Внедрение инноваций сегодня – не прихоть, а жизненно важная необходимость. Мир стремительно меняется, и бизнесу важно не отставать. Но как внедрять прогрессивные идеи в компании, где уже много лет все стабильно и понятно?
Вадим Король, глава группы Essilor в России, рассказывает, почему инновации – это сложный процесс и как его можно облегчить.
Многие считают, что инновации должны быть в продукте и процессе его производства, однако на деле они в первую очередь начинаются с управления, корпоративной культуры и людей.
Если вы ставите перед собой задачу построить инновационную компанию, то сначала придется создать инновационную команду. Как к этому прийти?
Управление инновациями: вносите микроволновку!
Инновации – это не только вопрос науки, исследований и ноу-хау. Их нужно рассматривать во всех отраслях управления компанией: это повышение эффективности на местах, развитие маркетинга, логистики, построение моделей центров обслуживания.
Иными словами – управление инновациями является широким менеджерским принципом внедрения лучших решений в любом бизнес-процессе. Совсем не обязательно быть Марком Цукербергом и придумывать что-то такое, что перевернет мир. Иногда можно просто позволять себе пробовать подходы, которые до тебя еще никто не применял именно в данной конкретной нише.
Мой принцип таков: если вы никогда не видели микроволновку, для вас она будет инновацией, хотя для всего остального мира уже давно таковой быть перестала.
Этим нужно пользоваться в бизнесе. И мы применяем этот принцип постоянно.
Например, мы первыми развили категорию очковых линз как самостоятельного продукта для потребителей. Такой подход уже применяется на других рынках, но только не в нашей довольно узкой специфической нише. Это привело нас к успеху: в тяжелые кризисные годы мы падали медленнее рынка и восстановились быстрее остальных.
Как создать и поддерживать инновационную культуру
Менеджмент
В любой компании формированием культуры, в том числе инновационной, занимается управленческая элита.
Иногда случается так, что прогрессивные мысли возникают у руководителей среднего звена, а топ-менеджмент не разделяет их взглядов и губит идеи на корню. Это – большая ошибка с точки зрения возможностей развития бизнеса.
В первую очередь именно топ-менеджмент ответственен за развитие этой культуры, ее поддержание и развитие. И собственнику бизнеса важно подобрать правильных людей с точки зрения мышления, которые смогут обеспечить остальной персонал правильной миссией и стратегическим видением развития компании.
Поэтому в нашей компании одна из важных задач каждого руководителя в том, чтобы донести до своих подчиненных веру в свою работу, которая делает мир лучше, и учить их тому, что любые инновационные изменения начинаются с простого принципа «do different and better».
Находите точки роста
Для любого инновационного бизнеса – это талантливые сотрудники: прогресс происходит, когда люди предлагают свежие идеи, другие им доверяют, внедряют и тестируют новшества. В результате компания не стоит на месте.
Найдите и сформулируйте свою миссию (не только в голове)
Также одним из ключевых компонентов в формировании инновационной культуры компании является миссия – ясное видение целей, а также их коммуникация дальше по звеньям управленческой цепи.
Многие утратили веру в значение миссии, считая это избитой истиной. Но я каждый день наблюдаю ее практическое действие – наши сотрудники действительно верят в то, что они делают мир лучше, помогают людям и получают от этого большое удовольствие.
Что это значит для развития бизнеса? Если вы подойдете к любому из наших работников и спросите, какие линзы лучше выбрать, то он вас не отпустит, пока вы вместе не выберете правильные очки.
Плохие очки – это личное оскорбление.
Разумеется, такой подход сказывается как на продажах, так и на всех остальных аспектах ведения бизнеса.
Что делать, если ваша компания не готова к инновациям
Один простой пример из моей работы. Я считаю, что необходимо снять со стен все бумажные календари и карты, потому что это – устаревшая практика. С ней в багаже мы не можем быть инновационной компанией.
Вы не представляете, как люди борются за них, мне пишут письма – целые трактаты – почему нужно оставить календари на стенах. Однако таким маленьким шагом мы показываем, как можно справляться без полиграфической продукции и что важно идти в ногу со временем.
У клиентов та же проблема: продукт всегда можно продемонстрировать, а вот рабочие процессы наглядно показать нельзя, и люди будут сопротивляться любым изменениям, которые с этим связаны.
Сейчас мы начинаем перестраивать клиентскую службу. Раньше покупатель годами работал с одним менеджером, у тандема выстраивались доверительные отношения, и все были довольны. Теперь мы хотим избавиться от этой системы и подготовить всю команду одинаково.
Это принципиально новый уровень, который делает компанию намного сильней, у вас есть взаимозаменяемость, вы не рискуете потерять клиента, когда уйдет менеджер, ведь все работают на одну цель.
Однако мы заметили, что наши клиенты боятся перемен и того, что не смогут получить должного обслуживания от нового человека, какой был от предыдущего.
Здесь основная ответственность лежит на руководителе отдела – им пришлось работать не только с командой, но и с клиентами, пристально следя за качеством предоставляемого клиентского сервиса. Это связано с тем, что мы не могли рисковать: один прокол – и клиенты решили бы, что их опасения подтвердились, и все пошло прахом.
Поэтому первое правило для внедрения любых инноваций – подберите соратников.
На любом из уровней важен менеджмент, который понимает суть изменений. Когда привычные бизнес-процессы неожиданно меняются, необходимо объяснять всем участникам потенциальные выгоды и преимущества происходящего.
Если менеджмент средней руки не транслирует посыл высшего руководства или, хуже того, не согласен с ним, все изменения обречены на провал.
Второй ключевой момент – личный пример. Если вы решили внедрить CRM-систему, но от интерфейса кровь льется из глаз, то не требуйте ничего от подчиненных.
Также не стоит отбирать у людей бумажные календари, если в вашем кабинете висит A2 c котиками. Все попытки облагородить стены в офисе пойдут прахом. Тихое сопротивление может сломить любую тиранию.
Внедрение инноваций на практике: с чего начать?
Есть одна отличная книга, сконцентрированная и понятная. Ее название Sticky Wisdom: How to Start a Creative Revolution at Work. В ней я отметил для себя несколько практических инструментов для создания инновационной культуры в компании, простых, но очень эффективных.
Во-первых, стоит навсегда забыть о фразе, начинающейся с противительного «да, но…».
Как только вы ее произнесли, процесс инноваций заканчивается и начинается воспитание подрастающего поколения. А если заменить это выражение на фразу «да, и…», ощущения собеседника принципиально меняются.
Такой метод можно внедрить, например, для мозговых штурмов: ни одна идея не должна быть отвергнута, а все участники обсуждения моделируют предложенное, достраивают, улучшают.
Вы удивитесь, как быстро меняются установки людей: вместо критических замечаний высказываются позитивные предложения.
Во-вторых, еще один способ внедрять инновации со стороны менеджмента – это постоянно задавать вопрос себе и коллегам: «А как мы можем это сделать иначе?».
Поделюсь случаем из собственного опыта: в прошлом я работал в одной фармацевтической компании, и культура инноваций там была внедрена действительно глубоко.
Однажды, когда обсуждалась работа медицинского представителя по аптекам, мой руководитель спросил: «Может ли медицинский представитель заходить в аптеку по-другому? Может, спиной?». Я ответил: «Зачем, какой в этом смысл?», на что он возразил: «Не знаю, я просто пытаюсь найти новые идеи».
С тех пор я и усвоил новый принцип – «do different and better».
Материалы по теме:
Как стартапы помогают внедрять инновации в крупных компаниях?
Шесть принципов инноваций от компании LEGO
Как измерять инновации в компании: 15 важнейших показателей
Ваш ближний круг может мешать инновациям. Вот как его перестроить
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Как открыть бизнес по франшизе»
- 1 Как оценить эффективность работы бизнеса и сотрудников
- 2 15 лайфхаков по организации и оптимизации рабочего места
- 3 Как справиться с негативным коллегой — решения для работы с жалобами и негативом
- 4 Как перейти на удаленную работу и гибкий график — пошаговое руководство