Светлана Зыкова
Rusbase поинтересовался мнением игроков рынка: как повлияют скачки валюты на бизнес и к чему стоит готовиться. Точки зрения неожиданно разошлись. А что думаете вы?
Биржа – это не нечто абстрактное, что работает само по себе. Это зеркало экономики. Поэтому вопрос – влияет ее обвал на бизнес или не влияет – вообще не стоит. Если не прямо сейчас, то позже произошедшее обязательно аукнется. Ничего хорошего в кратко-, и в среднесрочной перспективах ждать не стоит. С тех пор как рубль рухнул (уже почти год тому назад), а инвесторы повернулись к российским стартапам совсем не лицом, ничего в лучшую сторону не изменилось. Время от времени возникает ощущение, что ситуация стабилизируется (хочется быть оптимистом), но обычно оно длится недолго.
К худшему надо всегда быть готовыми. Но ситуация на биржах, я считаю, на стартапы в целом влияет положительно. Именно в периоды кризисов и обвалов наиболее сильной становится тяга к инновациям. Разумеется, обвал ведет к сокращению денежной массы в обороте, и, как следствие, доступ к инвестициям становится тяжелее. Но зато сама потребность в них намного выше. В итоге, если кто и выигрывает от кризисов, то это как раз стартапы, т.е. молодые начинания, задающие новые тренды.
Кризис – катализатор, открывающий глаза не только на сиюминутные проблемы, но и неэффективные процессы, которые привели к трудным временам для компании. Что кризис может обозначать для стартапа – расскажу на нашем примере.
Нам повезло: наша штаб-квартира находится в Лондоне, где все довольно стабильно, а финансовый директор прошел суровую школу «большего бизнеса». Он установил четкий финансовый контроль с первого дня работы, чтобы мы всегда могли не только исполнить свои обязательства перед нашими клиентами и партнерами, но и вовремя платить зарплату сотрудникам, не боясь краткосрочных скачков на международных рынках. Это важно не только с точки зрения кеш-флоу, но и поддержания боевого духа в команде. Adzuna – поисковик вакансий, который работает в 11 странах мира: Австралии, Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Канаде, Польше, Нидерландах, России, Франции и ЮАР. Несмотря на то, что золотое правило инвестирования – диверсификация, для нас она означает то, что наш бизнес подвержен влиянию сразу нескольких факторов, в их числе – обменный курс валют и экономическая ситуация на каждом из наших рынков.
Возьмем пример с рублем. Основные рекламные площадки берут деньги вперед, мы их тратим, но, как и подавляющая часть бизнесов, получаем оплату от клиентов постфактум. Клиент выделил бюджет, когда за фунт давали 60 рублей, мы закупили рекламу, а к моменту выставления счета рубль уже за 100 перепрыгнул – 40% мы недополучили. Вот вам и риски...
Колебания евро и доллара тоже ощутимы.
Есть и положительные аспекты в сложившейся макроэкономической ситуации. Во-первых, мы становимся более конкурентоспособными на внутренних рынках, так как стараемся работать в «местной валюте» (в то время как многие конкуренты выставляют счета в долларах США). Это приводит к увеличению нашей доли рынка. Во-вторых, роль играет специфика нашего сайта: чем выше нестабильность, тем больше людей ищут работу, а значит, генерируют нам трафик. Конечно, компании режут в первую очередь маркетинговый бюджет, а значит, и бюджеты агрегаторов, но это компенсируется повышенной активностью соискателей. Мы заложили некоторые валютные риски в бизнес модель и стали чаще пересчитывать прогнозы, чтобы понимать, какому направления бизнеса стоит уделить больше внимания и требуется ли перераспределение финансовых ресурсов. Оптимизировали процессы и стали еще больше общаться с клиентами, лучше понимать их.
В целом, не надо бояться того, что придется работать намного больше: экономическая неопределенность может играть на руку. Стартапу – особенно, когда есть несколько инвесторов – крайне необходимо быстро расти и достигать KPI. И гибкий подход позволяет обойти более консервативных игроков «на поворотах». Я считаю, что для бизнеса в сложившейся ситуации жизненно важно уделять внимание построению долгосрочных партнерств, которые и определят, кто выйдет из кризиса победителем.
На мой взгляд, ситуация на бирже на стартапы никак не влияет – они работают в новых нишах существующих рынков или создают новые, и их бизнес должен быстро расти, вне зависимости от того, что происходит на бирже. Например, в нише мобильного эквайринга мы наблюдаем ежедневный приток новых клиентов, которые хотят принимать карты, следуя в ногу со временем.
Как правило, жизнь учит стартапы, инвестирующие в будущее, всегда готовиться к худшему, несмотря на то, что происходит вокруг.
Фото: Shutterstock.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как управлять финансами»
- 1 МТС проведет конференцию MTS StartUp Day для стартапов, инвесторов и лидеров венчурной индустрии
- 2 ФРИИ назвал 10 самых быстрорастущих технологических индустрий России
- 3 Founders’ Mondays в Москве 25 ноября: как это было
- 4 Создание и разработка нового продукта: что это такое
ВОЗМОЖНОСТИ
05 декабря 2024
07 декабря 2024
08 декабря 2024
09 декабря 2024