«Ценность подарка определяется скорее его уместностью, нежели ценой», — говорил Чарльз Уорнер, американский романист и эссеист.
Цитата Уорнера отлично описывает суть этикета деловых подарков в бизнес-культуре. Близятся праздники и время сложных решений: что подарить своим партнерам и как это сделать, чтобы не приняли за сумасшедшего? Если в российских компаниях в выборе подарков есть место для творчества, то в США все иначе. Особенно рискуют испортить себе имидж новички, которые хотели как лучше, а получилось…
Поэтому мы спросили у Сергея Фрадкова и Михаила Авербаха, управляющих партнеров iDealMachine, руководителей программы iDM USA Landing, как стоит поздравлять партнеров и клиентов, чтобы не испортить репутацию.
Национальный вопрос
Так как в США бизнес мультикультурный, важно учитывать национальность своих партнеров. Кого-то уместно поздравлять фразой «Happy Christmas», кого-то «Happy Holidays», а кого-то «Happy Hanukkah». Это не прописное правило, но лучше иметь в виду религию, к которой принадлежат бизнес партнеры. И делать все персонализировано. Тем более сами даты праздника могут отличаться на несколько дней, на что тоже стоит обратить внимание.
Политкорректность
В американской среде есть негласные правила политкорректности и уместности, и если их не придерживаться, то можно получить неожиданную для себя реакцию. Это относится и к подаркам, которые нужно подбирать с осторожностью.
У многих компаний есть правило, запрещающее подарки выше какой-то определенной цены, иначе они могут быть расценены как взятка и нарушение этикета. Некоторые перед праздниками даже рассылают письма о том, что политика их компании не предусматривает получение любых подарков, например, больше $20. В случае нарушения данной просьбы они могут отказаться работать с особо щедрым партнером или просто забанить его.
Знание негласных правил особенно важно для компаний, которые недавно пришли на американский рынок. По мнению Сергея и Михаила, подарки – это скорее продолжение отношений, а не их начало, и следует дарить подарки осмысленно и персонализировано. Желая показать себя дружелюбной компанией, можно «наотправлять» неуместных подарков и поздравлений и получить обратный эффект – испортить себе репутацию.
Лучше вообще ничего не дарить, чем делать это необдуманно, для галочки. На самом деле отсутствие подарка никто не заметит и не обидится.
При этом в B2B, например, в аутсорсинге, подарки часто расцениваются как уважение: это может быть корзина с «вкусностями», фруктами, брендированные сувениры или просто открытки. Тут уже работает интуиция и все зависит от размера, имиджа и культуры компании. Одну уместно поздравить корзиной с фруктами, а другой лучше позвонить или написать персонализированное поздравление главе компании в мессенджере.
Подарки сотрудникам
Как и в российской бизнес-среде, корпоративы для сотрудников американских компаний – распространенная традиция. Чаще всего организуют именно выездные мероприятия, которые становятся частью тимбилдинга, способствуют налаживанию отношений в коллективе и поддерживают чувство единения и «семейности». Это опять же зависит от размера компаний: чем меньше штат, тем чаще праздники проводятся именно в формате корпоративов со всеми возможными развлечениями.
Разные культуры – разные правила
Если отойти от сферы бизнеса, то в Америке есть еще одна нехарактерная для России традиция – дарить подарки сотрудникам управляющей компании, обслуживающей ваш дом.
Если вы снимаете квартиру в «билдинге», то он, естественно, обслуживается большим количеством людей. Перед рождественскими праздниками в почтовые ящики кладут бумажки, где рассказывают обо всех сотрудниках. Думаешь: ничего себе, сколько их работает! Вот им нужно дарить подарки. Я своим везу коробки российских конфет, а одному из проектов-резидентов нашей американской программы мы посоветовали подарить шапки-ушанки и бутылки российской водки. Очень оригинально.
Похожая традиция и с учителями в школах – с родителей собирается определенная сумма на подарки. Также можно выбрать своего любимого преподавателя и поздравить персонально. Это нам знакомо.
Описанные выше правила не являются «правилами» в прямом смысле этого слова. Многое зависит от сферы бизнеса и специфики самой компании, но в американской культуре необходимо учитывать «политкорректность». Именно в бизнес-среде лучше всего делать осмысленные и персонализированные поздравления и всегда держать в голове фразу: «лучше не дарить ничего, чем подарить и быть неуместным».
Материалы по теме:
Новогодние подарки от резидентов IT-парков
VR-очки, варенье и лама — 17 корпоративных подарков от ведущих IT-компаний
Как открыть Америку: 4 ошибки, которые допускают все стартапы
«Домой на Uber, нет сил ждать парома». Один день инвестора в США
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Старт работы на Ozon»
- 1 Совет Федерации обвинил США во вмешательстве в российские выборы с помощью криптовалют
- 2 Apple пожертвовала $5 млн для пострадавших от ураганов «Ирма» и «Харви»
- 3 Власти США начали проверку Uber по подозрению в коррупции
- 4 Google внедрит в систему поиска тест на определение депрессии
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025