Колонки

Кто раздает корпоративные инвестиции?

Колонки
iDealMachine
iDealMachine

Стартап-акселератор www.idealmachine.ru

iDealMachine

Про то, как работают их собственные акселераторы и фонды, iDealMachine рассказали представители российских корпораций.

Кто раздает корпоративные инвестиции?

Рубрика «Инновации в корпорациях» выходит при поддержке Spinon.


Корпоративные венчурные инвестиции – вложение капитала крупными компаниями в стратегически перспективные для себя проекты – в российском бизнесе только набирают обороты.

Результатом таких усилий, подразумевающих определённый риск и отсутствие гарантий, в идеале должны стать новые точки роста и наращивание капитала корпорации-«донора». Это и влияет на принятие решения об осуществлении поддержки того или иного инновационного проекта.

Модель корпоративных венчурных инвестиций уже более 40 лет применяется в развитых странах как эффективный инструмент развития компании. Развитие индустрии венчурного капитала и прямого инвестирования в России в настоящий момент является одним из приоритетных направлений государственной инновационной политики, а также необходимым условием активизации инновационной деятельности и повышения конкурентоспособности отечественных компаний.

Стремясь к заданному западными коллегами уровню, в 2011 году при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации на базе Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ создано профессиональное сообщество – Клуб директоров по науке и инновациям (iR&Dclub), где топ-менеджеры компаний, отвечающие за инновационное развитие, обмениваются опытом и отстаивают интересы в данной сфере. Важно отметить создание федерального корпоративного акселератора Generation S, который помогает стартаперам найти своих инвесторов, а также получить необходимые знания. Generation S ведёт свою деятельность при поддержке таких организаций, как Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Агентство стратегических инициатив, а организатором GenerationS является ОАО «РВК». 

На российском рынке вовлечённые в деятельность по корпоративным венчурным инвестициям компании можно пересчитать по пальцам.

Крупными фигурами, с чётко выстроенной и работающей системой, в этом направлении являются QIWI Venture, Softline Venture Partners, GS Venture. Активизируют работу венчурных фондов, а также корпоративных акселераторов в «Сбербанке» (SBT Venture Capital), МТС, «Ростелекоме», «Альфа-Банке», ГК «Мортон» и в других крупных корпорациях. Компании предлагают стартаперам участие в конкурсах, гранты и различные виды поддержки.

Ключевая цель корпоративного фонда QIWI Venture – находить и финансировать проекты, синергичные основному бизнесу QIWI. Критерием успеха является эффект влияния проекта на бизнес-показатели QIWI. Проверяем мы это влияние очень просто – запускаем совместный пилот со стартапом, в ходе которого проверяем гипотезу о совместимости.
Ольга Туржанская, руководитель QIWI Venture
image description

При рассмотрении проекта инвестор должен увидеть в нём интерес для собственного бизнеса, прогнозируемую вероятность выгодной отдачи вложенных средств и ресурсов. Руководитель корпоративного венчурного фонда GS Venture Сергей Филимонов с этой позиции объясняет финансовое сопровождение стартапа новосибирской команды разработчиков игр для мобильных и социальных платформ:

Мы готовы инвестировать в игровые проекты, которые имеют потенциал роста и могут быть портированы на игровую консоль разработки GS Group – GS Gamekit. Игра Exowar продемонстрировала хорошие показатели на софт-лонче, а команда 7tons studio имеет чёткое видение развития проекта. Благодаря инвестициям корпоративного венчурного фонда GS Venture, игра сможет выйти на новые площадки и войти в пул игр, доступных пользователям нашей игровой консоли.
Сергей Филимонов, руководитель корпоративного венчурного фонда GS Venture
image description

Однако это не означает того, что покровительствующая компания автоматически делает проект дочерним, так же, как и не исключается вариант самостоятельного развития проекта, – это индивидуальное решение в каждом отдельном кейсе, обусловленное множественными экономическими факторами, которые просчитаны на несколько шагов вперёд.

Если проект будет хорошо встраиваться в структуру компании, то есть большая вероятность стать дочерним проектом. Не встроится – точно станет «самостоятельным». Есть и другой вариант. Бывает, что проект удачно встраивается в компанию, но использование этого продукта и сервиса исключительно в рамках бизнеса компании препятствует его независимому выходу на рынок. И потери от этого превалируют над преимуществами эксклюзивного использования. В этом случае наиболее эффективным решением с точки зрения корпоративного инвестора будет предоставление компании максимальной самостоятельности.
Сергей Филимонов, руководитель корпоративного венчурного фонда GS Venture
image description

О политике корпоративного фонда QIWI Venture рассказывает его руководитель Ольга Туржанская:

В целом, мы придерживаемся нетипичного для корпоративного венчурного фонда подхода: проект должен развиваться как самостоятельный бизнес, и QIWI – лишь один из партнеров. Поэтому мы совсем не препятствуем тому, что у наших портфельных компаний есть и другие партнёры (не из числа прямых конкурентов). Но в то же время мы не исключаем, что на каком-то этапе развития проекта экономически будет целесообразно, чтобы проект стал дочерней структурой QIWI. Однако цели мы такой не ставим.
Ольга Туржанская, руководитель QIWI Venture
image description

Хотя модель корпоративного венчурного фонда находится на стадии активного внедрения на российском рынке, замедляет данный процесс непонимание корпораций, для чего им вкладываться в сторонние проекты. С одной стороны, чтобы «взрастить» желание быть финансовым донором и наставником и встроить для этого определённый механизм в уже устоявшуюся структуру компании, требуется время. 

Крупные российские компании практически не покупают стартапы, поскольку привыкли растить инновации внутри себя. Поэтому в их представлении смысла вкладывать в стартапы раньше не было – проще взять толковых людей на работу, построить все самим. Однако в последние годы темп инноваций вырос и, похоже, мнение начинает меняться. Все больше компаний задумываются о необходимости инвестирования в стартапы, которые могут быть им стратегически интересны. И, поскольку таких стартапов на продвинутой стадии мало, растет интерес также к корпоративным акселераторам.
Сергей Фрадков, управляющий партнёр венчурного фонда и стартап-акселератора iDealMachine
image description

Но допустим, компания готова рассмотреть предложения и отобрать лучшее из них для себя, и вот здесь мы сталкиваемся с ещё одной важной составляющей: перед молодыми стартаперами встаёт вопрос убеждения инвестора в необходимости покупки проекта, а для этого важно попасть в поле зрения потенциальных инвесторов и затем грамотно презентовать себя. Помощь и поддержку в этом вопросе можно получить через участие в корпоративном акселераторе.

Акселераторы в целом очень полезны для стартапов. Это утверждение основывается на отзывах участников нашей акселерационной программы – Alfa Camp. Опытные трекеры и методологи помогают сосредоточиться над продуктом и не отвлекаться по мелочам, объясняют и учат, как быстро получить мнение о проекте от будущих покупателей, правильно проанализировать полученные данные и все это учесть в дальнейшем. Преимущество корпоративного акселератора в том, что к работе над проектом подключаются профессионалы своего дела, люди, которые хорошо понимают бизнес-процессы и клиентов. Уже в самом начале можно получить оценку того или иного решения, перспективы сотрудничества с конкретной компанией, возможности совместной деятельности.
Сергей Максимчук, руководитель проекта «Альфа-старт»
image description

Этой же точки зрения придерживается директор по инновациям ГК «Мортон» Юрий Васильев:

После прохождения акселерации стартап получает хорошие шансы быть замеченным инвестором. Беда российских стартапов – даже при наличии уникальной идеи команда не может внятно презентовать свой проект. Участие в акселерации – хорошая возможность научиться правильно преподносить свой продукт, а также повод доработать его и адаптировать под требования инвесторов. Проект получает экспертную оценку, помощь менторов, возможность участия в обучающих программах. И, конечно, основная ценность работы с корпоративным акселератором – возможность напрямую представить свои разработки крупному игроку рынка.
Юрий Васильев, директор по инновациям ГК «Мортон»
image description

Компании могут обладать собственным постоянным акселератором. Такой подход осуществляет, например, «Альфа-Банк».

Мы в «Альфа-Банке» имеем опыт собственного акселератора, который проводим ежегодно. В этому году мы объявили о специальной номинации FinTech Award в рамках Generation S. В ноябре мы назовем победителя среди финалистов этого конкурса и рассмотрим варианты сотрудничества. Также у нас есть постоянно действующее направление по работе со стартапами – «Альфа-Старт». Если стартап соответствует критериям, можно подать заявку на сайте, мы её рассмотрим, свяжемся и начнём работать. Цель этих активностей – найти перспективные стартапы, с кем можно будет построить выгодное сотрудничество.
Сергей Максимчук, руководитель проекта «Альфа-Старт»
image description

Несмотря на понимание важности работы венчурных акселераторов отдельными корпорациями, уровень, на котором происходит их внедрение на российском рынке, отличается от западного.

Если посмотреть на опыт США, то там корпоративные акселераторы достаточно популярны и обычно создаются через привлечение компанией спонсором профессионального оператора, такого как, например, Techstars. Это позволяет использовать наработанные методики отбора и акселерации, которые помогут повысить вероятность успеха резидентов. Наш акселератор, iDealMachine, также запустил программу-предложение для компаний-спонсоров, которые хотели бы открыть свой корпоративный акселератор. Мы можем помочь организовать программу, провести привлечение и отбор стартапов и фактически создать акселератор под ключ.
Сергей Фрадков, управляющий партнёр венчурного фонда и стартап-акселератора iDealMachine
image description

Говоря в целом, тенденции к развитию корпоративных венчурных инвестиций намечаются положительные. Крупнейшие корпорации, заручившись поддержкой государственных структур и институтов, берут курс на покровительство стартаперов, стремящихся раскрыть весь свой технологический потенциал и привлечь к своим разработкам крупных игроков. Внутренние конкурсы, гранты, инкубаторы и фонды-акселераторы находят отклик, набирают популярность (хоть и не в той мере, которую можно было бы считать оптимальной) и служат неким трамплином.

Но, несмотря на это, общее положение дел сильно разнится с ведущими экономическими моделями. Помимо недостаточной информированности в вопросе, сказывается влияние и других аспектов.

Развитие корпоративного венчура в стране возлагается на компании с государственным участием, что предопределяет еще более взвешенное и аккуратное отношение к риску. В случае принятия решения о создании корпоративного венчурного фонда потребуется достаточно длительный срок для его внедрения и оптимизации в существующее рабочее пространство компании.

Здесь же можно столкнуться с нежеланием бизнесмена ждать отдачи длительное время, и тогда выбор осуществляется в пользу привычной тактики, а не инновационной стратегии.

Для отлаженной работы корпоративных венчурных инвестиций и развития данного сектора на российском рынке работать в системе должен весь механизм, сопутствующий этим финансовым вложениям: важно структурировать цепочку, в которой каждый будет иметь представление о том, кто и в какой роли выступает, благодаря чему процесс принятия решения будет более динамичен и эффективен.


Материалы по теме:

Чего корпорации ждут от работы со стартапами

Где и как искать инвестора – рассказывают управляющие Skyeng

Notamedia: «Мы не просто новый инвестор в медиа-технологии и wellness»

«В России другая реальность»: как делить доли в этой стране

Конец 2015 года завершился спадом венчурных инвестиций

Видео по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 GenerationS — интерактивная карта
  2. 2 Интегрировать стартапы в корпоративную среду — нетривиальная задача
  3. 3 Быстрое тестирование гипотез на малых оборотах: как запустить пилот с Faberlic
  4. 4 Как Michelin сохраняет дух стартапа и развивает мобильность
  5. 5 «Система из США оказалась космически дорогой — и мы сделали собственную»