Аналитики РБК Исследования рынков провели большой анализ российского рынка розничной торговли, выделили основные показатели за прошлый год и определили текущие тренды.
Другие отчеты РБК Исследования рынков смотрите по тегу.
Факторы роста экономики страны
После двухлетнего перерыва в 2017 году российская экономика вновь начала расти — согласно данным Минэкономразвития и Росстата, рост в ушедшем году составит около 1,5%.
Рост экономики — положительный знак, но его высокие темпы оценивается неоднозначно. Эксперты ставят под сомнение как источники роста (рост инвестиций, особенно в нефтегазовой сфере, цен на нефть, финансового сектора и сельского хозяйства, который цикличен), так и качество данных, предлагаемых Росстатом.
Квартальная динамика ВВП и ИФО некоторых отраслей российской экономики, I кв. 2012 – III кв. 2017 года, %
Источник: Росстат, расчеты РБК Исследования рынков
Источником роста экономики страны могло бы стать внутреннее потребление, которое стимулировало рост ВВП до кризиса 2014 года. Но в федеральном и региональных бюджетах до 2020 года не предусмотрен рост расходов на зарплаты и социальные выплаты.
Судя по данным Росстата, в 2017 одним из факторов роста экономики стал рост инвестиций в основной капитал (+4,8% в 1 полугодии 2017 года, оценка Минэкономразвития — 4% по итогам года), особенно в нефтегазодобывающей сфере. По предварительной оценке, более половины инвестиций в 2017 году (около 1,1 триллиона рублей) пришлись на «мегапроекты» — «Силу Сибири» (26%), подготовку к Чемпионату мира по футболу (16%), реновацию в Москве (9%) и Крымский мост (5%).
Состояние розничной торговли
Один из ключевых драйверов российской экономики в 2010-2014 годах — рост потребительского спроса, который стимулировал развитие торговли и сферы услуг. Но в конце 2014 года темп роста упал из-за сокращения реальных доходов населения, высоких процентных ставок и снижения объемов потребительского кредитования.
2015-2016 годы были сложными для российской розничной торговли — доходы населения падали, импорт некоторых видов продукции из-за рубежа попал под запрет, произошла девальвация рубля. Ритейлерам, более зависимым от импорта (например, сеть SPAR, пришедшая в страну по франшизе), было сложно искать новых поставщиков. Оборот розничной торговли в номинальном выражении вырос в 2016 году на 2,8% только за счет значительного роста цен на продовольственные и непродовольственные товары.
В 2017 году рост цен, по данным Росстата, оказался рекордно низким (менее 3%), что повлияло на темпы роста выручки ритейлеров — практически у всех замедлился рост среднего чека.
Вместе с ростом промо-активности это привело к снижению темпов роста выручки.
Динамика оборота розничной торговли в реальном выражении (в ценах 2017 года), 2006-2017, трлн рублей, %
Источник: Росстат, расчеты РБК Исследования рынков, 2017* — прогноз РБК Исследования рынков
Статистические оценки Росстата показали парадокс — в 2017 году реальные доходы населения падали, но оборот розничной торговли рос. Такое бывало раньше. Возможных объяснений несколько — рост кредитования, компенсационный рост зарплат у части населения и так далее.
Судя по данным ЦБ, кредитование растет за счет ипотечных кредитов, а растущий оборот объясняется «эффектом низкой базы» (оборот падал 2 года подряд и снизил объемы рынка до показателей 2010 года) и ростом зарплат. Скорее всего, такой рост оборота розничной торговли будет неустойчив.
Динамика оборота розничной торговли продуктами питания в реальном выражении (в ценах 2017 года), 2006-2017, трлн рублей, %
Источник: Росстат, расчеты РБК Исследования рынков, 2017* – оценка РБК Исследования рынков
Характерные для докризисного периода 2006-2008 годов высокие темпы роста пока недосягаемы: доходы населения продолжают падать, у Минэкономразвития и Минфина нет планов, нацеленных на увеличение социальных выплат. Рост оборота розничной торговли на 10% — практически нереальная величина.
Тенденции развития продуктовой розницы
- Консолидация рынка
Крупнейшие торговые сети продолжают увеличивать свою долю на рынке — она достигла 28,5%. Судя по планам игроков и сокращению количества несетевых торговых точек, их доля достигнет 38-40% к 2020 году. В 2017 году обанкротилось еще больше региональных ритейлеров, и предпосылок для улучшения ситуации пока нет.
Степень консолидации рынка (доля 10 крупнейших игроков в обороте розничной торговли продуктами питания), 2008 –2017 гг., %
Источник: РБК Исследования рынков
- Технологизация ритейла
Работы у розничных продуктовых сетей становится все больше. В 2017 году ритейл начал внедрять онлайн-кассы. Из-за этого растут инвестиции в IT-технологии — доля затрат на IT у крупнейшего российского ритейлера X5 Retail Group в 2017 году достигла 10%. Согласно оценкам РБК Исследования рынков, объем инвестиций в IT в розничной торговле превысил 54 миллиарда рублей в прошлом году.
Использование технологии Big Data и распознавания лиц, безопасность, контроль за наличием продуктов, кассы самообслуживания, работа логистических центров, онлайн-кассы и электронный документооборот с поставщиками — длинный, но не полный список новых технологий в современном ритейле. Безусловно, интерес к теме подогревается и открытием интернет-магазинов — в 2017 году их открыли «Перекресток» и «Глобус», Ozon запустил торговлю продуктами категории fresh, а о готовности присоединиться заговорили в «Ашане» и других сетях.
Ритейлеры все активнее сотрудничают со стартапами и даже создают собственные инкубаторы. Розничная торговля постепенно становится одним из самых технологичных секторов российской экономики.
- «Дискаунтеризация» региональных рынков
Продолжающееся падение реальных доходов населения и активное развитие федеральных сетей приводит к вынужденному уходу региональных в сегмент «жестких» и «мягких» дискаунтеров, продуктовых рынков. Потребители, вынужденные экономить из-за падения доходов и роста цен на продукты питания, все чаще выбирают дискаунтеры.
Причина роста их популярности очевидна — уже несколько лет подряд важнейшим фактором при выборе магазинов у россиян остается цена.
На какие характеристики продуктового магазины Вы обычно ориентируетесь при его выборе* по ПОЛУ респондентов, % от общего числа респондентов, указанного пола
Источник: РБК Исследования рынков, * — был возможен выбор нескольких вариантов
Крупные сибирские ритейлеры с конца 2014 года активно развивают дискаунтеры, а красноярский «Светофор», вышедший на рынок Москвы и МО в 2017 году, продолжает активно наращивать количество точек и увеличивать выручку — он уже входит в список 20 крупнейших сетей России.
Материалы по теме:
Кейс: как мы подготовили IT-системы для работы 12 тысяч магазинов к высокому сезону
Большие данные в ритейле: что они дают и как с ними работать
Uber в ритейле: как это работает
Как повысить продажи в e-commerce – пять проверенных способов
Хотите предугадывать будущее ритейла? Следите за рынком Китая
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 Центр макроэкономического анализа сообщил о «чеболизации» российской экономики
- 2 Big Data: какие ошибки совершают компании при анализе больших данных
- 3 Сделок в России становится больше: венчурные итоги 2 квартала 2024 года
- 4 ABC-анализ в бизнесе: что такое, для чего нужен и как проводится
- 5 Инструменты на основе ИИ, которые помогают предотвращать травмы на производстве
ВОЗМОЖНОСТИ
18 сентября 2024
18 сентября 2024
18 сентября 2024
19 сентября 2024
19 сентября 2024