Колонки

Пять причин, чтобы не выбрать Делавэр: где зарегистрировать компанию в США

Колонки
Игорь Матульский
Игорь Матульский

Управляющий партнёр компании EasyFirm

Алина Алещенко

Компания EasyFirm оказывает услуги по инкорпорированию на территории США. В ходе консультаций интерес клиента часто сводится к штату Делавэр, который так популярен, будто других не существует, и всем надо регистрироваться именно в нём.

Специально для RB.RU управляющий партнёр компании Игорь Матульский совместно с коллегами расписал все плюсы и минусы этого штата, а также проанализировал причины его популярности, чтобы читатели при открытии компании могли принимать более взвешенное решение, ведь на самом деле штат Делавэр многим попросту не подходит.

Пять причин, чтобы не выбрать Делавэр: где зарегистрировать компанию в США

По запросу «как открыть?» выдаются готовые инструкции. При этом никто не объясняет, какие факторы служат основой для принятия решений, какие последствия принесёт выбор и какие есть альтернативы. Это грозит тем, что вы застопоритесь посреди процесса наедине со своими проблемами.

Например, так:

  • вы прочли инструкции «как открыть компанию» и сделали по ней, после чего поняли, что результат соответствует инструкции, но не вашим задачам, условиям и ситуации;
  • воспользовались онлайн-сервисом, который сделал всю техническую работу по шаблону, а потом оказалось, что стандартные опции вам не подходят, надо переделывать и опять платить деньги;
  • решили не разбираться сами и обратились к лицензированным адвокатам, те за $3000 открыли компанию с EIN и просят ещё $500 в год за адрес, потому что «адвокат лично принимает всю вашу почту»; но вот бизнес-счет вам открыть не смогли, и вы не можете вести коммерческую деятельность.

Если сделать по готовой инструкции и не разобраться в вопросе, то полученный результат вряд ли будет соответствовать вашим реальным бизнес-задачам.


Стартап-гид по США вы найдете здесь. Больше — в проекте RB.RU «Куда идти стартапам за рубежом»


 

Проблема инструкций в интернете

Когда вы собираете информацию об открытии компании в США, вместо профессиональных статей всплывает множество историй, как некто зарегистрировал компанию, основываясь на некой инструкции, после чего решил переписать эту инструкцию ещё раз от своего имени. Подобные тексты часто связаны со штатом Delaware и идеей не платить налоги в США (на самом деле это миф).

RED — первая открытая база данных о самых выдающихся предпринимателях России.

Утюги — те ещё советчики

Мало где вы увидите реальную аргументацию и критерии выбора, кому и почему подходит Делавэр. О минусах почти никто не упоминает.

Допустим, вы читаете статью про геймера, чемпиона мира. Он хвалит свой ноутбук весом в 6 кг, с большой диагональю, суперскоростью, памятью, дополнительным активным охлаждением и видеокартой на 32 гигабайта. Геймер говорит: отличная, просто идеальная машина.

Как считаете, стоит ли вам покупать себе такой же лаптоп, если пользуетесь только e-mail и браузером, а после работы тащите ноутбук через метро в сумке на плече?

Аналогично и с открытием компании. У автора инструкции одни задачи, у вас — другие.

Теперь детальнее о возможных трудностях.

 

Сервисы по регистрации компании в штате Делавэр

Все знают онлайн-сервисы, где можно заполнить формы и получить пакет документов. Неплохой вариант, когда вы хорошо понимаете:

  • что вам нужно и почему;
  • что именно может сделать этот сервис;
  • насколько пересекаются ваши интересы с функционалом сервиса.

Онлайн-сервисы почти всегда нацелены только на Делавэр. Или они ориентированы на крупный бизнес... или просто используют популярность штата и обучены работать конкретно с его документацией! Эти сервисы не умеют регистрировать компанию в другом штате, потому не расскажут о плюсах, минусах и альтернативах.

Несколько более редких сервисов предложат еще Вайоминг, но и в таком случае вам придется сузить выбор штата до двух вариантов.

Значит, вам надо разбираться самостоятельно. Нужно ли вам предлагаемое решение? Подходит ли оно под ваши задачи? 

А может, лучше LLC по Флориде? Или С-Corp в Техасе? 

Онлайн-сервису всё равно. Он может открыть компанию только в Делавэре и заодно выпустить 10 млн акций. Делайте с ними что хотите.

Представьте себе автоматические сервисы, которые за небольшие деньги предлагают всем одну и ту же таблетку от боли в животе независимо от причины — газы это, аппендицит или беременность. Рискнули бы вы вслепую заказать подобную услугу? 

Открывая компанию, нужно понимать нюансы каждого параметра, прописываемого при регистрации.

Например, большинство онлайн-сервисов по умолчанию прописывает вашей корпорации в Делавэре 10 миллионов акций, не спрашивая, собираетесь ли вы в ближайшем будущем давать кому-нибудь 1/10000000 долю своей компании и знаете ли о франшизном налоге штата.

Вот и получается история, когда небольшая компания с оборотом в $20,000 за год от продаж на Amazon внезапно узнаёт, что штат Делавэр начислил налог, о котором никто даже и не подозревал.

Можно ли этого избежать? Конечно. Надо знать про франшизный налог и какие есть альтернативные способы его расчета. Ещё проще — не выпускать безумное количество акций, если они вам не нужны.

Делавэр не мог себе представить, что стартапер со $100 на бизнес-счете выпустит себе 10 000 000 ненужных акций.

Онлайн-сервис стоит дёшево — несколько сотен долларов. Но потом вы можете потратить уйму денег, сил, времени и нервов, чтобы решить сложности, созданные собственноручно.

 

Сотрудничество с юристами и адвокатами

Чтобы не вникать во все тяжкие американского законодательства, можно обратиться для открытия компании к бизнес-адвокату. Он возьмёт около $3000 только за регистрацию юрлица и получение налогового номера.

Будет ли это чем-то отличаться от онлайн-сервиса? Как повезёт.

В этом случае прайс не всегда продиктован качеством работы. Гонорар адвоката зависит от уровня его востребованности. Чем больше у него денег, тем дороже его час и услуги.

Мы знакомы с адвокатами, которые «открывают» своим клиентам компании через упомянутые выше онлайн-сервисы, чтобы не возиться с документами. Или передают клиентов на аутсорс в другие компании (например, нам).

У юристов в США немного другая функция. Например, если вы желаете выйти на IPO — они необходимы для подготовки всех документов. Но не для регистрации и получения EIN. 

К нам приходят для открытия бизнес-счета в банке клиенты, которые открывали компанию через адвоката. От $3000 им назвали только за регистрацию и EIN, так как без адвоката «это делать нельзя, потом проблем не оберешься». Помимо этого, адвокаты «со скидкой» продают всего за $500 в год возможность использовать физический адрес их офиса для получения официальной почты (reg agent address), чтобы адвокат лично её принимал.

Года через два такие клиенты начинают понимать, что адвокат никакой почты не проверяет и вообще не знает, что там происходит. Письма найти нельзя, поскольку за ними никто не следит.

Аналогичный, но действительно работающий сервис подлинного регистрационного агента стоит не $500, а примерно $40 в год. Да, в 12 раз дешевле. 

В итоге клиент получает часовую консультацию, на которой ему промывают мозг и пугают, а дальше процесс не отличается от любого другого сервиса, да и не сам адвокат документы заполняет — в лучшем случае это помощник (paralegal), а то и вовсе секретарь, поскольку нагрузка у таких адвокатов всегда превышает мощности, а уровень сервиса — «отстань, не до тебя сейчас».

Открывая небольшую компанию с адвокатом, вы уподобляетесь новому русскому, который вызывает нейрохирурга, чтобы перфоратором сделать дырку в стене.

Чтобы вас не обманули, вы должны понимать, за что платите. На этом рынке цена формируется из таких составляющих:

  • процесс регистрации и получения EIN — техническая работа плюс понимание, что и как надо заполнять и подавать;
  • экспертная консультация, в ходе которой вы разберётесь, какой вариант вам подойдёт;
  • уровень сервиса и комфорта — хорошо, когда вы общаетесь и решаете вопросы с адекватными живыми людьми.

Убеждение «дороже или крупнее — значит лучше» приводит клиентов к Stripe Atlas или адвокатам без малейшего понимания, что именно они выбирают.

 

Почему все лезут в Делавэр? Резиновый или нет?

Возможно, стадный инстинкт. Один из наиболее частых аргументов в пользу штата Делавэр — «все там регистрируют, везде про это пишут».

В прошлом веке, когда по всему миру активно использовали пейджеры и факсы, Делавэр стал популярным пристанищем для стартапов как штат с лучшим и наиболее предсказуемым корпоративным правом. Некоторые стартапы выросли в великие корпорации и прославили Делавэр.

Вслед за ними уже более двадцати лет по инерции считается, что успех стартапа зависит от регистрации в этом штате. 

Поток верующих в чудодейственность земли делавэрской не иссякает и по сей день…

А сам Делавэр все эти годы продолжает использовать факс

В США нет хороших или плохих штатов. В подавляющем большинстве случаев резиденты регистрируют компанию в том штате, где находятся они сами, а значит и бизнес.

Иногда штат регистрации выбирается по другим, но вполне конкретным критериям.

 

Итак, штат Делавэр разумно выбирают:

  • из-за корпоративного права;
  • с прицелом на IPO, чтобы использовать корпоративное право;
  • требование инвестора, так как он ориентирован на корпоративное право штата;
  • физическое присутствие.

Встречается ещё с виду разумное желание не платить налоги в США. Добрые джинны из интернета обещают эту возможность именно в штате Делавэр. Они уверяют, будто не надо платить State Corporate Income Tax, если деятельность за пределами штата — согласно § 1902 (b) (6) of the Delaware Code.

По их версии также можно не платить налоги с Single Member LLC, если источники дохода находятся за пределами США — на основании Tax Treaty или правил ECI/not ECI и Foreign source of income. 

Мы восхищаемся, как ловко джинны жонглируют американской юридической терминологией! Все совсем не так, как преподносится. Напоминаем: бесплатных ланчей не бывает.

Чтобы не платить налоги в США, нужно быть человеком-невидимкой. Для остальных налоги можно лишь уменьшить. В вашем случае налоги в США придется платить с вероятностью в 99%, так как исключения просто не применимы к большинству ситуаций. Но всё это определённо достойно отдельной статьи.

По остальным критериям этот штат ужасен. Но давайте сначала о хорошем.

 

Корпоративное право в штате Делавэр

В Делавэре действительно великолепное корпоративное право, позволяющее прописать правила и защитить интересы акционеров, собственников, самой компании и топ-менеджеров на основе законов и прецедентов судебной системы штата.

Но есть малюсенький нюанс.

В США корпоративные суды обычно выигрывает не тот, кто прав, а тот, у кого адвокаты дороже!

Чтобы оценить преимущества корпоративного права Делавэра, придётся нанять солидную юридическую компанию, которая составит документы и соглашения, используя все законодательные привилегии и тонкости штата.

Без хороших юристов, без индивидуально проработанных документов под ваши задачи и нюансы, с одними только шаблонами из интернета (или ресурсами типа Clerky) корпоративное право Делавэра вам пригодится примерно как тёрка для трюфеля при нарезке докторской колбасы.

Как правило, корпоративные документы нужны для урегулирования разногласий или споров внутри компании. Наймите адвоката, если у вас будут реальные соглашения или договорённости по управлению и ведению бизнеса, которые вы хотите зафиксировать документально.

Помогут ли вам онлайн-сервисы с шаблонными документами использовать выгоды корпоративного права штата Делавэр?

Когда у нас спрашивают, как заполнять 83 (b) Election или как провести выкуп акций корпорации, то мы задаём ответный вопрос — а вы знаете вообще, что это за форма? Что она определяет и в каких случаях нужна? Почему вы решили выкупать акции? Как правило, клиент не знает. Когда начинаем разъяснять, появляется вопрос уже у клиента — а зачем я это сделал вообще, оно же мне как зайцу стоп-сигнал? 

Для 9 из 10 компаний это действительно бессмысленная и ненужная головная боль. Фаундеры сами не представляют, зачем они хотят это сделать — просто прочитали в инструкции, что «надо».

На самом деле, если вы не привлекаете крупного инвестора с видами на IPO, если не ориентированы именно на VC и общение с фондами, то нет никакой необходимости разбираться во всех этих нюансах. Для операционной бизнес-деятельности в США они попросту не нужны.

Более того. Когда вы единственный акционер, он же президент, вице-президент, казначей и секретарь, плюс возглавляете совет директоров в одном лице, то даже такие базовые документы как ByLaws, Shareholder agreement и прочие, вы можете хранить у себя в столе — не подписанные, не заполненные и даже не распечатанные.

В отличие от постсоветских стран, в США все эти документы носят исключительно внутренний характер, они не подаются в государственные органы, а все взаимоотношения регулируются внутри компании. Если акционер считает, что его права были нарушены, он может подать в суд — тогда эти документы затребуют.

Если же у вас нет раздвоения личности, и вы не планируете подавать в суд на самого себя, то и документы увидите один-единственный раз в жизни — убирая их в ящик стола.

А если к вам придёт реальный крупный акционер, то он и документы принесёт новые, об этом будет ниже.

Так стоит ли тратить своё время на все эти бумажные хлопоты, пока в этом нет реальной необходимости?

Оценить корпоративное право вряд ли сможет предприниматель, который собирается продавать валенки на Amazon. Практика показывает, что 99% компаний, открываемых в США нерезидентами из СНГ, никогда не столкнутся с вопросами корпоративного права и не смогут воспользоваться преимуществами штата Делавэр.

В оставшемся 1% случаев вам действительно потребуется американский адвокат, о чем мы говорили в самом начале статьи.

Зато 100% компаний платят налоги, а они в Делавэре очень высокие.

 

Требование инвестора

Иногда Делавэр является базовым требованием со стороны инвестора. Возможно, у него 1 компания из 100 действительно станет «единорогом» и выйдет на IPO, поэтому все его службы и юристы ориентированы именно на этот случай, из-за чего проще со старта всех ориентировать на Делавэр.

Выстрелил «единорог» — инвестору выгодно, потому что зарегистрирован там, где ему удобно. Для самой компании это, в общем-то, не сулит никаких бенефитов, особенно если до единорога не доросли.

Но имейте в виду, что как только к вам придёт приличный инвестор со своими юристами, он выбросит все ваши документы и заставит в жёсткой форме подписать новые, которые тщательно проработаны, чтобы защитить его интересы.

Именно в этом случае вам может понадобиться грамотный адвокат, который хотя бы попробует оспорить некоторые моменты и защитить ваши интересы как фаундеров.

Ещё одна причина открываться в Делавэре — физическое нахождение компании в этом штате, между пеньком и медвежьей берлогой. Но это уже другая история. Такое случается крайне редко.

 

А теперь о недостатках штата Делавэр

Чтобы не тратить ваше время, просто факты:

  • 8,7% подоходного налога на корпорации — это больше, чем в 43 других штатах;
  • налог на оборот (gross receipt tax) до 0.7468% (ange from .0945% to .7468%, depending on the business activity) — в 39 штатах такого нет, а в Делавэре есть;
  • франшизный налог от $175 — 42 штата его не предусмотрели, а Делавэр предусмотрел; это тот самый хитрый налог, о котором мы упоминали выше в истории про 10 миллионов акций;
  • заявку обрабатывают вручную в срок от 2 недель, в реальности может растянуться на пару месяцев, а на запрос с просьбой отправить certificate на e-mail вы через 2 недели получите ответ, что у них факс не работает;
  • документ о регистрации вам отправляют в бумажном виде (распечатка pdf) обычной почтой, в конверте и никак иначе.

 

Резюме

Что делать, если не следовать инструкциям, не использовать сервисы и не открывать компанию в Делавэр? 

Вам нужно чётко знать, какие задачи преследует ваш будущий бизнес. Когда к нам приходят клиенты, мы разбираем их ситуации, модель, желания, страхи. Они задают множество вопросов, например:

  • как будет проходить растаможка груза в порту New Jersey, если компания в Вайоминге;
  • можно ли передать авторские права от физлица-нерезидента на компанию в США;
  • как отнесётся Stripe к тому, что акционер из Беларуси.

99% этих вопросов вообще не влияют на результат. Но клиент этого не знает. Он хочет всё обсудить, увидеть свой путь и понять, что делать дальше.

Во всём этом нужно разбираться, поэтапно изучая каждый нюанс, чтобы получить в итоге понятное и осмысленное решение.

В этой статье мы попробовали объяснить, какого рода ошибок стоит избегать. Надеемся, у нас получилось. Предупреждён — значит вооружён, и вы теперь обладаете знанием, как и где лучше получить свой билет в бизнес США, а также кто вместо билетов продаёт подделки.

По нашему мнению, лучшее свидетельство компетенции — способность доступно объяснить и честно показать, отражённая в реальных отзывах живых людей. Их и ищите.

Люди покупают бизнес-класс не для того, чтобы быстрее летать. Цена сервиса должна отражать его комфорт и надёжность.

Фото на обложке: unsplash.com

Иллюстрации предоставлены автором.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Предпринимательство не для всех: 14 признаков, что вам это не подходит
  2. 2 «Синдром Титаника» в бизнесе. Что это такое?
  3. 3 Стартап-дилемма: 4 шага, чтобы построить бизнес-модель
  4. 4 Почему акселерационная программа не дает результатов? 10 ключевых ошибок предпринимателей
  5. 5 Не спешите закрывать убыточный проект в общепите — есть способы его спасти
Sber Unity
Венчурные инвесторы по ссылке
Узнать больше