Колонки

Бизнес на образовании: как не разочароваться после запуска своей онлайн-школы

Колонки
Александра Дорофеева
Александра Дорофеева

Основательница MyProduce

Полина Константинова

Продюсерский центр онлайн-образования MyProduce совместно с венчурным инвестором Алексеем Соловьевым провели «Барометр онлайн-образования» и опросили более тысячи основателей онлайн-школ и тех, кто разрабатывают онлайн-курсы в самых разных сферах: от представителей рейтинга 35 крупнейших российских EdTech-компаний РБК с собственными образовательными платформами до тех, кто выкладывает курсы с помощью существующих lms-систем.

Большинство респондентов создали свои курсы в 2018-2019 году. С чем же связан поток людей в онлайн-образование? Рассказывает Александра Дорофеева, основательница MyProduce.

Бизнес на образовании: как не разочароваться после запуска своей онлайн-школы

Исследование проводилось в форме онлайн-анкетирования и охватило тех, кто позиционирует себя как основателя онлайн-школы (64%) и специалистов, непосредственно задействованных в процессе разработки образовательных продуктов — представителей онлайн-школ, методистов, продюсеров, кураторов и разработчиков онлайн-курсов. 

Анкета включала более 70 вопросов о:

  • бэкграунде основателей, 

  • их образовательных продуктах, 

  • процессах продвижения и продаж, 

  • сервисах и технологиях, которые они используют в своем бизнесе,

  • блоки о финансировании и инвестициях.

Люди, которые пришли в онлайн-образование, до этого имели весьма разнообразный опыт: от предпринимательства до работы по найму, и лишь 52% из них имели опыт в той сфере, в которой они разрабатывают образовательные продукты.

До создания своего проекта по обучению людей онлайн 56% не работали в сфере образования, 79% пришли в онлайн-образование впервые, а 48% создают образовательные продукты в сфере, не связанной с их предыдущим местом работы. Это, например, такие люди, которые работали маркетологами, а стали экспертами школы по психологии для корпоративных менеджеров.

Подписывайтесь на канал Rusbase в «Яндекс.Дзен», чтобы ничего не пропустить

Почему предприниматели идут в онлайн-образование

Причина №1

Играет роль легкость входа в нишу онлайн-образования и быстрое получение прибыли: 37% считают этот бизнес высокодоходным. Но как показывается практика, в дальнейшем это может оказаться заблуждением для тех, кто хочет вырасти в успешную компанию с качественным продуктом.

Большинство основателей приходят из других сфер и бизнесов, имея некоторую степень наивности и не осознавая построения процессов в онлайн-школе.

Можно создать продукт на имени конкретного эксперта и продать несколько наборов, но в дальнейшем процесс привлечения клиента становится все более затратным, и масштабировать бизнес, запускать больше программ, развивать методологию, наращивать продажи и выводить его на новые рынки не получится без грамотного маркетинга, сопровождения клиента от получения заявки до конца курса, сервисов поддержки и реинвестиции прибыли в развитие.

Попытки продать образовательные курсы самостоятельно, не используя ресурсы маркетологов и продажников, как делает половина опрошенных респондентов, скорее всего, приводят к таким показателям, что у 17% школ, запущенных в этом году, еще нет продаж, а часть школ все еще зарабатывают до 480 тысяч рублей выручки в месяц и имеет прибыль, по нашим предположениям, 100-200 тысяч. Поэтому 63% основателей все еще совмещают онлайн-образование с другой работой и только мечтают начать зарабатывать на обучении, делая его в одиночку, а 32% считают онлайн-образование дополнительным заработком.

Конкурентным преимуществом своего продукта половина основателей считает качество контента, личные консультации, проверку заданий и уникальную программу, а если принять во внимание, что 44% запускают образовательные курсы в одиночку или вдвоем, эти конкурентные преимущества основаны на личном мнении об опыте этого конкретного эксперта — владельца курсов или онлайн-школы. 

Также 36% (большинство) устанавливают цены, ориентируясь на стоимость конкурентов, что свидетельствует о непонимании в принципе стоимости своего продукта и ее расчета. Если такие основатели делают цену ниже конкурентов, то такой демпинг вместе с непониманием ценностей своего продукта, отсутствием сервиса, поддержки студентов и контроля результата сказывается негативно на рынке в целом.

К тому же если ориентироваться на стоимость онлайн-курсов у конкурентов, не выстраивая первичную финансовую модель, в конце концов экономика не сходится, и онлайн-школа не имеет ресурсов для продвижения.

Сложность повторения циклов продаж таких курсов с каждым набором приводит к перенасыщению рынка предложениями с недостаточным спросом и недоверию людей, которые имеют потребность обучаться, а также к большому разочарованию самих основателей онлайн-школ относительно жизнеспособности такой модели бизнеса, как онлайн-школа.

Причина №2

Кажется, что в онлайн-образовании не нужно концентрироваться на методологических аспектах обучения. Преподавателей ищут 10% респондентов, менеджеров образовательных курсов — 8%, а методистов — только 5%, в то время как специалистов по продажам и маркетингу хотят нанять 42%. 

Возможно, есть такие ниши, в которых это пока не нужно, но конкуренция на рынке должна привести к тому, чтобы методологическому качеству продукта уделялось не меньше внимания, чем продвижению, так как иначе мы просто перестанем добиваться развития навыков и результатов обучения.

Причина №3

Исходя из предыдущего пункта и модели «сначала продать, потом сделать продукт» складывается впечатление, что у какой-то части создателей онлайн-курсов есть восприятие их деятельности в онлайн-образовании как возможности «подхалтурить». У слова «халтура» есть два значения — легкий дополнительный заработок (такой термин использовался в СССР теми, кто пытался то тут, то там заработать на кусок хлеба), и второе — плохо сделанная работа.

В связи с этим зреет вопрос, какие инициативы надо запустить, чтобы искоренить такое восприятие у самих создателей любых образовательных продуктов, и, наоборот, рассказать об ответственности, которую они несут перед теми, кому хотят передать знания и опыт?

Честность и ответственность

Исходя из предыдущих выводов и тезисов, мы приходим к такой картине рынка. Часть онлайн-школ занимается только методологией и упором на качественный образовательный продукт, другая часть делает упор только в маркетинг. И те и другие занимаются тем, что им больше всего понятно и близко. 

К сожалению, методология, как и маркетинг, сложно совместимы между собой, так как маркетинг лежит на грани креатива и возможностей получения результата, тогда как методология ограничивает это творчество в разы. Тут же всплывает вопрос, что первично, маркетинг или продажи? Вопрос, на который ответить однозначно сложно, потому как нужно смотреть на ситуацию в целом.

Именно поэтому мы решили провести это исследование с целью показать, что происходит на рынке и к чему стоит стремиться каждому игроку. Наша цель — объединить тех, кто умеет продавать онлайн-курсы, с теми, кто умеет обучать. Дать понимание рынку, что разделяя себя и других, мы приходим к тому, что рано или поздно начинаем просто придумывать велосипед заново. 

Но все-таки накопленный опыт маркетологов и методологов никому не повторить за пару месяцев. Успешный опыт крупных брендов, таких, как «Нетология», SkillBox, Geekbrains и многих других крупных игроков, — это работа большой команды, которая оптимизирует и выстраивает все бизнес-процессы, и постоянно работает над качеством продукта и качеством своего маркетинга. Тех, кто хочет легко и быстро заработать на онлайн-образовании, вырастить бизнес в этой сфере, может ждать разочарование.

На всех, кто является представителем рынка онлайн-обучения или позиционирует себя таковым, лежит большая ответственность. Мы должны быть честны в формулировках, а если конкретных показателей качества и результата у нас еще не существует, стоит задуматься, можно ли их ввести и как это сделать. 

Мы можем задуматься о том, возможно ли сертифицировать онлайн-школы или выдавать знаки качества, описать работающие методологии и обучать им специалистов, которые будут подключаться к новыми игрокам, предложить проведение премий и наград, создать единую базу данных школ и отзывов.

В этой сфере в России уже формируется сильное отраслевое сообщество, задача каждого — научиться правильно управлять своим бизнесом и создавать результативное онлайн-обучение. 

Фото в материале и на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Нам неважно, что вы знаете наизусть». Чем американское высшее образование отличается от российского
  2. 2 Образование в США: какие краткосрочные программы помогут прокачать себя как специалиста
  3. 3 Как монетизировать свои знания и создать школу — чек-лист для начинающих
  4. 4 «Какие бы технологии вы ни использовали, на первом месте всегда команда». Кого нанимать в растущий бизнес
  5. 5 Кастдев в EduTech: как стартапам узнать, чего хотят их клиенты

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

Комментарии

ВОЗМОЖНОСТИ

14 октября 2019

RUSSOL

15 октября 2019

PwC Russia Accelerator

17 октября 2019

DataAudit

23 октября 2019

Speed Dating InsurTech

ВОЗМОЖНОСТИ

14 октября 2019

RUSSOL

15 октября 2019

PwC Russia Accelerator

17 октября 2019

DataAudit

23 октября 2019

Speed Dating InsurTech

ПРОГРАММЫ И КУРСЫ

21 октября — 9 декабря 2019

Управление проектами