Колонки

Международный бизнес vs коронавирус: как решить 7 главных юридических проблем

Колонки
Анна Хрусталева
Анна Хрусталева

руководитель юридического отдела Acsour

Ольга Лисина

Ограничительные меры, связанные с эпидемиологической ситуацией, сильно ударили по международным компаниям.

Многие оказались не готовы к запрету въезда на территорию других стран, переходу на дистанционную работу, невозможности осуществлять поставки. Этот список можно продолжать бесконечно. 

Как справиться с возникшими законодательными препятствиями и свести риски компании к минимуму? Рассказывает Анна Хрусталева, руководитель юридического отдела Acsour.

Международный бизнес vs коронавирус: как решить 7 главных юридических проблем

1. Что делать с сотрудниками, когда границы закрыты и приостановлена выдача виз иностранным гражданам?


Практика показывает, что в международных компаниях в России руководящие должности зачастую занимают экспаты. Текущая мировая ситуация ограничивает возможность найма иностранных специалистов, а также их передвижения по миру. 

Россия не стала исключением — 16 марта было введено временное ограничение въезда в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. МВД также приостановило оформление и выдачу приглашений на въезд на территорию страны в целях обучения и осуществления трудовой деятельности. 

Здесь важно уточнить, что в пока (до поступления новых официальных разъяснений и законодательных изменений) структура ограничила прием документов только в отношении новых работников из иностранных государств: правило не распространяется на тех экспатов, кто уже находится на территории России. 

Выйти из ситуации можно только в случае, если иностранный сотрудник будет осуществлять свою работу дистанционно. Если, взвесив все «за» и «против», вы приняли это управленческое решение, то необходимо издать Приказ об изменении режима работы и подписать дополнительное соглашение об изменении условий труда — о дистанционной работе по адресу проживания (или пребывания) работника. 

В документе необходимо описать порядок обеспечения оборудованием для выполнения трудовых функций, предоставления отчета о трудовой деятельности и условия электронного документооборота между работником и работодателем. При этом вы можете подписать такое допсоглашение с сотрудником дистанционно с помощью усиленной квалифицированной электронной цифровой подписи.

Если такое решение принять невозможно, возникает вопрос корректного расторжения трудовых отношений с действующим иностранным сотрудником. В такой ситуации мы рекомендуем применять наиболее бесконфликтную форму — расторжение трудового договора по соглашению сторон.


RB.RU готовит большое обновление — и мы хотим учесть пожелания и интересы вас, наших читателей. Если вы готовы поделиться своим мнением об RB.RU, переходите по ссылке, чтобы заполнить короткую анкету.

Такой способ позволит минимизировать риск возникновения судебных трудовых споров, оптимизировать затраты компании на персонал и обеспечить передачу дел экспата новому сотруднику – гражданину РФ, который сможет немедленно приступить к выполнению трудовых обязанностей и генерации выручки компании.

 Найм новых сотрудников следует оформлять по срочному трудовому договору или на постоянные ставки — для сопровождения длительных или систематических бизнес-процессов.

При этом при выборе любого из двух указанных путей не забудьте внести изменения в действующие локальные акты, чтобы отразить нововведения в деятельности штата компании, а также в корпоративные документы.


2. Как организовать антикризисное управление?


Говоря о международных холдинговых компаниях, важно понимать, что каждый из филиалов будет использовать унифицированные документы, разработанные в соответствии с правовой спецификой региона, в котором он расположен. В текущей ситуации антикризисное управление важно выстроить на трех составляющих:

  • политике непрерывности бизнеса, 
  • антикризисном органе управления,
  • плане антикризисных мер. 

Все три пункта нуждаются не только в стратегической, но и правовой составляющей.

Политика непрерывности бизнеса регулирует работу компании в условиях чрезвычайных ситуаций, минимизирует их влияние на ведение бизнеса и позволяет добиться стабильности в сотрудничестве с клиентами. Такой документ позволит взять под контроль возникающие и предполагаемые риски, оценить критически действующие бизнес-процессы и минимизировать ущерб от негативных последствий чрезвычайных ситуаций.

При составлении Политики чаще всего компании берут за основу уже существующие международные стандарты. В связи с текущей эпидемиологической ситуацией многие компании переходят на удаленный режим работы, в рамках которого применение подобных практик в отношении менеджмента информационной безопасности особенно актуальны. 

Подобные политики требуют введения антикризисного органа управления. Международные компании решают данный вопрос централизованно и в тоже время локально, на местах, с учетом местных особенностей ведения бизнеса. Такой подход делает филиалы более оперативными и подготовленными к предстоящим событиям с учетом опыта зарубежных коллег.

При введении антикризисного органа управления необходимо внести изменения в корпоративные документы, принять локальный акт о его деятельности, оговорив состав.

При формировании подобного органа важно включить представителей ключевых департаментов: юридического, финансового, технического, HR. Ведь они будут совместно принимать и реализовывать меры контроля кризисной ситуации в рамках деятельности компании. 

Также для антикризисного органа управления компании формируется План по кризис-менеджменту. Этот свод правил обязует принимать максимально эффективные решения в сжатые сроки, заботясь о здоровье сотрудников и стабильности операционной деятельности компании.

Вводится такой план локальным актом, регулирующим условия работы и исполнение обязанности работодателя по обеспечению гарантий безопасности условий труда, охране труда работников, применения санитарно-эпидемиологических мер. 


3. Как обмениваться документами внутри компании и с контрагентами?


Юридическое решение — внедрение системы внутреннего и внешнего электронного документооборота. В условиях цифровизации общества, большого информационного потока, масштабируемости деятельности компании ценность внедрения электронного документооборота приобретает особое значение. Это позволит достичь основной цели — обеспечить непрерывность бизнеса.



Юридически значимый обмен внутренними электронными документами в компании необходимо оформить посредством подготовки следующих локальных актов:

  • Положение об организации использования электронной подписи;
  • Положение о внутреннем электронном документообороте;
  • Соглашение об использовании электронной подписи между работником.

Для обмена электронными документами с контрагентами важно подготовить: 

  • Положение об организации использования электронной подписи при внешнем электронном документообороте;
  • Положение о внешнем электронном документообороте.
  • Типовую форму договора о внешнем электронном документообороте между контрагентом и компанией;
  • Договор с контрагентом об использовании внешнего электронного документооборота; 
  • Договор с удостоверяющим центром об использовании ЭЦП.

4. Как провести важную сделку без личного присутствия гендиректора?  


В ситуации, когда особо важные сделки от имени общества совершаются генеральным директором как единоличным исполнительным органом общества, компания становится заложником необходимости его постоянного очного присутствия.

Сохранить контроль за реализацией бизнес-стратегии международной компании в России поможет изменение структуры корпоративного управления.

Законодательство позволяет назначить нескольких генеральных директоров, которые будут вправе действовать совместно или по отдельности от имени компании — иностранного гражданина и гражданина РФ. 


5. Что делать, если производства на территории других стран приостановили работу? 


В силу сложившейся мировой обстановки далеко не все развитые и развивающие страны способны обеспечить бесперебойность работы заводов, находящихся на их территории. Риск приостановки деятельности заводов таких компаний увеличивается, если речь идет не о системообразующих и социально важных производствах. 

Аренда или приобретение завода на территории России может стать эффективным решением в сложившейся ситуации, особенно с учетом закрытых границ. Одновременно это поможет решить вопрос поставки товара на рынок России.


6. Как защитить корпоративные данные?


В условиях удаленной работы международные компании зачастую сталкиваются с недобросовестными участниками оборота, желающими получить доступ к конфиденциальной информации для дальнейшего ее использования в своей деятельности. 

Помимо обеспечения информационной безопасности компании мы рекомендуем задуматься о введении локальных документов, регламентирующих технические меры информационной защиты.

Найденный баланс между усилением мер контроля безопасности ведения бизнеса и отсутствием нарушения прав сотрудников, работающих удаленно, усилит ваш бизнес.


7. Как вернуть деньги за участие в отмененных международных мероприятиях, брони гостиниц и авиабилеты сотрудников?


Многие крупные игроки event-индустрии были вынуждены отменить проведение мероприятий в этом году. В данный список попали Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) и Петербургский Международный Юридический Форум (ПМЮФ). В связи с этим международные компании стали обращаться к организаторам с требованиями по возврату денежных средств. 

Мы советуем для начала перечитать договор — у контрагентов из этой сферы нередко встречается такое условие возврата, как отмена или перенос дат проведения. В таком случае вам достаточно направить официальное письмо на имя исполнителя услуг для возврата денежных средств.

Решить вопрос положительно удается почти всегда, если вы отказываетесь от участия добровольно и ссылаетесь на пандемию как обстоятельство форс-мажора.

Более того, 26 марта Торгово-промышленная палата РФ издала Приказ № ПР/0315, подтверждающий признание пандемии из-за вспышки новой коронавирусной инфекции COVID-2019 в качестве обстоятельства форс-мажора в отношении международных и внешнеторговых контрактов, а также договоров, заключаемых между российскими субъектами предпринимательской деятельности.


Фото на обложке и в тексте: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Коронавирус как форс-мажор: что делать, если ваша компания не может исполнять договорные обязательства?
  2. 2 Коронавирус против офисов: что делать работодателям?
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти