Top.Mail.Ru
Колонки

«Не пытайтесь понравиться всеми силами»: как найти и заинтересовать инвестора

Колонки
Сардар Сардаров
Сардар Сардаров

Инвестор, визионер, исследователь

Ирина Печёрская

Количество стартапов год от года только растет, как и конкуренция за венчурный капитал. При этом расширяются возможности для поиска инвестиций, появляются новые пути привлечения бизнес-партнеров. О том, где искать инвесторов и как их заинтересовать своей идеей, рассказал Сардар Сардаров, инвестор, визионер, исследователь.

«Не пытайтесь понравиться всеми силами»: как найти и заинтересовать инвестора

RB.RU организует встречу проекта Founders’ Mondays для начинающих и опытных предпринимателей. Дважды в месяц по понедельникам.

Где найти инвестора

  • Отраслевые мероприятия: выставки, форумы, конференции

Чтобы оставаться в курсе новостей и трендов в интересных для себя сферах, инвесторы и их представители регулярно посещают специализированные мероприятия. Найти их можно в отраслевых СМИ, профильных группах в социальных сетях, каналах в мессенджерах. Все крупные и интересные мероприятия, как правило, всегда анонсируются в различных ресурсах, за которыми следят основатели стартапов, поэтому пропустить их будет сложно.  

Лучшее время для знакомства и общения с ними — неформальная, так называемая, networking часть. Как правило, времени для беседы немного, так как все хотят поговорить как можно с большим количеством участников, поэтому, чтобы не растеряться, заранее подготовьтесь.

Желательно иметь на компьютере, планшете или телефоне несколько вариантов презентации с основными тезисами о вас и вашем стартапе, а также стоит заранее отрепетировать устный питч. В идеале у вас должно быть несколько вариантов питча: от классического на 30 секунд до развернутого, продолжительностью 10-15 минут.

Вам повезло, если инвестор участвует в мероприятии в качестве спикера. В таком случае подготовьте почву для знакомства во время его выступления: задайте несколько интересных вопросов или предложите тему для дискуссии, а после официальной части как раз уместно будет продолжить начатую беседу. 

Главное — не пытайтесь понравиться всеми силами. Те, кто заискивает, обещает, что угодно, лишь бы привлечь инвестиции, наоборот отталкивает и нередко создает впечатление, что его бизнес-идея не так уж и перспективна. 

При выборе выставки или конференции внимательно изучите список участников, ищите в нем не только имена самих инвесторов, но и тех, кто потенциально может рассказать им о вашем проекте. В процессе поиска мероприятия не ограничивайтесь своим регионом, расширяйте географию, посещайте выставки в других городах и странах. 

  • LinkedIn или более узкие отраслевые сети/форумы

Специализированная социальная сеть хорошо подходит для нетворкинга и поиска потенциального инвестора. Подойдите серьезно к заполнению профиля как своего личного, так и страницы проекта. Предоставьте информацию, которая поможет инвестору поверить в бизнес-идею, а также убедит его, что вы и ваша команда — именно те люди, которые смогут привести проект к коммерческому успеху. 

Инвесторов можно искать несколькими способами: 

  • задать поиск по ключевым словам; 
  • следить за публикациями в профильных группах и вылавливать полезные контакты; следить за инфлюенсерами вашей отрасли и анализировать их сеть контактов. 

Начать общение можно как в самой сети LinkedIn, так и через альтернативные каналы связи, если в профиле указана данная информация. Веерные рассылки при поиске инвестора не работают, каждое письмо должно быть персонализированным. 

Идеально, если у вас с потенциальным инвестором есть общие знакомые или «друзья друзей» в социальной сети. В этом случае можно попросить их представить вас друг другу. Также продумайте первое сообщение-знакомство заранее, оно должно быть достаточно емким, чтобы описать суть проекта, при этом ярким и запоминающимся, чтобы привлечь внимание инвестора.  

  • Пресса

Имена потенциальных инвесторов можно найти в специализированных и бизнес-изданиях, которые часто рассказывают про их опыт и успешные кейсы. Составляйте для себя список интересных вам персоналий для дальнейшего онлайн- или офлайн-знакомства. 

Обязательно обращайте внимание на круг интересов инвестора. Не тратьте время на установление контакта с инвестором, если ваш бизнес не соответствует его фильтрам:

Все предыдущие рекомендации сводились к установлению контакта в направлении проект — инвестор. Однако, не стоит забывать, что и инвесторы находятся в постоянном поиске проектов — помогите им найти вас! 

Расскажите о своем стартапе на специализированных площадках, одна из самых популярных и крупных — AngelList. Скауты (люди и компании, помогающие инвестору в поиске и привлечении интересных проектов) регулярно их мониторят. Обеспечьте публикации о вашем бизнесе в профильных СМИ.

Расскажите о проекте, команде, поделитесь историей создания и достигнутыми успехами и планами роста, а также не забудьте объяснить, почему ваш проект — это находка для потенциального инвестора.  

 

Как заинтересовать инвестора

Итак, знакомство с потенциальным инвестором состоялось. Теперь время переходить к презентации своей бизнес-идеи. Ниже пять рекомендаций, которые помогут прийти к нужному результату:

  • Подготовьте бизнес-план, если у вас его еще нет

Его оптимальный объем должен составлять не более 15-20 страниц. Еженедельно инвестор получается десятки проектов на рассмотрение, поэтому у него нет времени на чтение многостраничных документов, перегруженных технической информацией и специальными терминами. 

Обязательно включите в бизнес-план следующие пункты:

  • условия сотрудничества. Чтобы обратить на себя внимание, откажитесь в своей речи от общих фраз в стиле «на усмотрение инвестора» и предлагайте четкие условия по необходимой сумме, условиям возврата займа, прибыли для инвестора и сроках окупаемости;
  • цель инвестирования. Инвесторы заинтересованы в бизнесе, которому нужны деньги на развитие и масштабирование — убыточные проекты их не интересуют. Поэтому важно максимально конкретно объяснить связь между деньгами инвестора и целью, к которой вы хотите прийти. Покажите возможности роста (как горизонтальные, так и вертикальные), которые предлагает ваш бизнес;
  • отдельное внимание уделите команде. Деньги дают реальным людям, а не абстрактным идеям, поэтому кратко расскажите о достижениях членов команды, о проектах, над которыми работали вместе; 
  • идеального бизнеса без недостатков не бывает, поэтому стоит реально оценивать его стоимость, а еще не бояться говорить о конкурентах. Потому что, если нет конкурентов, то варианта два: или вы не изучили рынок, или ваш продукт никому не интересен. 
  • Будьте готовы к стресс-интервью

Многие инвесторы во время переговоров любят задавать каверзные вопросы и ставить под сомнение каждый пункт презентации. Таким образом они преследуют сразу несколько целей. 

Во-первых, пытаются найти слабые места в стартапе, во-вторых, хотят посмотреть на реакцию собеседника: сможет ли он уверенно привести контраргументы и защитить свою бизнес-идею. Сохраняйте спокойствие и ведите разговор, основываясь на фактах.

  • Не бойтесь признать, что вы не помните наизусть какие-то цифры или не продумали до конца отдельные аспекты бизнес-плана

Готовность признать свои недоработки и прислушаться к конструктивной критике — важные показатели для инвестора. Они говорят о том, что руководитель проекта готов учиться и совершенствоваться, чтобы привести бизнес к поставленной цели. 

При этом не стоит путать непроработанность деталей и незнание своей отрасли, бизнеса или продукта. Детали можно проработать, а вот отсутствие крепкой рыночной базы и ключевых компетенций у управленческой команды могут привести бизнес к краху.

 

Тысячи стартапов по всему миру находятся в процессе привлечения инвестиций. При такой конкуренции поиск инвестора может занять время. Главное — не стоит пассивно ждать, когда инвестор придет к вам сам с предложением вложить деньги в вашу идею, напротив, будьте проактивны, используйте все возможности, чтобы заявить о себе. 

Не отчаивайтесь после нескольких отказов (они наверняка будут) — помните, что  каждое новое знакомство, письмо, публикация могут приблизить вас к выгодной сделке. 

И еще одна важная рекомендация — не делайте ставку только на одного инвестора до подписания контракта. Ситуации бывают разные: у инвестора может появиться более интересный проект, поменяться планы по другим причинам, поэтому пока деньги не поступили на счет, не прекращайте поиск инвестора. 

Фото на обложке: Drazen Zigic/shutterstock.com

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Розничные инвесторы назвали самые убыточные в 2023 году инвестиции
  2. 2 На конференции «Венчурный мост 3» расскажут, почему сейчас лучший момент для инвестиций
  3. 3 Стамбул для инвесторов: обзор 5 районов, открытых для инвестиций
  4. 4 Где стартапу искать деньги в 2024 году: 8 мер поддержки и более 20 программ, о которых вы могли не слышать
  5. 5 Стартап выстрелил. Как вывести инвестора из бизнеса без конфликта
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти