Top.Mail.Ru

Как креативная экономика переживала пандемию и что ждет ее дальше

Колонки
Колонки
Варвара Семенихина
Варвара Семенихина

СEO Timepad

Анастасия Фролова

Пандемия застала мировые креативные индустрии врасплох. Многие компании были вынуждены свернуть свою деятельность, доходы других существенно упали, а правила игры на бизнес-рынке быстро менялись. Креативным предпринимателям пришлось весь 2020 год сражаться с новыми вызовами: пока одни просто пытались удержаться на плаву, другие извлекли из этого опыта уроки для трансформации и даже роста.

Как локдауны и пандемия повлияли на креативную экономику в России и в мире, и что будет с творческими индустриями дальше, объясняет Варвара Семенихина, CEO Timepad — крупнейшей экосистемы для организации событий и продажи электронных билетов.

Как креативная экономика переживала пандемию и что ждет ее дальше
  1. Колонки

Мировая креативная экономика против COVID-19

Пока официальных данных о точном падении доходов креаторов нет, но исследования разных стран говорят об уменьшении прибыли на 20-32% в 2020 году. Аналитики PwC сообщили, что в прошлом году доходы мировой индустрии развлечений упали на 5,6% — это самый низкий показатель за всю историю наблюдений.

С большими убытками в 2020 году столкнулись все креативные секторы: киноиндустрия потеряла $17 млрд, концертная — $30 млрд. Доходы театров упали на 71% по сравнению с 2019 годом, а мировая выручка музеев уже в первый месяц пандемии сократилась на 75%.

Чтобы остаться на плаву, творческим организациям пришлось срочно трансформироваться: менять бизнес-стратегии и искать новые форматы взаимодействия с аудиторией. Театры и музыканты освоили форматы VR-спектаклей и онлайн-концертов, кинокомпании перенесли премьеры из кинотеатров на стриминговые площадки.

Все это привело к увеличению онлайн-потребления: как сообщают компании EdMarket и «Нетология», объем российского рынка онлайн-образования в 2020 году составил 38,5 млрд рублец — это рекордный показатель за несколько лет, а главные стриминговые платформы — Netflix, Disney+, Amazon Prime Video и YouTube — отчитались о росте аудитории на 30%.

Таким образом, несмотря на сильный ущерб, пандемия не только привела к финансовым потерям, но и открыла для креаторов много новых возможностей.

Тренды, которые породила пандемия

Хотя онлайн не сможет полностью заменить офлайн, так же, как и виртуальное общение не заменит живое, креаторам стоит поддерживать развитие новых форматов. Будущее креативных индустрий — в омниканальности, синергии онлайн и офлайн-активностей.

При этом соотношение этих двух сегментов будет разным: например, спектакли и концерты для зрителей в зале по-прежнему будут пользоваться большим спросом, чем альтернативные онлайн-трансляции. Рост цифровизации, в свою очередь, приведет к более тесному сотрудничеству между креаторами и специалистами в сфере IT, VR/AR.

В то же время из-за «перегруза» информацией в интернете пользователи будут охотнее обращаться к платформам, способным создавать персонализированный контент и предлагать удобные фильтры для поиска. Так, по данным Salesforce Research, более 58% опрошенных при выборе контента опираются на рекомендации провайдера.

Еще один важный тренд — интерактивность. Во время пандемии появилось множество онлайн-форматов, позволяющих аудитории активно участвовать в происходящем: оставлять комментарии, задавать вопросы, напрямую общаться с артистами и креаторами. Постоянное общение помогает сохранить интерес аудитории до окончания онлайн-мероприятия.

Пандемия также положила начало изменению роли культуры. Творческие организации будут предлагать не только хорошо провести досуг или получить новые знания, но и получить психологическую поддержку.

По результатам опроса Culture & Community in a Time of Crisis, в котором участвовали более 124 тыс. респондентов из США, более 50% американцев в период пандемии рассчитывали, что культурные организации помогут им расслабиться и легче пережить негативные эмоции.

Что дальше?

Как эти тренды отразились на изменениях в разных креативных индустриях, и что нужно делать, чтобы вписаться в новую картину мира?

Кино

Тренд №1. Стриминговые платформы побеждают кинотеатры

Продюсерам и дистрибьюторам стоит сместить акцент с кинотеатров на стриминговые платформы, так как аудитория этих сервисов будет продолжать расти.

На международном рынке существует несколько крупных игроков, которые стали не только поставщиками контента, но и его производителями: Netflix, Amazon Prime, HBO, Disney+. В России также есть несколько стриминговых платформ: Кинопоиск HD, Амедиатека, Okko, More Tv, Ivi.

Все эти площадки предлагают удобные механизмы поиска и могут персонализировать контент, подбирая для пользователя фильмы и сериалы, исходя из его предпочтений. Крупные кинокомпании также могут запускать собственные онлайн-кинотеатры, как это сделал, например, Disney.

Тренд №2. Screenlife-фильмы, веб-сериалы и VR в большом кино

Что касается контента, то кинематографистам стоит обратить внимание на screenlife (фильмы в формате сторителлинга, снятые с помощью смартфона, планшета или веб-камеры компьютера) и веб-сериалы (многосерийные проекты, где один эпизод длится не более 20 минут).

Произойдет также синергия с индустрией компьютерных игр: по их мотивам уже создаются фильмы, а VR-технологии постепенно меняют традиционный процесс производства фильмов.

Тренд №3. Эскапизм превыше всего

При этом главным девизом индустрии станет слово «эскапизм»: по данным ученых из Великобритании, во время пандемии повысился спрос на позитивные фильмы. Так что любителям хорроров и трагических сюжетов придется переключиться на более жизнерадостные темы.

Исполнительские искусства (театры, концерты)

Тренд №1. Цифровой театр как жанр искусства

Основной доход театрам и концертным организациям по-прежнему будут приносить офлайн-мероприятия. В то же время технологические решения, появившиеся в пандемию, позволят им значительно расширить аудиторию. Цифровой театр станет полем для экспериментов, новым жанром, дополняющим традиционные форматы.

Тренд №2. Зритель — полноценный участник действия

От обычной трансляции события зрители быстро устают и могут не дождаться окончания мероприятия. Чтобы сохранить их интерес, следует сделать акцент на интерактивности: например, предоставить зрителям возможность комментировать происходящее или становиться полноценными участниками ивентов.

Можно также организовывать гибридные мероприятия, где одна часть зрителей будет присутствовать в зале, а другая — подключаться к прямому эфиру. Главное, чтобы трансляцией управлял модератор, способный поддерживать интерес виртуальной аудитории.

Тренд №3. Онлайн-площадки — «вторая жизнь» для концертов и спектаклей

Наряду со стриминговыми платформами для кино и сериалов, будет расти популярность площадок для трансляции спектаклей и концертов. Так, концертные организации и музыканты могут разместить свой контент на международной платформе Berlin(a)live.

В России платформа Okko запустила проект Okko Театр, позволяющий размещать онлайн-версии спектаклей. С помощью таких платформ спектакли, снятые с репертуара, и уже прошедшие концерты получат вторую жизнь и новую аудиторию.

Тренд №4. Онлайн-концерты в социальных сетях

Тем певцам и актерам, которые не хотели вести социальные сети, придется изменить свое отношение к ним. Выступления, проведенные в прямых эфирах на страничках артистов, пользовались большим спросом во время пандемии: по данным Culture & Community in a Time of Crisis, им отдавали предпочтение 38% респондентов.

Такие онлайн-концерты могут стать отличным способом наладить более тесный контакт со своей аудиторией и подстегнуть ее посетить офлайн-мероприятия со своим участием.

Музеи

Тренд №1. AR/VR выставки и омниканальность

Арт-индустрия также освоила онлайн-форматы общения с аудиторией: музеи оцифровали коллекции, создали виртуальные туры, AR-выставки. Благодаря новым каналам они смогли увеличить выручку на 15-20%.

Представителям этой индустрии стоит разработать полноценную стратегию цифровизации, в которую могут войти:

  • Интерактивные онлайн-выставки;
  • Активная работа с аудиторией в социальных сетях;
  • Оцифровка экспонатов;
  • Онлайн-трансляция мероприятий;
  • Разработка виртуальных туров с использованием 3D-технологий.

Интерес к физическому посещению музеев по-прежнему сохранится, но именно омниканальность позволит достичь более эффективного взаимодействия с аудиторией.

Тренд №2. Онлайн-игры и флешмобы

Музеям также стоит сосредоточиться на запуске специальных мероприятий, вызывающих положительные эмоции: например, проводить викторины и флешмобы в социальных сетях. Вспомните челлендж #GettyMuseumChallenge, предлагающий воссоздать сюжеты картин из подручных средств — в нем приняли участие люди со всего мира.

Чек-лист «Какие уроки пандемии стоит взять на вооружение уже сейчас?»

  • Омниканальность помогает расширить аудиторию. Фокусируйтесь как на онлайн, так и офлайн-направлениях, чтобы у ваших клиентов всегда был выбор.
  • Цифровые события принесут большую отдачу, если будут интерактивными. Создавая онлайн-мероприятия, продумайте роль зрителей в происходящем и сделайте так, чтобы они стали участниками действия.
  • Большой объем информации приводит к усталости. Размещайте контент только на тех площадках, где есть функции персонализации и удобного поиска.
  • Все человечество нуждается в поддержке, поэтому дарите своим зрителям и посетителям положительные эмоции.

Фото на обложке: Master1305/shutterstock.com

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

ТЕГИ
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!

Материалы по теме