Top.Mail.Ru
Колонки

Бизнес по приборам: как предпринимателю правильно использовать дашборды

Колонки
Александр Климов
Александр Климов

Создатель TidyData

Полина Константинова

Александр Климов, создатель TidyData, рассказывает, что такое дашборды и как они могут помочь предпринимателю в принятии решений.

Бизнес по приборам: как предпринимателю правильно использовать дашборды

Что такое дашборд

Дашборд — это интерактивная панель обзора ключевых показателей, данные на которой обновляются в режиме реального времени. Их предназначение — служить ассистентом в контроле дел и принятии решений.

Первые дашборды разработали американские спецслужбы на заре появления цифровых сетей. В начале XXI века интерактивные отчеты появились в распоряжении глав крупнейших корпораций, сейчас они доступны любым желающим.

Такие панели отображают ключевые показатели эффективности, тенденции и взаимосвязи прямо с экрана мобильного телефона в любой точке планеты, где есть интернет.

Пример дашборда

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

В чем польза таких панелей

Владельцам дашбордов больше не нужно заказывать и ждать отчеты, разбираться в таблицах и каждый раз собирать информацию заново. Достаточно один раз определиться с перечнем KPI и настроить интеграцию.

Простота и актуальность отображаемой информации — это главное преимущество динамической визуализации, по сравнению с классическими отчетами

Отчеты и презентации устаревают после первого использования, дашборды обновляются автоматически. При этом лаконичная простота достигается не за счет сокращения функционала. Современные пользовательские интерфейсы позволяют скрыть необходимую детализацию внутри виджета. Чтобы отобразить подробности, достаточно сделать клик по графику.

Что измерять

Набор показателей зависит от сферы, которой вы занимаетесь. KPI спортивного клуба и заведующего отделением больницы будут значительно отличаться. Существуют типичные наборы показателей для финансовой, логистической, производственной, HR и маркетинговой сфер. Главное — это отслеживать только те данные, которые вы будете использовать для принятия решения.

Ниже представлен перечень возможных KPI для коммерческой компании:

  • Выручка
  • Прибыль
  • Средний чек
  • Структура продаж
  • Стоимость привлечения клиента
  • Доля повторных покупок или коэффициент оттока
  • Рентабельность инвестиций
  • Посещаемость сайта
  • Цена действия (подписка на новости, скачивание К.П.)
  • Удовлетворенность клиентов

Детализация в разрезе подразделений, менеджеров, ассортиментных групп и магазинов позволит сравнивать подгруппы, вовремя фиксировать отклонения и замечать лучшие практики. Когда актуальные данные под рукой, качество и скорость принятия решений значительно улучшаются.

Обзор инструментов

Подручные средства

Создать простой дашборд можно в Excel или Google Doc.

В них есть все, что нужно:

  • Подключение к внешним источникам
  • Формулы для расчетов
  • Сводные таблицы
  • Диаграммы

Детализация настраивается на дополнительных листах при помощи кнопок-гиперссылок с основной страницы.

Встроенной шаблон Microsoft Excel. Пример демонстрирует возможности программы: агрегация данных, переключение категорий и интерактивная графика

BI платформы

Tableau, Qlik, MS Power BI — это специализированные платформы бизнес-аналитики. Они позволяют конструировать великолепные визуализации и выдерживают большие нагрузки. Основной недостаток — высокая цена внедрения. Покупка лицензии, настройка интеграции и обучение обойдется в несколько сотен тысяч рублей.

Пример дашборда с сервиса Octoboard

Программирование

Отдельный класс инструментов — фреймворки и библиотеки. В руках умелого программиста они позволяют решить абсолютно любую задачу в области анализа и визуализации данных. Такие решения подходят для отчетов, требующих сложных вычислений и тем, чьи потребности не удовлетворили стандартные модули специализированных программ.

Как использовать дашборды на практике

  • Руководители отделов продаж

Они могут представить дашборд на всеобщее обозрение. Это отличный прием для поддержания соревновательного духа среди менеджеров по продажам. Онлайн-трансляция рейтингов сама по себе может увеличить выручку, ведь никто не хочет занять последние строчки в публичном рейтинге.

  • Маркетологи

Дашборд маркетолога содержит информацию о количестве сделок, объеме трафика, детализацию воронки конверсий, показатели: CPA (стоимость действия), CAC (стоимость клиента) и ROI (рентабельность инвестиций) по каналам. Помимо трафика маркетологи могут контролировать лояльность бренду при помощи опросов клиентов в мессенджерах или по e-mail.

Интерактивная панель с детализацией NPS (индекс лояльности) по регионам, представительствам, менеджерам, категориям продукции — это отличная возможность держать руку на пульсе клиентских настроений.

  • HR-специалисты

Директору HR департамента дашборд помогает оперативно контролировать фонд оплаты труда, числовые показатели работы сотрудников, текучесть кадров по отделам. Персональные карточки сотрудников всегда под рукой, как и ключевые показатели для отчетности перед генеральным директором.

  • Владельцы небольших  магазинов

Владелец небольшого семейного магазина может создать интерактивную панель без существенных вложений. Достаточно настроить фильтры, сводные таблицы и графики в онлайн-таблицах и завести привычку добавлять новую запись о сегодняшних KPI каждый вечер.

Информация будет автоматически агрегироваться — сводные показатели всегда под рукой. Со временем накопится большой объем исторических данных, который будет незаменим при планировании закупок или анализе промо-активностей.


Материалы по теме:

Делай красиво: как визуализировать самые сложные данные

87 сервисов для дизайнеров и разработчиков

Как сделать рекламу в интернете более эффективной с небольшим бюджетом — пять советов

«Не стоит использовать его бездумно и повсеместно»: пять мифов digital-маркетинга

Как сделать работающую email-рассылку – советы и кейсы

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Что такое себестоимость продукции и как ее рассчитать
  2. 2 Как неценовые факторы спроса и предложения влияют на бизнес-стратегию
  3. 3 Чем отличается дилер от дистрибьютора
  4. 4 Как проверить товарный знак
  5. 5 Что такое повременная оплата труда, как рассчитывается и чем отличается от других форм
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!