Яндекс впервые раскрыл данные о запросах по «праву на забвение»

Олег Овечкин

Новостной редактор Rusbase

Расскажите друзьям
Олег Овечкин
Олег Овечкин

Компания «Яндекс» рассказала о первых обращениях на устранение из поисковой выдачи «незаконной, недостоверной или неактуальной» информации, которую поисковик обязан удалять из-за вступления в силу закона «о праве на забвение».

Об этом сообщается на сайте «Яндекса». Напомним, закон «о праве на забвение» действует в России с 2016 года. Документ обязывает поисковики удалять из результатов поиска ссылки на незаконную, недостоверную или неактуальную информацию о заявителе после его обращения в компанию.

По собственным данным, за три прошедших с 1 января месяца «Яндекс» получил более 3600 обращений от 1348 человек:

Компания удовлетворила около трети всех обращений (27%), однако более чем на две трети запросов (73%) ответила отказом (включая 9% «частичных отказов», когда удалена была лишь часть указанных в обращении ссылок).

Высокую долю отказов «Яндекс» объясняет недостаточной проработанностью самого закона:

«Зачастую "Яндекс" не может проверить, достоверна информация или нет, нарушает её распространение чьи-то права или какие-либо законы… <…> Поэтому мы отправляем людей в суд. В результате для многих заявителей закон работает не так, как они ожидают: люди-то рассчитывают на то, что "Яндекс" сам установит достоверность информации или факт нарушения закона», – передает блог компании.

Помимо невозможности проверить достоверность информации, компания также жалуется на то, что в более чем 700 обращениях запрашивается удаление информации, которая может быть предметом общественного интереса:

«Как быть, когда запросы об удалении ссылок на неактуальную информацию приходят от людей, которым мы доверяем своё здоровье или воспитание детей? Например, когда врач требует удалить ссылки на все ресурсы с негативными отзывами о нём. По закону поисковик обязан выполнить требование. В итоге пользователи найдут только хорошие отзывы, то есть доступ к части информации будет ограничен. Однако любые отзывы о работе врача — это важная, общественно значимая информация», – сообщается в блоге «Яндекса».

Учитывая эти и несколько других замечаний, «Яндекс» предложил три пункта, как можно было бы улучшить закон, чтобы он стал выполнимым:

  • Ввести обязательное подтверждение обращений у компетентных органов (чтобы актуальность и достоверность информации проверяли соответствующие ведомства);
  • Добавить критерий общественной значимости при рассмотрении обращений;
  • Позволить поисковикам самим определять форму обращений к ним (чтобы не получать от граждан бумажные запросы с сотнями ссылок, каждую из которых сотрудникам компании приходится переводить в электронный вид). 


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Finopolis 2017
5 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase