Top.Mail.Ru
Колонки

Тренды foodtech в кризис: какие изменения стоит учитывать бизнесу?

Колонки
Андрей Черепанов
Андрей Черепанов

Операционный директор Catery

Алина Алещенко

Кризис заставил бизнес пересобраться, это коснулось также сервисов в сфере фудтеха. О том, что ждет отрасль в этом году, рассказал Андрей Черепанов, операционный директор Catery — сервиса для заказа еды в офис и на мероприятия. 

Тренды foodtech в кризис: какие изменения стоит учитывать бизнесу?

Локальные компании будут выходить на федеральный уровень

В новых условиях компании оптимизируют затраты и концентрируются на устойчивости бизнеса, поэтому избавляются от всех активов, которые не приносят прибыль.

И в этой точке происходит предсказуемая вещь: карта рынка начинает перестраиваться. Бизнес в регионах наращивает темпы и растет, быстро перестраиваясь в новых условиях.

Мы ожидаем, что локальные компании резко вырвутся на федеральный уровень: так, потенциальным покупателем сервиса «Кухня на районе» может стать петербургская фудтех-компания «Два берега». 


Читайте по теме:

FoodTech на распутье: что делать компаниям в условиях санкций

Карта FoodTech-рынка России

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

 

Экспансия на доступные рынки

Экспансия необходима для развития бизнеса, и компании идут в обход закрытых границ. «Яндекс Доставка» планирует запуститься в Перу и Мексике. Открытыми для российских компаний странами помимо Турции, Китая, ОАЭ и стран Латинской Америки остаются страны СНГ: Узбекистан, Казахстан, Грузия, Армения, и мы ждем в ближайшее время анонсов о запуске российских фудтех-сервисов в этих странах.

Кроме того, компании двинулись из столиц в область: «Яндекс Доставка», «Вкусвилл» и «Самокат» запустили доставку в Подмосковье — и это очень востребованная услуга.

Там, где у компаний нет возможности использовать свой капитал для масштабирования за счет собственных средств, на выручку придет модель франшизы: сейчас ее уже тестирует «Много лосося».

 

Бум b2b-решений для поставок продуктов

Рестораны ищут новых поставщиков: из-за закрытых границ возникли перебои с поставками свежей рыбы и морепродуктов, фруктов, ягод и овощей.

Сейчас рынок нуждается в готовых решениях, которые бы избавили бизнес от головной боли по поиску новых поставщиков и регулярной проверке сырья.

Необходим единый крупный маркетплейс, который соединит рестораны и дарк-китчен с поставщиками, обеспечит прозрачность поставок, постоянство качества и, что немаловажно, нужный объем продукции и при этом позволит закупать нужные продукты даже небольшими партиями.

Это большая работа, но игроки, которые смогут решить эту задачу, смогут быстро завоевать лидерские позиции.

 

Восстановление инвестиций

В 2020 году в foodtech-стартапы было инвестировано 2,4 млрд евро (это в 12 раз больше, чем в 2013 г.), а стоимость стартапов этого сегмента выросла на 156% по сравнению с 2019 г.

После начала кризиса все крупные инвестиционные сделки в России оказались заморожены. В то же время крупные инвесторы охотно вкладываются в развитие проектов за рубежом, чем активно пользуются предприниматели: так, YallaMarket, российский сервис по доставке еды в Дубае, привлек ангельские инвестиции от Федора Овчинникова. 

Однако я не думаю, что для того, чтобы получить возможность развивать бизнес, нужно переезжать.

Несмотря на то, что сейчас сервисы фиксируют незначительный спад заказов, бизнес в фудтехе остается перспективным и прибыльным, поэтому в ближайшее время инвестиционные сделки вернутся к жизни: сначала в формате небольшой поддержки, а затем, по мере того, как российский капитал будет возвращаться на Родину, величина вложений будет расти.

 

Спрос на альтернативные продукты

На фоне исчезновения с полок западных продуктов растет спрос на российские альтернативы. NielsenIQ фиксирует рост продаж растительных аналогов молочных и мясных продуктов в России за год на 19%. По прогнозам аналитиков АППаП, в 2022 году рынок может вырасти на 20-25%, до 15,5 млрд рублей.


Читайте также: С какими трудностями столкнулись производители растительного мяса и как они с ними справляются


Сейчас оптимальное время для компаний для того, чтобы запускать альтернативные продукты: самые популярные ― Nemoloko, Welldone, 365detox. При этом в настоящий момент рынок не насыщен, и есть место для новых крупных игроков и новых предложений. К примеру, молоко, снеки, сладости, веганские сыры и мясные продукты всегда в цене.

 

Рост популярности recycle и reuse в упаковке

В марте из-за нехватки красителей и полимерных материалов на 50% подорожали бумага и пластик, и компании ищут возможность снизить издержки.

Так, ритейл уже отказывается от печати чеков — то, что не смогла сделать экологическая пропаганда, оказалось под силу рублю. Мне кажется, что в ближайшее время трендом станет многоразовая или доступная к переработке экоупаковка.

Несмотря на то, что такая инициатива потребует затрат на организацию сбора, переработку или подготовку к повторному использованию, это будет дешевле закупки новой упаковки и, кроме того, позволит привлечь новых пользователей, поскольку до этого ни одна компания на рынке еще не представила такую возможность для пользователей.

 

Коллаборации

Коллаборации — новый черный. В условиях кризиса в фудтехе мы увидим больше win-win коллабораций, которые позволят компаниям расширить сегмент.

Уже сейчас широко используется сотрудничество с ритейлом, когда компании и рестораны устанавливают свои корнеры в крупных супермаркетах. Cервисы по доставке еды расширяют зону покрытия за счет коллаборации с каршерингами.

Кроме того, компании сотрудничают с локальными производителями и адаптируют их продукт под свой СТМ. Ресторанные сети также расширяют свою аудиторию и выходят на рынок корпоративного питания через соответствующие агрегаторы.

В будущем возможен шеринг складских площадей и дарксторов для хранения продукции.

 

Развитие экосистем на базе фудтех-сервисов

До кризиса фудтех-сервисы становились частью крупных экосистем. Но сейчас, когда гиганты временно приостанавливают инвестиции, компании будут самостоятельно занимать новые ниши.

Так, Delivery сейчас доставляет не только блюда из ресторанов и продукты питания, но также лекарства и зоотовары и тем самым выходит уже на рынок ритейла.

Фудтех-компании будут искать для себя новые способы увеличить прибыль и развивать сайд-проекты, в том числе не связанные с едой. Сама по себе сфера общественного питания диктует необходимость создания рынка услуг вокруг привычных сервисов: это могут быть логистические сервисы по доставке еды, платформы для фудшеринга или прокат транспорта для курьеров.


Фото на обложке: Shutterstock / Stock-Asso

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как раскрутить свой бизнес
  2. 2 Матрица Ансоффа: что это, как построить и использовать стратегию проникновения в бизнесе
  3. 3 Программа лояльности клиентов: что это и какие цели бизнеса решает
  4. 4 Ностальгия: почему мы платим за это
  5. 5 Гибридные офисы — чем они отличаются от обычных и кому подойдут
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!