Колонки

Коронавирус против офисов: что делать работодателям?

Колонки
Андрей Кузьмин
Андрей Кузьмин

Адвокат, кандидат юридических наук, старший партнер Адвокатского бюро «Титов, Кузьмин и партнеры»

Софья Федосеева

В числе прочих негативных последствий для бизнеса эпидемия COVID-19 влечет еще и дополнительные юридические риски перед работниками. 

Андрей Кузьмин, адвокат и старший партнер адвокатского бюро «Титов, Кузьмин и партнеры», отвечает на главные вопросы работодателей и объясняет, какие действия предпринять, чтобы позаботиться о сотрудниках и своей ответственности при негативном сценарии.

Коронавирус против офисов: что делать работодателям?

Насколько серьезна текущая ситуация с юридической точки зрения?

Для начала немного общих слов о том, что происходит.

Есть Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этот закон регулирует отношения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Он предусматривает, что для предупреждения ЧС может устанавливаться режим повышенной готовности.



Такой режим был установлен Указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 года № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности». А в результате развития ситуации в этот Указ были внесены изменения (Указ Мэра Москвы от 16 марта 2020 года № 21-УМ). В ряде других регионов России также ввели режим повышенной готовности.


Какие обязанности это накладывает на работодателей?

В Москве для работодателей введены следующие обязанности:

  • организовывать изменение температуры и отстранять от работы сотрудников, у которых она повышена;
  • оказывать содействие работникам, которые находятся в самоизоляции;
  • при поступлении запроса из Роспотребнадзора незамедлительно сообщать обо всех контактах зараженного и проводить дезинфекцию помещений;
  • не допускать на рабочие места работников, прибывших из Китая, Южной Кореи, Ирана, США, Великобритании, стран ЕС и других европейских стран, а также тех, в отношении которых врачами принято решение об изоляции.

Обязательно переводить сотрудников на удаленный режим работы?

На текущий момент требований о полном переводе сотрудников на удаленную работу нет. Однако при негативном развитии событий такие меры могут быть приняты. 

15 топ-менеджеров, которые вывели свои компании на лидирующие позиции в рейтинге ESG.

Если организация не может работать дистанционно, то возникает вынужденный простой, который оплачивает по тарифу 2/3 от оклада. 

Для перехода на дистанционную работу необходимо принять соответствующий приказ и установить порядок такой работы, а также ознакомить с ним работников под подпись.


Что делать, если сотрудники продолжают работать в офисе?

Одной из основных обязанностей работодателя в соответствии с Трудовым кодексом РФ является обеспечение безопасных условий труда. Поэтому если организация не установила режим дистанционной работы, необходимо принять меры по профилактике заболевания. 



В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 6 от 13.03.2020 года «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019», юридическим лицам предписано:

  • проводить обязательную дезинфекцию контактных поверхностей во всех помещениях в течение дня;
  • использовать оборудование по обеззараживанию воздуха;
  • иметь запас дезинфицирующих средств для уборки помещений и обработки рук сотрудников;
  • ограничить проведение очных совещаний и перейти на дистанционные способы.

Также можно руководствоваться рекомендациями Роспотребнадзора применительно к ОРВИ и проинформировать сотрудников о методах профилактики ОРВИ для граждан и рекомендациях Роспотребнадзора применительно к коронавирусной инфекции.

Если говорить о конкретных документах, то существуют Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2. 3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций». Там есть следующие обязанности по профилактике для организаций:

  • Руководители организаций, чьи сотрудники относятся к группам риска (работники медицинских и образовательных учреждений, торговли, общественного питания, транспорта), должны принимать меры по проведению неспецифической профилактики ОРВИ (она описана в главе XII). 
  • Руководителям прочих организаций предписано проводить профилактические прививки сотрудникам в соответствии с действующими нормативными правовыми документами (пункт 8.4). Но в случае с коронавирусом вакцины пока на стадии испытаний, поэтому данная обязанность нереализуема.
  • Также документ предполагает принятие мер по защите работающего персонала от заболевания, особенно в организациях с высоким риском распространения вирусов: в предприятиях торговли, в сфере обслуживания, на общественном транспорте (пункт 9.8.). Но конкретные меры не описаны и остаются на усмотрение работодателя.
  • В документе зафиксировано, что организации должны выполнять мероприятия плана по профилактике гриппа и ОРВИ. При этом сам план утверждается каждый раз отдельно. В отношении коронавируса такого плана пока нет.

Чем грозит компании нарушение этих правил?

В случае, если работодатель нарушает режим повышенной готовности, он может быть привлечен к ответственности по статье 20.6 КоАП РФ (штраф для должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; для юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей). 

В случае, если не предпринимаются меры по профилактике ОРВИ, штраф может быть наложен по статье 6.3. КоАП РФ (для должностных лиц — от 500 до 1000 рублей, для юридических лиц — от 10 тысяч до 20 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).


Можно ли не платить арендную плату в связи с переходом на удаленку? 

Один из самых актуальных вопросов — это возможность ведения переговоров с арендодателем из-за режима повышенной готовности. В настоящий момент самые жесткие требования установлены в отношении организаций, связанных с проведением спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий, которым запрещено вести такую деятельность — пока до 10 апреля 2020 года. 

Также ограничены досуговые мероприятия в сфере культуры, физкультуры и спорта, выставочной, развлекательной и просветительской деятельности в закрытых помещениях с участием более 50 человек. 

Организации, которые терпят убытки непосредственно от этих ограничений, не могут исполнять свои обязательства по независящим от них обстоятельствам. Чаще всего в договорах такие обстоятельства называют форс-мажором. 

Поэтому если вы понимаете, что допустите просрочку по своим обязательствам, то вам необходимо направить своим контрагентам соответствующие уведомления в порядке, который предусмотрен договором.

Резюмируя: пока что к форс-мажору могут обратиться только те, кому запретили проводить мероприятия. Офис может относиться к этому только в том случае, если текущие или будущие запреты будут его касаться. Но важно понимать, что даже если появится официальное распоряжение властей с требованием о переводе организаций и предприятий на удаленный режим, оно будет считаться форс-мажором только в той мере, в которой повлияет на финансовое состояние компании. 



Если компания может работать удаленно, без присутствия сотрудников в офисе, и продолжает генерировать выручку, понятие форс-мажора к ней не применимо. Если же компания не может работать без офиса и сможет доказать это, то это будет считаться форс-мажором.


Фото в тексте и на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Оперативные меры и онлайн-питчинг: как стартапам искать финансирование в условиях эпидемии коронавируса
  2. 2 Комендантский час, патрули и запрет на въезд: Москву могут закрыть на карантин — СМИ
  3. 3 Как провести мозговой штурм с командой, которая недавно перешла на удаленную работу
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти