что смогут как-то использовать более дорогие решения так, чтобы это было дешевле. Все это невозможно осуществить без привлечения сторонних организаций. Бывает и так, что издатель, отказавшийся от наших услуг, потом все-таки возвращается к нам после потраченных усилий и средств.

Отдельно можно выделить различия в мышлении традиционных бумажных СМИ и онлайн-СМИ. Традиционные - пытаются перенести свой ограниченный по размерам, объему, периодичности и другим параметрам формат в электронный и не находят ничего лучшего, чем выложить печатный PDF и назвать это мобильным приложением. К сожалению, такая закостенелость мышления присутствует у всех сотрудников от верстальщика до главного редактора. Мобильный электронный формат, на самом деле, снимает все ограничения: в бумажной статье помещается 2 фотографии, в электронной - 20, в бумаге нет видео, а в электронной - видео без ограничений. Бумажный журнал выходит раз в месяц, а электронный – неограниченное число раз, ежемесячник не выпускает новостей, а в приложении есть возможность вести новостную ленту. Кардинально противоположная ситуация происходит с онлайн-СМИ - они, наоборот, являются генератором идей для нас.

Сколько времени/денег у вас уходит на привлечение одного партнера?

Интересный вопрос. У нас есть и рекорд - 1 день, когда на руках уже был подписанный договор, и антирекорд - почти год прошел с момента первого контакта до подписания договора, но сразу - на 10 журналов! В среднем, время привлечения одного партнера - один месяц. Но подписать договор - это лишь первый шаг, нужно довести партнера до цели - до появления мобильных читателей. Одни партнеры «внедряются» и «запускаются» за две недели, другие растягивают процесс на два-три месяца.

Совокупные затраты на привлечение партнера и запуск одного издания составляют от 5 до 30 тыс. рублей.

На каких рекламных площадках вы размещаете информацию об iPressPad? Как еще находите клиентов?

Поисковая оптимизация на Яндексе и Гугле, и контекстная реклама там же - это два основных источника клиентов. Следующий по важности источник - выставки - мы стараемся светиться на всех тематических мероприятиях. Например, в ноябре прошлого года мы получили награду - "Лучший Стартап 2013 года" по версии RussianMobile Awards'13.

Помогают также личные контакты и общение в издательской среде. А вот социальные сети пока не приводят клиентов, но мы только начали работать с соцсетями, статистика будет к концу года.

У вас есть региональные клиенты? Как вы их находите?

Да, очень много. Примерно половина. В некоторых регионах идет такая активность, которую и в Москве не увидишь. Местные московские клиенты, конечно, имеют определенные преимущества - мы можем к ним прийти лично, совпадают часовые пояса, но это не очень существенно. Мы одинаково хорошо взаимодействуем с клиентами и из Якутска, и из Сочи. Растет число обращений из стран СНГ. В первую очередь, это Казахстан, Украина и Белоруссия. Все клиенты из регионов и СНГ приходят к нам через Гугл или Яндекс.

Отказывались ли вы от клиентов?

Нет, мы не отказываемся ни от кого. Мы рады всем. Мы можем реализовать большинство типовых сценариев запуска мобильного журнала. Но иногда от клиентов поступают требования, которые мы не можем выполнить. Например, мы вообще не занимаемся заказной разработкой. Весь функционал, который есть в нашем приложении, доступен всем клиентам одинаково. Но все поступающие требования и вопросы мы записываем и изучаем. Наиболее важные и насущные самостоятельно реализуем в очередной версии системы, так что все клиенты равноправно могут этим пользоваться.

Сколько занимает времени подготовка выпуска приложения  и подготовка одного номера СМИ?

Наших временных затрат практически нет. Все долгие этапы связаны либо с предоставлением необходимой информации клиентом, либо с регистрацией приложения на AppStore. Среднее время предоставления иконки для приложения - две недели. Apple всегда заботится о том, чтобы мы не зря получали наши деньги. Преодоление правил AppStore - одна из самых сложных и длительных задач.

С учетом времени, потраченного на регистрацию приложения на AppStore, наша цель - выложить первый выпуск через 1,5 месяца после начала работ, а второй выпуск и далее занимает уже от 3 минут до 3 дней - все зависит от сложности верстки и пожеланий клиента.

Если же клиент хочет использовать наши встроенные функции автоматической загрузки контента, то затраченное на один выпуск время стремится к нулю. Push-уведомление на планшете появляется через считанные секунды после загрузки контента.

Продвижением своего приложения медиа занимаются сами?

Да. Но зачастую традиционными способами: ссылки на сайте, QR-коды в бумажном издании. Совместно с некоторыми партнерами мы проводили пилотные рекламные кампании через мобильную рекламу, но она показала низкую эффективность. Издания - это не игры и не развлекательные приложения, у которых высокий CTR в мобильной рекламе.

На чем вы зарабатываете?

Давайте уточним, есть два типа монетизации - наша, как монетизация iPressPad, и монетизация мобильного журнала.

С нашей все просто: мы берем с издательств ежемесячную абонентскую плату. Размер ее зависит от количества постоянных читателей. Но есть и плоские тарифы -  когда издатель платит фиксированную сумму в месяц, которая уже ни от чего не зависит. Первый вариант удобен на старте, второй удобен для раскрученного приложения с постоянной читательской аудиторией. Кроме того, мы предоставляем дополнительные платные услуги. Скажем, ту же верстку.

С монетизацией мобильного журнала все хитрее - каждый издатель сам выбирает свою стратегию и способы монетизации. Мы в этот выбор не вмешиваемся, но консультируем, подсказываем, изучаем статистику, ищем закономерности. 

Как обстоят дела с рекламой внутри выпусков СМИ - она кликабельная? Можете дать какие-то цифры по переходам по рекламе?

Реклама бывает двух типов - сетевая мобильная реклама и реклама, продаваемая самим издательством, размещаемая в мобильной версии. Первая пока не показывает особенно хороших результатов, да и издательства хотят больше контроля рекламой, так как вероятность показа сомнительной рекламы в серьезном издании достаточно велика. Но вторая - вполне жизнеспособна. Есть, как минимум, одно издание среди наших клиентов, которое, насколько нам известно, вполне неплохо зарабатывает на нашем приложении. Конечно, точные цифры - информация конфиденциальная.

Реклама в виде картинки кликабельная, как и любая картинка в наших журналах. Но это не единственный вид рекламы. Рекламой может служить видеоролик, звуковая запись, рекламная статья, веб-ссылки на интернет-магазины и т.п.

Медиа сами занимаются размещением контента, или это делаете вы? СМИ должны нанимать дополнительных сотрудников для работы с приложением?

Мы помогаем сделать первый выпуск. Дальше клиенты работают самостоятельно. Есть разные способы выкладки контента. Если клиент технически продвинут и непритязателен в дизайне, он может настроить имеющуюся у нас функцию автоматического импорта. В таком случае его дальнейшие трудозатраты равны нулю. У нас есть такие клиенты. Они даже не всегда в курсе – выходят ли выпуски их журналов в мобильной версии или нет. Но все работает, конечно.

Если клиент хочет выкладывать PDF, то это займет у него минут пять на один выпуск. Важно отметить, что область применения этого формата ограничена.

Далее - HTML. Его можно делать по разному - от ввода простого текста с картинками (это очень просто - система сама верстает текст по типовому шаблону) - до эксклюзивной, дизайнерской верстки, которая стоит и времени, и денег.

Одним словом, система универсальна и подходит под любой вкус и кошелек.

Насчет ситуации с персоналом - 90% наших клиентов успешно справляются с выкладкой контента сами. Это им и проще, и дешевле. Любое количество специалистов издательства может пройти у нас обучение, мы не ставим ограничения. Оставшиеся 10% клиентов настраивают автоматическую загрузку или пользуются готовыми услугами по выкладке контента. В этом случае мы верстаем по шаблонам, предварительно согласованным с издательством.

А сколько сейчас сотрудников в вашей компании?

Одиннадцать человек. Главный офис находится в Москве, а офис разработчиков - в Новосибирске.

Каковы ваши ближайшие планы по развитию?

Наша цель - предоставлять самые доступные на рынке услуги, чтобы как можно быстрее стать лидерами в своем сегменте. Планируем занять, как минимум, 50% русскоязычного рынка.

В ближайших планах - сформировать пул партнеров для продвижения нашей системы локально в регионах России и СНГ.

Будете ли выходить на международный рынок? 

Обязательно. Наша система уже настроена на английский язык. Несколько российских клиентов готовы выпускать журналы для англоязычных читателей -  можно считать процесс запущенным. После появления первых журналов на английском языке и завершения разработки инфраструктуры для автоматизации продаж, мы приступим к освоению международного рынка.

А можете раскрыть, сколько инвестиций вы планируете привлечь в следующем раунде? На каких условиях?

Хотим привлечь $1 млн. Условия будем обсуждать индивидуально с заинтересованными сторонами.

Images via Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Сколько стоит разработка мобильного приложения в 2024 году
  2. 2 Микровоздействия и эмпатия: что ждет мобильную разработку в 2024 году
  3. 3 Проверьте свои пуши: если показатели ниже этих, пора что-то менять
  4. 4 Low-code оставит программистов без работы?
  5. 5 Тестировать гипотезы, привлекать первых пользователей
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!