Как развиваются цифровые экосистемы в России
Экосистемы в бизнесе стали важным трендом для российских корпораций в последние годы. Гиганты вроде «Сбера», «Яндекса», VK и МТС активно выстраивали сети сервисов, чтобы удерживать клиентов и увеличивать прибыль.
Однако изменившаяся в последние пару лет экономическая и политическая ситуация, включая санкции, заставила некоторые компании пересмотреть свои стратегии. Вместо расширения экосистемы они начали сокращать непрофильные активы и избавляться от убыточных сервисов.
Бывший Вице-президент МТС Игорь Столяров, который теперь является координатором международных проектов Phygital International, рассказал в материале для RB.RU, насколько выгодны экосистемы для корпораций в новых реалиях, и что ждет их в будущем.
Содержание:
- Что такое экосистемы
- Сферы экосистем
- Как санкции повлияли на развитие экосистем в России
- Экосистемы — стратегии будущего для бизнеса
- Сколько зарабатывают экосистемы
- Факторы развития экосистемы
- Сложности в развитии экосистем
- Как развиваются экосистемы: принципы и особенности
- Ниши, которые еще ждут свои экосистемы
- Чек-лист как сделать экосистему успешной
Что такое экосистемы
Экосистема в бизнесе — это взаимосвязанные продукты, услуги или технологии от одной компании-разработчика. Сервисы дополняют друг друга, имеют единый аккаунт с расширенными возможностями. Так экосистемы создают дополнительную ценность для клиентов и дают уникальный пользовательский опыт.
Чтобы лучше понять суть экосистем, посмотрим как их использует современный пользователь в течение дня на примере приложений «Яндекса». Допустим, клиент:
- получает напоминание о дне рождения друга в «Яндекс Календаре» и покупает подарок в приложении «Яндекс Маркет»;
- заказывает продукты домой через «Яндекс Лавку»;
- вызывает «Яндекс Go», чтобы доехать на работу;
- отправляет рабочее сообщение через «Яндекс Мессенджер»;
- использует сервис «Яндекс Карты», чтобы проложить маршрут до ближайшей кофейни;
- включает музыку через «Яндекс Станцию», связанную с «Яндекс Музыкой».
Получается, что экосистема закрывает большую часть бытовых и рабочих задач человека, сопровождая в основных делах. Поскольку она учитывает данные о пользователях, их поведении, предпочтениях и других характеристиках, то предлагает подходящие продукты и услуги в то время, когда это необходимо.
Сферы экосистем
В российском бизнесе есть несколько крупных продуктовых экосистем:
- «Яндекс» — поисковая система, такси, доставка еды, медиасервисы;
- VK — социальные сети, почта, облачные технологии, образовательные платформы;
- «Сбер» — банковские услуги, страхование, электронная коммерция, искусственный интеллект;
- МТС — телекоммуникации, финансовые услуги, медиаконтент, облачные решения;
- Ozon — электронная коммерция, финтех-услуги, логистика, медиаплатформа.
Чтобы корректно сравнивать экосистемы, которые работают в схожих, но все таки разных сферах, стоит рассматривать их:
- Масштаб
Сколько продуктов в линейке, какая степень проработки и сложности. От этого напрямую зависит количество пользователей, их лояльность и удовлетворенность.
- Уровень интеграции
Насколько легко перемещаться между разными продуктами и услугами. Это можно назвать бесшовным опытом использования, когда переход между сервисами нативный и оказывается именно так, где удобно юзеру.
- Долю рынка
Какую часть рынка занимает компания по сравнению с конкурентами в денежном или процентном соотношении.
- Количество активных пользователей
Сколько людей регулярно используют продукты и услуги компании. В рамках этой метрики можно изучить процент отказов пользователей, которые покинули экосистему после первого использования.
- Время, проведённое в экосистеме
Сколько времени пользователи проводят, используя продукты и услуги компании.
Как санкции повлияли на развитие экосистем в России
С 2022 года на российском рынке экосистем сменились тенденции относительно бурных лет развития с 2010-х годов. Если раньше активно закупались стартапы и вкладывались деньги в их развитие, то последние годы компании наращивают устойчивость, пересматривают продуктовый портфель и распродают убыточные активы. Например, «Яндекс» продал агрегатор «Дзен», «Сбер» отказался от сервисов Okko, SberSound, «Эвотор» и другие.
Объяснить снижение темпов можно уходом иностранных вендоров — это привело к снижению мощностей серверов, систем хранения данных и другим проблемам. Заместить утрату пока не смогли, а значит и поддержать прежний темп развития экосистем новыми сервисами не получается.
Многие экосистемы приняли решение снижать пороги сегментов, делать премиальные услуги доступнее, чтобы расширять пользовательскую базу, вроде «Яндекс Ultima». Дали толчок развитию «внутренних валют» экосистемы — баллы, кэшбек и покупка за монеты сервисов.
Экосистемы — стратегии будущего для бизнеса
Экосистема помогает удерживать клиентов. Чем больше услуг использует клиент, тем сложнее ему покинуть платформу. Например, пользователь может одновременно заказывать такси «Яндекс Go» и слушать музыку через «Яндекс Музыку». Экосистема становится частью жизни клиента, повышая его вовлеченность и лояльность.
При этом компании зарабатывают больше на существующих клиентах. Тот же «Сбер» через единую систему продает не только банковские услуги, но и страхование, подписки на медиасервисы или образовательные платформы. Это увеличивает доход от одного клиента, а затраты на его привлечение не растут.
Также бизнес становится устойчивее к изменениям рынка, поскольку снижает зависимость от одного направления бизнеса. Яркий пример — МТС: из телеком-оператора компания превратилась в экосистему, включающую медиасервисы («МТС ТВ», «МТС Music»), финтех-решения («МТС Банк»), и облачные технологии.
Сколько зарабатывают экосистемы
Несмотря на убыточность отдельных проектов в различных экосистемах все они остаются прибыльными активами.
Например, в 2023 году операционная прибыль экосистемы «Яндекса» составила 28,5 млрд рублей, а чистая — 21,8 млрд рублей. В первом квартале 2024 года чистая прибыль составила 19,4 млрд рублей против 13,2 млрд рублей за аналогичный период 2023 года. В третьем квартале 2024 года скорректированная чистая прибыль достигла 25,1 млрд рублей, увеличившись на 118% год к году.
У «Сбера» ситуация еще лучше. Так, по итогам 2023 года чистая прибыль Сбербанка составила 1,508 трлн рублей. Это рекордный показатель за всю историю банка. За 11 месяцев 2024 года чистая прибыль Сбербанка увеличилась на 4,9% в годовом выражении — до 1,445 млрд рублей.
В МТС дела обстоят чуть хуже. По итогам 9 месяцев 2024 года чистая прибыль МТС составила 49,4 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель увеличился на 26%. Однако в третьем квартале чистая прибыль снизилась на 88,8% и составила 1,0 млрд рублей. Это произошло из-за увеличения процентных расходов и переоценки финансовых инструментов.
Факторы развития экосистемы
Не каждый бизнес может позволить себе экосистему. Нужно учитывать следующие факторы для этого решения:
- Есть уникальная услуга или продукт, который можно масштабировать
Экосистемы эффективно работают, когда у компании есть «градообразующий» бизнес. «Сбер» и «Т-Банк» начали с банковских услуг, а затем добавили страхование, логистику и медиасервисы.
- У компании есть доступ к крупной клиентской базе
Экосистемы особенно успешны, когда у компании уже есть устойчивый поток клиентов. У «Яндекса» основой экосистемы стал его популярный поисковик. На этой базе компания успешно развила дополнительные направления.
- Есть смежные услуги, которые усиливают друг друга
Если бизнес может создать синергию между направлениями, экосистема будет эффективной. «Яндекс Go» объединяет сервисы такси, доставки еды и грузоперевозок. Эти услуги дают клиентам удобный и комплексный пользовательский опыт.
Сложности в развитии экосистем
В первую очередь, синергию экосистем сложно поддерживать. Они требуют не только финансовых вложений, но и глубокой синхронизации между направлениями. Если какая-то часть оказывается убыточной, финансовая нагрузка ложится на смежные системы.
Также есть зависимость от клиентского интереса. Даже крупные корпорации не могут полностью предсказать, как потребители отреагируют на новые сервисы. Если предложения не создают реальной ценности, клиенты просто уходят к конкурентам.
Например, несмотря на попытки «Сбера» создать экосистему «СберМаркет» (сейчас «Купер» и «Мегамаркет»), направление не может полноценно конкурировать с Wildberries или Ozon, так как последние заточены конкретно на онлайн-продажу.
Не менее важна конкуренция внутри отраслей. В каждой сфере, куда заходит экосистема, уже существуют сильные платформы — это естественные барьеры для монополизации. Допустим, VK может доминировать в соцсетях, но в области онлайн-торговли или стриминга конкуренция с маркетплейсами и специализированными платформами для него будет высокой.
Как развиваются экосистемы: принципы и особенности
Ключ к успешному созданию экосистемы — это A/B тесты. Они помогают понять, насколько новый бизнес или услуга впишутся в экосистему. Вместо того чтобы сразу инвестировать, лучше начать с эксперимента:
- запустить пилотный проект в устойчивом сегменте клиентов;
- проанализировать, насколько продукт востребован;
- оценить возможности масштабирования.
Хотя порой обновления могут не прижиться: это значит, что рынок насыщен и конкуренты уже удовлетворяют спрос или маржинальность низкая и доходы не оправдывают вложений.
Иногда успешная экосистема может вызвать раздражение клиентов из-за избыточной навязчивости. Например, когда при покупке авиабилетов предлагаются страховки, рекламы отелей — это воспринимается как давление. Ошибки подрывают доверие и лояльность, поэтому нужно поддерживать обратную связь с клиентами.
Слушайте отзывы, адаптируйте предложения под их потребности и не будьте навязчивыми.
Говоря о запуске проектов в условиях тесного рынка, сервисы «МТС Books» (сейчас «Строки») и «МТС Музыка» столкнулись с жесткой конкуренцией, так как уже существовали другие популярные музыкальные и книжные сервисы. Компания сделала расчет на интеграцию этих продуктов в свои телекоммуникационные услуги, что позволило несколько повысить лояльность клиентов.
Тем не менее, сервис «Строки» не смог привлечь достаточное количество подписчиков из-за высокого разнообразия альтернативных платформ, таких как «ЛитРес». В итоге книжный сервис столкнулся с недостатком уникальности и конкуренции. А вот музыкальный сервис не теряет позиции: сейчас он часто сочетается с тарифами для SIM-карт, что создает дополнительные преимущества для пользователей.
Ниши, которые еще ждут свои экосистемы
Экосистемы от корпораций открывают двери для новых и еще не полностью освоенных сфер. Одним из ключевых направлений может стать интеграция инновационного спорта, где пока нет крупных игроков.
Попытки развития экосистемы видны в международном чемпионате «Игры будущего», в котором объединяется киберспорт и другие технологичные виды спорта. Единая платформа в этой области поможет структурировать разрозненные инициативы и даст возможность глобального роста в России и странах всего мира.
Успешная экосистема — это не только большие бюджеты, но и правильный расчет, готовность тестировать идеи и слушать своих пользователей. В этом заключается будущее российских экосистем и их вклад в трансформацию рынка.
Экосистемы в России становятся неотъемлемой частью бизнес-стратегий. Они меняют правила игры, создают новые рынки и повышают качество услуг для потребителей. При этом остаются открытыми для инноваций и сотрудничества, приглашая стартапы и стать частью этих структур.
Чек-лист как сделать экосистему успешной
- Знайте свое видение и миссию, ибо экосистема должна создавать удобный и связанный опыт..
- Внедряйте инновации и технологическое превосходство. Делайте акцент на создание собственных платформ в логистике, IT-инфраструктуре, платежных системах и тд.
- Продукты и услуги должны усиливать друг друга.
- Внедряйте централизованное использование данных из разных направлений бизнеса.
- Масштабируемость и быстрая адаптация, запуск новых направлений. Careem начал с такси, расширился до доставки еды, товаров и фин услуг. Экосистема должна легко адаптироваться и расти как внутри рынков, так и географически.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Популярное
Материалы по теме
-
Пройти курс «Как открыть кофейню»
- 1 «МТС Медиа» и создатель «Смешариков» будут выпускать детский контент Партнеры будут создавать анимацию, книги и игры 20 марта 17:57
- 2 В работе МТС произошел сбой 20 марта Число жалоб за сутки превысило 3,8 тыс. 20 марта 17:37
- 3 Видеоплатформа Nuum от МТС остановила монетизацию В феврале источник «Ведомостей» рассказал об увольнении до 80% сотрудников сервиса 17 марта 19:16
- 4 «Сбер» выпустил обновленную линейку моделей ИИ GigaChat 2.0 В компании утверждают, что модель является сильнейшим русскоязычным ИИ 13 марта 17:00