«Я не знала, что могу столько работать». Каково это — руководить командой разработчиков в «Яндексе», если тебе 26 лет

Екатерина Высоковская
Екатерина Высоковская

Менеджер сервиса «Яндекс.Картинки»

Расскажите друзьям
Полина Константинова

В передовых IT-компаниях традиционная «офисная» система организации труда уступает место удаленным форматам. Екатерина Высоковская, менеджер сервиса «Яндекс.Картинки», рассказывает, как ей удается руководить удаленной командой разработчиков и объясняет, почему не считает потрясающей свою карьеру.

Как устроен отдел «Яндекс.Картинки»?

Я работаю в отделе, который занимается поиском по картинкам, рекомендациями и социальным сервисом вокруг картинок («Яндекс.Коллекции»). В «Яндексе» есть формальные руководители: они возглавляют команды размером от четырех человек до четырех тысяч, руководят сервисами, процессами. А есть руководители неформальные — руководители v-team, то есть виртуальных команд.

В отделе картинок мы экспериментируем с работой по виртуальным командам с прошлого октября. Я руковожу одной из таких в разработке «Яндекс.Картинок».

Наша команда называется виртуальной, потому что она не предполагает прямого подчинения: менеджер команды не становится формальным руководителем ребятам из своей команды. С одной стороны, это хорошая возможность для гибких решений: в зависимости от специализации, интересов и целей люди могут перемещаться между командами. С другой стороны, такая система предполагает, что у разработчиков по-прежнему остается формальный руководитель из разработки, который оценивает прогресс своих ребят с точки зрения сложности задач и технического исполнения.  

Моя команда распределена на три города: Москва, Минск и Симферополь — мы не сидим за соседними столами и поэтому постоянно общаемся виртуально. В этом есть определенная сложность: с выделенной командой нужно научиться работать, перестроить процессы, наладить с каждым из ребят контакт. Самое трудное для меня было научиться разговаривать с разработчиками на одном языке и вместе оценивать задачи. Для стороннего наблюдателя может показаться, что задача «сделать кнопочку на сервисе» — это работа на три минуты, а на самом деле за этим могут стоять десятки продуктовых и технических задач, и она может растянуться на недели и месяцы.  

Если вы хотите поделиться опытом работы в крупной компании или маленьком стартапе, рассказать о перипетиях своей карьеры и раскрыть секреты профессии, пишите на careerist@rb.ru. Лучшие рассказы опубликуем на Rusbase.

Как руководить виртуальной командой?

В работе с командой я пользуюсь несколькими инструментами.

  • Регулярные встречи, совместное обсуждение планов, задач и проблем. Моя работа, если совсем упрощать, сводится к тому, что я отвечаю на вопросы и задаю вопросы сама. В «Яндексе» очень любят встречаться, особенно это касается менеджеров: дни состоят из встреч, часто между ними даже нет промежутков, а общение в мессенджерах происходит 24 часа в сутки. Регулярные встречи позволяют настроить общий контекст, быть в курсе дел и держать друг друга в тонусе: встречи по проектам я воспринимаю как дедлайн, к которому нужно знать ответ.  

  • Подробная декомпозиция задач. Как мне кажется, это одно из ключевых занятий менеджера. Я регулярно разделяю проект на составные части, как можно более мелкие. Мы оцениваем каждый шаг вместе с командой, чтобы понять, что без чего не будет работать. А дальше — нужно максимально «ужаться» и провести черту, без чего мы проект точно запустить не сможем. Этому подходу, MVP (minimal viable product), я научилась как раз в Школе менеджеров. Он позволяет тестировать идеи на более ранних этапах, а это значит, что моя команда получит реальную обратную связь от пользователей как можно раньше. Видеть, что то, что ты делаешь востребовано, очень мотивирует. По этой же причине идеи, которые «не летят» нужно перестать делать как можно скорее.  

  • Индивидуальное общение с каждым. Это способ наладить доверительные отношения и высказаться про то, что наболело. Мой стиль общения с коллегами — представить себя с другой стороны ситуации и действовать так, как я бы ожидала от своего руководителя. Например, для меня очень важна обратная связь и поддержка. Поэтому я стараюсь давать их ребятам в своей команде. Для хорошего менеджера очень важно создать доверительные отношения как со своей командой, так и с ребятами из смежных отделов. Тогда в любой момент ты можешь быть уверена, что тебе есть на кого опереться, потушить «пожар» или решить вместе трудную задачу. Моя задача — научиться работать с каждым из ребят, получать и честно давать обратную связь.  


Трудно ли быть менеджером в «Яндексе», если тебе 26?

На данный момент в моей команде 4 разработчика, все они — мужчины. Никакого снисходительного или патерналистского к себе отношения из-за того, что я девушка, я никогда не встречала. У нас хорошие отношения в команде и отделе, мы общаемся на равных. Хотя, к сожалению, без укорененного в культуре сексизма (впрочем, не в мой адрес) не обходится. Я стараюсь обращать внимание ребят на это, и вижу, что постепенно этого становится меньше, меня понимают. Но это, конечно, долгая дорога.

Иногда приходится проявить характер. Я злюсь, когда не выполняют обещания и срывают договоренности. Это ломает атмосферу доверия и создает дыры, которые приходится латать, снова переговариваясь о взаимодействии.  

Конечно, не все продуктовые решения, которые я принимаю, идеальны — из-за этого ребятам приходится иногда что-то переписывать, мы перекраиваем планы, снова экспериментируем. Здесь с пониманием относятся к просчетам. Беда не в том, чтобы допустить ошибку. Плохо ее повторить. Чтобы такого не происходило, каждый раз нужно разбираться, что пошло не так, и делать выводы.

Екатерина Высоковская

Свою карьеру я не считаю потрясающей. В «Яндексе» очень много молодых ребят,  которые достигли гораздо большего. Поскольку «Яндекс» — свободолюбивая и горизонтальная компания, здесь ценят только ум и опыт. Если ты талантливый разработчик, дизайнер, менеджер, тестировщик, да кто угодно, и ты пришел в компанию в 18 лет, к 23-м годам ты вполне можешь уже руководить службой из десятка человек и постоянно расти. Никому не будет дела до того, какого возраста или пола ты и люди в твоей команде, пока ты для компании профессиональный авторитет.

Как я попала в «Яндекс»?

Иногда жизнь несет меня вперед очень стремительно. Вжух — и я где-то в новом месте, преодолела новый огромный барьер и уже живу в новой реальности.  

Я родилась и выросла в Москве, закончила экономфак МГУ в 2012 году и магистратуру по менеджменту за границей в 2013-м. У меня была интересная программа на трех континентах, от США до Индии. За этот год я, во-первых, стала свободно говорить на английском, а во-вторых, что более важно, научилась намного глобальнее мыслить, жить в разных культурных контекстах, общаться и принимать людей из разных культур и строить с ними контакт.  

После вернулась в Москву и сразу пришла работать в ABBYY маркетологом — это достаточно далеко от разработки продукта, но базовые знания о процессах в IT я там почерпнула. А через два с половиной года поступила в школу менеджеров «Яндекса». После ШМЯ меня сразу взяли на работу.

Четыре собеседования, и спустя 5 недель после выпуска из школы я уже пришла в компанию, мне дали ноутбук и бейджик и сразу же позвали в командировку в Минск.  

Полтора года в «Яндексе» изменили меня очень сильно. Во-первых, я не знала, что могу столько работать. Во-вторых, я точно стала смелее принимать решения, научилась действовать быстрее. На этом этапе жизни «Яндекс» для меня — это самое лучшее место, чтобы проверить себя, а еще чтобы делать полезные сервисы для миллионов людей. От ощущения, что ты что-то придумал, сделал, и этим будут пользоваться миллионы самых разных людей — от моих родителей до случайных прохожих — вырастают крылья.  

Мне кажется, в моей истории две составляющих, которые двигают меня вперед. Во-первых, любознательность: каждый день на работе и вне ее я узнаю что-то новое, стараюсь не закрываться от новых знаний, вникать в новые темы, схватывать информацию налету (хотя это получается не всегда так молниеносно) и сразу ее применять. Во-вторых, коммуникабельность: больше всего я люблю общаться с людьми, в диалоге выяснять проблемы и задачи, искать решения.  

Чему я научилась, работая в «Яндексе»

  • Балансировать между двумя полюсами: перфекционизмом и принципом «и так сойдет». Нужно делать «достаточно хорошо», потратив при этом минимум ресурсов.  

  • Начинать свой день с календаря, чтобы спланировать время и распределить энергию между тяжелыми и простыми задачами.

  • Все записывать! Задачи, которую я не выгрузила из головы в to-do лист, считай, не было.

  • Соблюдать ритуалы. У меня есть «рабочий» плейлист для концентрации, любимые вещи, которые я всегда вожу с собой в командировки, чтобы чувствовать себя в своей тарелке. А в московском офисе я каждое утро начинаю с одного и того же кофе.

  • Не забывать о свободном времени и личных проектах. У себя дома, например, я вместе с друзьями организовала настоящий лекторий, а еще недавно немного играла в театре.

  • Стремиться не к должности, а к профессиональным достижениям. Например, запустить по-настоящему полезный сервис, научиться новому, стать лучше. Сама по себе должность — это скорее дополнительный уровень ответственности.

  • Успех — это когда ты знаешь, что можешь, когда нет сомнений.  


Материалы по теме:

Что почитать: книги о захвате мира, создании «Яндекса» и советских конструкторах

Я ушел из «Яндекса» и запустил стартап. Теперь у него выручка — 120 миллионов

Как попасть на стажировку в «Яндекс», поучаствовать в разработке «Алисы» и остаться в штате

Эксперимент: редакция разговаривает с голосовым помощником «Алиса» от «Яндекса»

10 любопытных фактов о «Яндексе»


Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
EMERGE
31 мая 2019
Ещё события


Telegram канал @rusbase