Top.Mail.Ru
Истории

Чего корпорации ждут от работы со стартапами

Истории
Вадим Смыслов
Вадим Смыслов

Журналист

Вадим Смыслов

В рамках очной сессии предакселератора GenerationS, организованного РВК, состоялся круглый стол «Для чего корпорациям нужны стартапы?». Андрей Себрант ( «Яндекс»), Денис Гусев (Инновационный центр ОКР), Кирилл Кожевников (АФК «Система»), Сергей Максимчук ( «Альфа-Банк»), Кристоф Янссен (Johnson&Johnson), Кирилл Смирнов ( MasterCard), Андрей Шаров ( «Сбербанк») и Сергей Афанасьев ( МТС) обсудили перспективы сотрудничества корпораций с малым инновационным бизнесом, рассказали об особенностях процессов в своих компаниях и пригласили стартапы к сотрудничеству.

Модерировал обсуждение исполнительный директор Клуба директоров по науке и инновациям Владимир Костеев. Rusbase публикует выжимку разговора.

Чего корпорации ждут от работы со стартапами
  1. Истории

Рубрика «Инновации в корпорациях» выходит при поддержке Spinon.


Андрей Шаров
Вице-президент, начальник Управления развития малого бизнеса «Сбербанка»

Отвечая на заглавный вопрос дискуссии, Шаров заметил, что для «Сбербанка» работа со стартапами — это не больше и не меньше, чем возможность выжить в будущем: «Сейчас появляется множество внебанковских платежных систем, удобных сервисов и, чтобы оставаться на уровне, мы должны предлагать сервисы не хуже». Он перечислил стартапы, с которыми сотрудничает «Сбербанк». В частности, сервис Angry помогает компании анализировать отношение к ней в социальных сетях и отображает его в виде зон на картах городов. Стартап Platius позволяет оплачивать мобильные платежи, бонусы и подарки через эквайринг.


По теме: Корпораты vs Венчур — кто готов покупать стартапы


Сейчас «Сбербанк» ищет технологии из области финтеха и платежных систем, а в скором будущем его будут интересовать и проекты в других сферах, например, в биотехнологиях, рассказал Шаров.

Эксперт также предупредил участников, что ни один банк в стране не дает кредиты стартапам. Но если стартап имеет прототип или продукт, «Сбербанк» готов предложить инвестора. «Потому что все крупные компании в нашей стране — это наши инвесторы», — прокомментировал он вопрос из зала. Кредитование стартапа в «Сбербанке» происходит только после того, как в проект поверил инвестор.


Сергей Максимчук
Руководитель проекта «Альфа-Старт» в Альфа-Банке

Сергей выделил несколько зон интересов банка. Это проекты, связанные с мобильными платежами, риск-менеджментом, большими данными, P2P-кредитованием, геймификацией банковских продуктов и логистикой. При этом банк рассматривает сотрудничество со стартапами на всех фазах их развития.

Максимчук подчеркнул: для того, чтобы банк мог работать со стартапом, для начала нужно соблюдение формальных критериев — как минимум, наличие юрлица. Большим преимуществом для проекта станет участие в акселераторе или наличие инвестиций от венчурного фонда, так как это своего рода внешний фильтр. Важны также и инвестиции от основателей проекта: это, по мнению представителя «Альфа-Банка» значит, что предприниматели настроены серьезно.


Кристоф Янссен
Директор по инновациям Johnson&Johnson

Кристоф объяснил, зачем крупному международному игроку нужны стартапы: «У нас, как и у других корпораций, есть свои внутренние R&D, но мы давно осознали, что прямо зависим от инноваторов, которые вне наших структур. Мы инвестируем в разные проекты, сопровождаем их и помогаем им пройти этот путь. На каких-то этапах предоставляем стартапам возможность работать на наших мощностях. Это очень полезно, например, для проектов в генной инженерии: мы сохраняем за стартапами их ноу-хау, но медицинские исследования берем на себя». По статистике, только 5% биомед-стартапов в итоге создают продукт, и если проинвестированный Johnson&Johnson проект оказывается в числе этих 5%, компания его приобретает.


По теме: 5 фактов о корпоративных венчурных фондах


Денис Гусев
Руководитель инкубатора спортивных технологий Инновационного центра ОКР

Денис отметил, что американский рынок спортивных товаров растет со скоростью 60-70 проектов в год, а в России пару лет назад не было примеров корпораций, которые специализировались бы на спортивном инвентаре.

Гусев рассказал участникам о заявлении «Спортмастера», которое с интересом восприняли в комитете. «Месяц назад “Спортмастер” сказал, что если нам попадутся стартапы, реализующие новый спортивный инвентарь, обработку его новыми покрытиями, они готовы брать эти проекты в свой центр и даже вести их, и товар будет стоять на полках более чем в 300 магазинах “Спортсмастера”».


Кирилл Кожевников
Инвестиционный директор АФК «Система»

Кирилл в своем выступлении затронул тему инертности корпораций. Он объяснил предпринимателям, почему в крупных компаниях так медленно и неохотно принимаются решения о покупке инновационных решений: «Корпорации сконцентрированы на прямых показателях эффективности, а не на косвенных. Инновация — слишком долгий процесс, что не мотивирует менеджера, думающего о своих бонусах». Кроме того, в корпорациях часто нет лидера процесса и всегда есть конфликт интересов. Например, результатом внедрения инновационного решения может стать сокращение штата.


Андрей Себрант
Директор по маркетингу сервисов компании «Яндекс»

Андрей назвал одну из главных ошибок, которую совершают практически все предприниматели, когда приходят к корпорации: «Если вы приходите не к инвестору и начинаете рассказывать про финансовую модель вашего проекта — вы делаете большую ошибку. Вы пришли не за финансированием, а чтобы вас купили. Расскажите про то, что вы даете людям, почему компания лучше сможет обслуживать клиентов, если приобретет вас». Также Андрей Себрант пояснил: «Как стартап в корпорации вы умираете. Но вы выбираете наиболее комфортный вариант смерти. Потому что некомфортный вариант — это когда вы просто погибаете и идете делать все с нуля. В нашем варианте вы начали реализовывать свою мечту об «осчастливливании» пользователей, потому что большая корпорация — это лучший канал дистрибуции».


По теме: Как произвести впечатление на инвестора за три минуты


Сергей Афанасьев
Директор по закупкам информационных технологий МТС

Сергей признался, что компанию интересует привлечение инновационных решений и моделей в свою бизнес-среду: «Мы постоянно спрашиваем рынок, что нового и на какой стадии реализации нам могут предложить участники, — заканчивал свою речь Афанасьев. — Мы стараемся не только рассматривать все полученные предложения, но и давать полезную обратную связь».


Кирилл Смирнов
Менеджер программ по взаимодействию с органами власти и общественными организациями MasterCard

MasterCard, как и каждый стартап в банковской сфере, по словам Кирилла Смирнова, нуждается в стартапах, занятых мобильными приложениями и организацией онлайн-безопасности.


После круглого стола корпорации и стартапы-участники GenerationS смогли поговорить один на один и обсудить возможные варианты сотрудничества.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

СберИнвестиции
Фонды денежного рынка в 2024 году
Подробнее