Эти простые решения помогут большим компаниям стать лидерами рынка

Дмитрий Волошин
Дмитрий Волошин

Сооснователь и СТО Preply

Расскажите друзьям
Полина Константинова

На первый взгляд кажется, что опыт стартапов не может быть применим в корпорации. Но это не так. О приемах маленьких компаний, к которым стоит присмотреться крупному бизнесу, рассказывает Дмитрий Волошин, сооснователь и CTO онлайн-маркетплейса для поиска репетиторов Preply.

Рубрика «Инновации в корпорациях» выходит при поддержке Spinon.


Почему мы об этом говорим

За последние пару десятков лет стартапы выработали немало лайфхаков, которые помогают выжить технологически сложным и рискованным проектам. Небольшие амбициозные команды выстраивали новые ниши или меняли ситуацию в высококонкурентных сферах. А еще — учились разрабатывать решения на миллиарды долларов, имея сильно ограниченные ресурсы — финансовые и человеческие.

Всему этому у стартапов могут поучиться и корпорации. Мы запустились в 2012 году и успели побывать в трех акселераторах — украинском EastLabs, европейском Techstars Berlin и корейском KSGC, — много общались с менторами-предпринимателями и инвесторами, а также исследовали стартап-экосистему изнутри. Весь этот опыт помог выделить несколько приемов «маленьких» компаний, к которым стоит присмотреться даже крупному бизнесу.

1. Постоянное тестирование

Путь стартапа — это путь поиска и тестирования. Постоянная проверка гипотез позволяет быстро пробовать разные варианты решений и выбирать наиболее эффективное. Даже в случае неудачи команда помнит о возможности сделать пивот.

У нас был такой опыт. Мы получили инвестиции на переезд в Бостон и отправились разрабатывать решение для онлайн-репетиторства по SAT и ACT. Его не удалось реализовать, потому что маркетинг оказался существенно дороже, чем мы рассчитывали, и команда вернулась в Киев.

Но вот важный инсайт: онлайн-репетиторство продавать сложно, если люди не ищут именно эту услугу. А если объединить обучение офлайн и онлайн, привлечь клиентов будет проще.

Впоследствии, создавая сервис в его сегодняшнем виде, мы учли это открытие — и успешно запустили маркетплейс для поиска репетиторов по иностранным языкам и другим дисциплинам, где можно искать и онлайн-, и офлайн-тьюторов.

Корпорации часто планируют развитие в долгосрочной перспективе, не допуская изменений курса. Видеть цель — это хорошо, но не во всех сферах можно точно предсказать развитие событий. Хотя бы в отдельных инновационных проектах нужно допускать возможность неудачи, тогда можно будет быстро свернуть неэффективную деятельность и перейти к «плану Б».

2. Венчурные инвестиции

Предугадать судьбу стартапа невозможно. Можно приблизительно оценить перспективность проекта, но никто точно не знает, заработает ли компания свой заветный миллиард. В таких условиях логичным ответом становится финансирование со стороны венчурных фондов и ангелов. Крупная сумма распределяется, скажем, на 20 проектов, один из них «выстреливает» и окупает все вложения.

Как применить эту механику в крупном бизнесе? Например, действовать так же, как венчурные инвесторы. Разрабатывать одновременно несколько «внутренних стартапов» — решений, каждое из которых потенциально может принести миллиардную прибыль.

Часть проектов окажутся провальными, часть только выйдут на самоокупаемость, но успешное решение окупит все неудачные. Если же масштаб бизнеса не настолько велик, можно привлекать и внешнее венчурное инвестирование под отдельные проекты.

Известный американский инвестор Стив Кейс в книге «The Third Wave» говорит о трех волнах интернет-технологий. По его словам, во время первой волны разработки были дорогостоящими и часто требовали лоббирования в органах власти, поэтому разрабатывать новые технологии могли только крупные корпорации вроде Xerox, IBM и AT&T.

Вторая волна — волна стартапов. Небольшие команды вырастают в огромные компании, используя в качестве платформы уже наработанные решения и деньги первой волны.

Сейчас крупные компании активно вкладывают в другие бизнесы (например, компания Johnson & Johnson в 2016 году вложила в венчурный фонд $50 миллионов) или развивает собственные R&D центры (больше всех на research and development в 2017 году потратили Amazon, Alphabet, Samsung, Intel и другие).

Впереди третья волна: нас ждет диджитализация абсолютно всех сфер — от здравоохранения до производства пищи. Чтобы внедрить технологии в эти отрасли, снова потребуется большой капитал и связи с властью.  

 

3. Сотрудники T-shape

В поиске кадров крупный бизнес обычно нацеливается на опытных, узкопрофильных специалистов. А вот стартапы на ранних этапах вынуждены искать так называемых T-shape-сотрудников. Тех, кто имеет более глубокие познания в своей профессиональной области и поверхностные — в смежных. Но подобный подход может использовать не только стартап, но и корпорация, в которой открылось новое направление.

 

Такие специалисты полезны тогда, когда у компании нет такого количества задач, чтобы занять определенного сотрудника на целый рабочий день.

Привлекать фрилансера или работника на part time — не всегда хорошая идея. T-shape-специалист может тратить, скажем, 50% времени на одно направление и 50% — на второе. Ко всему прочему познания в нескольких отраслях позволяют синтезировать различный опыт и находить действительно нестандартные решения.

Конечно, знания T-shape-специалистов нужно углублять. Здесь придет на помощь обучение.

Например:

  • Coursera

  • Пощадка интерактивных курсов EdX, созданная на базе Гарварда и Массачусетского технологического института

  • Khan Academy (также из MIT)

  • Украинская компания Prometheus, которая перевела и опубликовала различные онлайн-курсы топовых мировых университетов.

Для обучения в сфере IT и software engineering стоит присмотреться к Udacity.

4. Agile и автономные команды

Методологии из области Agile уже сейчас используются не только в стартапах, но и в крупных корпорациях. Одно из преимуществ подобных систем — автономная работа команд. Чтобы работать быстро, необходимо сводить к минимуму бюрократию: бесконечные согласования, проверки и контроль.

Если вы разрабатываете решение, которое требует сотрудничества специалистов из разных департаментов, объедините их в одну команду. Она будет свободно коммуницировать друг с другом под руководством проджект-менеджера или scrum-мастера.

Если разработок много — можно сформировать несколько таких команд, каждая из которых будет максимально сконцентрирована на определенном проекте. Это гораздо эффективнее, чем передавать задачи из отдела в отдел.

Качество работы при этом никак не пострадает. Более того, держать планку будет намного проще, потому все процессы будут происходить в рамках небольшой команды. Да и сами специалисты смогут быстрее выявлять и исправлять собственные ошибки, если у них будет возможность прямого общения друг с другом.

По данным Forbes, такой подход использует, например, Ericsson, Microsoft, Spotify и Barclays. Так, в Ericsson сто небольших команд работают над потребностями клиентов в формате трехнедельных циклов. Команда банка Barclays — около 13 тысяч сотрудников — разделена на 800 команд. А Spotify внедрили метод Discover Weekly: команда проводит серию тестов для выявления правильного алгоритма.

 

5. Краудфандинг

Лидерам корпораций стоит пересмотреть подход к запуску инновационных проектов и обратить внимание на правила игры стартапов. Способность маневрировать позволяет им быстрее внедрять новые идеи на рынок, например, используя краудфандинг.

Кампании на Kickstarter и Indiegogo помогают в довольно короткие сроки собрать средства на рискованный проект, на который не каждая корпорация готова выделить средства из бюджета. К тому же механизм дает шанс сразу протестировать спрос, а фидбек от пользователей помогает устранить шероховатости и вовремя внести изменения в проект, если есть такая необходимость. И еще один плюс: грамотное освещение кампании подогревает интерес аудитории и медиа.

Успешные стартапы знают, что визуализация — лучший способ представить идею. Корпорациям не помешало бы перенять эту практику. Правильно оформленная кампания на Kickstarter может заменить целую серию дорогостоящих исследований.

Пример такого подхода — кампания корпорации General Electric. В 2016 году GE с помощью платформы Indiegogo собрала $2,7 миллиона для проекта Opal Nugget Ice Maker. Компания не вкладывала внушительные суммы в исследование рынка, а занялась непосредственно воплощением необычных идей в реальность.

Подводя итог, напомню: компании вроде Uber или Airbnb появились на рынке не так давно как небольшие стартапы, но их рыночная стоимость исчисляется миллиардами долларов. Ошеломляющий рост стал возможным благодаря постоянному тестированию, слаженной работе команды и готовности внедрять новые идеи. И эти навыки стоит перенимать любому бизнесу — независимо от размеров.


Материалы по теме:

Как Кремниевая долина убивает индивидуальность

Какая-то у вас неправильная конкуренция: как живут корпорации в эру стартапов

Почему корпорации обожают M&A?

5 правил, которые нужно выучить стартапам, чтобы работать с корпорациями

Могут ли большие компании быть инновационными: объясняет Стив Бланк


Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
#EdCrunch
1 октября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase