Top.Mail.Ru
Колонки

Бизнес на образовании: как не разочароваться после запуска своей онлайн-школы

Колонки
Александра Дорофеева
Александра Дорофеева

Основательница MyProduce

Полина Константинова

Продюсерский центр онлайн-образования MyProduce совместно с венчурным инвестором Алексеем Соловьевым провели «Барометр онлайн-образования» и опросили более тысячи основателей онлайн-школ и тех, кто разрабатывают онлайн-курсы в самых разных сферах: от представителей рейтинга 35 крупнейших российских EdTech-компаний РБК с собственными образовательными платформами до тех, кто выкладывает курсы с помощью существующих lms-систем.

Большинство респондентов создали свои курсы в 2018-2019 году. С чем же связан поток людей в онлайн-образование? Рассказывает Александра Дорофеева, основательница MyProduce.

Бизнес на образовании: как не разочароваться после запуска своей онлайн-школы

Исследование проводилось в форме онлайн-анкетирования и охватило тех, кто позиционирует себя как основателя онлайн-школы (64%) и специалистов, непосредственно задействованных в процессе разработки образовательных продуктов — представителей онлайн-школ, методистов, продюсеров, кураторов и разработчиков онлайн-курсов. 

Анкета включала более 70 вопросов о:

  • бэкграунде основателей, 
  • их образовательных продуктах, 
  • процессах продвижения и продаж, 
  • сервисах и технологиях, которые они используют в своем бизнесе,
  • блоки о финансировании и инвестициях.

Люди, которые пришли в онлайн-образование, до этого имели весьма разнообразный опыт: от предпринимательства до работы по найму, и лишь 52% из них имели опыт в той сфере, в которой они разрабатывают образовательные продукты.

До создания своего проекта по обучению людей онлайн 56% не работали в сфере образования, 79% пришли в онлайн-образование впервые, а 48% создают образовательные продукты в сфере, не связанной с их предыдущим местом работы. Это, например, такие люди, которые работали маркетологами, а стали экспертами школы по психологии для корпоративных менеджеров.

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Почему предприниматели идут в онлайн-образование

Причина №1

Играет роль легкость входа в нишу онлайн-образования и быстрое получение прибыли: 37% считают этот бизнес высокодоходным. Но как показывается практика, в дальнейшем это может оказаться заблуждением для тех, кто хочет вырасти в успешную компанию с качественным продуктом.

Большинство основателей приходят из других сфер и бизнесов, имея некоторую степень наивности и не осознавая построения процессов в онлайн-школе.

Можно создать продукт на имени конкретного эксперта и продать несколько наборов, но в дальнейшем процесс привлечения клиента становится все более затратным, и масштабировать бизнес, запускать больше программ, развивать методологию, наращивать продажи и выводить его на новые рынки не получится без грамотного маркетинга, сопровождения клиента от получения заявки до конца курса, сервисов поддержки и реинвестиции прибыли в развитие.

Попытки продать образовательные курсы самостоятельно, не используя ресурсы маркетологов и продажников, как делает половина опрошенных респондентов, скорее всего, приводят к таким показателям, что у 17% школ, запущенных в этом году, еще нет продаж, а часть школ все еще зарабатывают до 480 тысяч рублей выручки в месяц и имеет прибыль, по нашим предположениям, 100-200 тысяч. Поэтому 63% основателей все еще совмещают онлайн-образование с другой работой и только мечтают начать зарабатывать на обучении, делая его в одиночку, а 32% считают онлайн-образование дополнительным заработком.

Конкурентным преимуществом своего продукта половина основателей считает качество контента, личные консультации, проверку заданий и уникальную программу, а если принять во внимание, что 44% запускают образовательные курсы в одиночку или вдвоем, эти конкурентные преимущества основаны на личном мнении об опыте этого конкретного эксперта — владельца курсов или онлайн-школы. 

Также 36% (большинство) устанавливают цены, ориентируясь на стоимость конкурентов, что свидетельствует о непонимании в принципе стоимости своего продукта и ее расчета. Если такие основатели делают цену ниже конкурентов, то такой демпинг вместе с непониманием ценностей своего продукта, отсутствием сервиса, поддержки студентов и контроля результата сказывается негативно на рынке в целом.

К тому же если ориентироваться на стоимость онлайн-курсов у конкурентов, не выстраивая первичную финансовую модель, в конце концов экономика не сходится, и онлайн-школа не имеет ресурсов для продвижения.

Сложность повторения циклов продаж таких курсов с каждым набором приводит к перенасыщению рынка предложениями с недостаточным спросом и недоверию людей, которые имеют потребность обучаться, а также к большому разочарованию самих основателей онлайн-школ относительно жизнеспособности такой модели бизнеса, как онлайн-школа.

Причина №2

Кажется, что в онлайн-образовании не нужно концентрироваться на методологических аспектах обучения. Преподавателей ищут 10% респондентов, менеджеров образовательных курсов — 8%, а методистов — только 5%, в то время как специалистов по продажам и маркетингу хотят нанять 42%. 

Возможно, есть такие ниши, в которых это пока не нужно, но конкуренция на рынке должна привести к тому, чтобы методологическому качеству продукта уделялось не меньше внимания, чем продвижению, так как иначе мы просто перестанем добиваться развития навыков и результатов обучения.

Причина №3

Исходя из предыдущего пункта и модели «сначала продать, потом сделать продукт» складывается впечатление, что у какой-то части создателей онлайн-курсов есть восприятие их деятельности в онлайн-образовании как возможности «подхалтурить». У слова «халтура» есть два значения — легкий дополнительный заработок (такой термин использовался в СССР теми, кто пытался то тут, то там заработать на кусок хлеба), и второе — плохо сделанная работа.

В связи с этим зреет вопрос, какие инициативы надо запустить, чтобы искоренить такое восприятие у самих создателей любых образовательных продуктов, и, наоборот, рассказать об ответственности, которую они несут перед теми, кому хотят передать знания и опыт?

Честность и ответственность

Исходя из предыдущих выводов и тезисов, мы приходим к такой картине рынка. Часть онлайн-школ занимается только методологией и упором на качественный образовательный продукт, другая часть делает упор только в маркетинг. И те и другие занимаются тем, что им больше всего понятно и близко. 

К сожалению, методология, как и маркетинг, сложно совместимы между собой, так как маркетинг лежит на грани креатива и возможностей получения результата, тогда как методология ограничивает это творчество в разы. Тут же всплывает вопрос, что первично, маркетинг или продажи? Вопрос, на который ответить однозначно сложно, потому как нужно смотреть на ситуацию в целом.

Именно поэтому мы решили провести это исследование с целью показать, что происходит на рынке и к чему стоит стремиться каждому игроку. Наша цель — объединить тех, кто умеет продавать онлайн-курсы, с теми, кто умеет обучать. Дать понимание рынку, что разделяя себя и других, мы приходим к тому, что рано или поздно начинаем просто придумывать велосипед заново. 

Но все-таки накопленный опыт маркетологов и методологов никому не повторить за пару месяцев. Успешный опыт крупных брендов, таких, как «Нетология», SkillBox, Geekbrains и многих других крупных игроков, — это работа большой команды, которая оптимизирует и выстраивает все бизнес-процессы, и постоянно работает над качеством продукта и качеством своего маркетинга. Тех, кто хочет легко и быстро заработать на онлайн-образовании, вырастить бизнес в этой сфере, может ждать разочарование.

На всех, кто является представителем рынка онлайн-обучения или позиционирует себя таковым, лежит большая ответственность. Мы должны быть честны в формулировках, а если конкретных показателей качества и результата у нас еще не существует, стоит задуматься, можно ли их ввести и как это сделать. 

Мы можем задуматься о том, возможно ли сертифицировать онлайн-школы или выдавать знаки качества, описать работающие методологии и обучать им специалистов, которые будут подключаться к новыми игрокам, предложить проведение премий и наград, создать единую базу данных школ и отзывов.

В этой сфере в России уже формируется сильное отраслевое сообщество, задача каждого — научиться правильно управлять своим бизнесом и создавать результативное онлайн-обучение. 

Фото в материале и на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Нам неважно, что вы знаете наизусть». Чем американское высшее образование отличается от российского
  2. 2 Образование в США: какие краткосрочные программы помогут прокачать себя как специалиста
  3. 3 Как монетизировать свои знания и создать школу — чек-лист для начинающих
  4. 4 «Какие бы технологии вы ни использовали, на первом месте всегда команда». Кого нанимать в растущий бизнес
  5. 5 Кастдев в EduTech: как стартапам узнать, чего хотят их клиенты
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!