Top.Mail.Ru
Колонки

Развитие российского рынка FMCG: темпы роста и текущие тренды

Колонки
Максим Боровиков
Максим Боровиков

Руководитель аналитической группы. РБК Исследования рынков.

Полина Константинова

Аналитики РБК Исследования рынков провели большой анализ российского рынка розничной торговли, выделили основные показатели за прошлый год и определили текущие тренды.

Другие отчеты РБК Исследования рынков смотрите по тегу.

Развитие российского рынка FMCG: темпы роста и текущие тренды

Факторы роста экономики страны

После двухлетнего перерыва в 2017 году российская экономика вновь начала расти — согласно данным Минэкономразвития и Росстата, рост в ушедшем году составит около 1,5%.

Рост экономики — положительный знак, но его высокие темпы оценивается неоднозначно. Эксперты ставят под сомнение как источники роста (рост инвестиций, особенно в нефтегазовой сфере, цен на нефть, финансового сектора и сельского хозяйства, который цикличен), так и качество данных, предлагаемых Росстатом.

Квартальная динамика ВВП и ИФО некоторых отраслей российской экономики, I кв. 2012 – III кв. 2017 года, %

Источник: Росстат, расчеты РБК Исследования рынков

Источником роста экономики страны могло бы стать внутреннее потребление, которое стимулировало рост ВВП до кризиса 2014 года. Но в федеральном и региональных бюджетах до 2020 года не предусмотрен рост расходов на зарплаты и социальные выплаты.

Судя по данным Росстата, в 2017 одним из факторов роста экономики стал рост инвестиций в основной капитал (+4,8% в 1 полугодии 2017 года, оценка Минэкономразвития — 4% по итогам года), особенно в нефтегазодобывающей сфере. По предварительной оценке, более половины инвестиций в 2017 году (около 1,1 триллиона рублей) пришлись на «мегапроекты» — «Силу Сибири» (26%), подготовку к Чемпионату мира по футболу (16%), реновацию в Москве (9%) и Крымский мост (5%).


Состояние розничной торговли

Один из ключевых драйверов российской экономики в 2010-2014 годах — рост потребительского спроса, который стимулировал развитие торговли и сферы услуг. Но в конце 2014 года темп роста упал из-за сокращения реальных доходов населения, высоких процентных ставок и снижения объемов потребительского кредитования.

2015-2016 годы были сложными для российской розничной торговли — доходы населения падали, импорт некоторых видов продукции из-за рубежа попал под запрет, произошла девальвация рубля. Ритейлерам, более зависимым от импорта (например, сеть SPAR, пришедшая в страну по франшизе), было сложно искать новых поставщиков. Оборот розничной торговли в номинальном выражении вырос в 2016 году на 2,8% только за счет значительного роста цен на продовольственные и непродовольственные товары.

В 2017 году рост цен, по данным Росстата, оказался рекордно низким (менее 3%), что повлияло на темпы роста выручки ритейлеров — практически у всех замедлился рост среднего чека.  

Вместе с ростом промо-активности это привело к снижению темпов роста выручки.

Динамика оборота розничной торговли в реальном выражении (в ценах 2017 года), 2006-2017, трлн рублей, %

Источник: Росстат, расчеты РБК Исследования рынков, 2017* — прогноз РБК Исследования рынков

Статистические оценки Росстата показали парадокс — в 2017 году реальные доходы населения падали, но оборот розничной торговли рос. Такое бывало раньше. Возможных объяснений несколько — рост кредитования, компенсационный рост зарплат у части населения и так далее.

Судя по данным ЦБ, кредитование растет за счет ипотечных кредитов, а растущий оборот объясняется «эффектом низкой базы» (оборот падал 2 года подряд и снизил объемы рынка до показателей 2010 года) и ростом зарплат. Скорее всего, такой рост оборота розничной торговли будет неустойчив.

Динамика оборота розничной торговли продуктами питания в реальном выражении (в ценах 2017 года), 2006-2017, трлн рублей, %

Источник: Росстат, расчеты РБК Исследования рынков, 2017* – оценка РБК Исследования рынков

Характерные для докризисного периода 2006-2008 годов высокие темпы роста пока недосягаемы: доходы населения продолжают падать, у Минэкономразвития и Минфина нет планов, нацеленных на увеличение социальных выплат. Рост оборота розничной торговли на 10% — практически нереальная величина.  


Тенденции развития продуктовой розницы

  • Консолидация рынка

Крупнейшие торговые сети продолжают увеличивать свою долю на рынке — она достигла 28,5%. Судя по планам игроков и сокращению количества несетевых торговых точек, их доля достигнет 38-40% к 2020 году. В 2017 году обанкротилось еще больше региональных ритейлеров, и предпосылок для улучшения ситуации пока нет.

Степень консолидации рынка (доля 10 крупнейших игроков в обороте розничной торговли продуктами питания), 2008 –2017 гг., %

Источник: РБК Исследования рынков

  • Технологизация ритейла

Работы у розничных продуктовых сетей становится все больше. В 2017 году ритейл начал внедрять онлайн-кассы. Из-за этого растут инвестиции в IT-технологии — доля затрат на IT у крупнейшего российского ритейлера X5 Retail Group в 2017 году достигла 10%. Согласно оценкам РБК Исследования рынков, объем инвестиций в IT в розничной торговле превысил 54 миллиарда рублей в прошлом году.

Использование технологии Big Data и распознавания лиц, безопасность, контроль за наличием продуктов, кассы самообслуживания, работа логистических центров, онлайн-кассы и электронный документооборот с поставщиками — длинный, но не полный список новых технологий в современном ритейле. Безусловно, интерес к теме подогревается и открытием интернет-магазинов — в 2017 году их открыли «Перекресток» и «Глобус», Ozon запустил торговлю продуктами категории fresh, а о готовности присоединиться заговорили в «Ашане» и других сетях.

Ритейлеры все активнее сотрудничают со стартапами и даже создают собственные инкубаторы. Розничная торговля постепенно становится одним из самых технологичных секторов российской экономики.

  • «Дискаунтеризация» региональных рынков

Продолжающееся падение реальных доходов населения и активное развитие федеральных сетей приводит к вынужденному уходу региональных в сегмент «жестких» и «мягких» дискаунтеров, продуктовых рынков. Потребители, вынужденные экономить из-за падения доходов и роста цен на продукты питания, все чаще выбирают дискаунтеры.

Причина роста их популярности очевидна — уже несколько лет подряд важнейшим фактором при выборе магазинов у россиян остается цена.

На какие характеристики продуктового магазины Вы обычно ориентируетесь при его выборе* по ПОЛУ респондентов, % от общего числа респондентов, указанного пола

Источник: РБК Исследования рынков, * — был возможен выбор нескольких вариантов

Крупные сибирские ритейлеры с конца 2014 года активно развивают дискаунтеры, а красноярский «Светофор», вышедший на рынок Москвы и МО в 2017 году, продолжает активно наращивать количество точек и увеличивать выручку — он уже входит в список 20 крупнейших сетей России.


Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 ABC-анализ в бизнесе: что такое, для чего нужен и как проводится
  2. 2 Инструменты на основе ИИ, которые помогают предотвращать травмы на производстве
  3. 3 Бизнес-модель open source: как зарабатывают на альтруизме
  4. 4 Сложная продуктовизация: как вывести разработанный программный продукт на рынок и добиться его монетизации
  5. 5 Адаптация рынка мобильной разработки: что изменилось за последние годы?
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти