Top.Mail.Ru
Колонки

Полезная рефлексия: как начать учиться на собственных ошибках в бизнесе

Колонки
Сергей Бекренев
Сергей Бекренев

Президент ГК «ЕЮС» и основатель Els Space

Ахмед Садулаев

Любой бизнес не защищен от ошибок: часто развитие предполагает нестандартные и смелые решения. Правильная реакция компании на неудачи говорит о перспективе ее роста: слабый бизнес тонет, а сильный использует промахи как ступени к вершине.

Но для того чтобы извлекать пользу от ошибок, нужно правильно рефлексировать и разбирать свои действия. О том, как это делать, рассказал президент ГК «ЕЮС» и основатель Els Space Сергей Бекренев.

Полезная рефлексия: как начать учиться на собственных ошибках в бизнесе

 

Сигнал к действию

Бизнес может укреплять и удерживать позиции на рынке, только постоянно развиваясь. Но на этом пути невозможно всегда попадать в яблочко. Поэтому правильный разбор совершенных ошибок позволяет увидеть свои слабые места. А «подсвеченные» недочеты — это уже конкретные цели для исправления.


Читайте по теме: 5 проблем в аналитике, снижающих эффективность маркетинга и продаж


 

Как же правильно работать с ошибками?

Шаг 1. Восстановить механизм ошибки

Перестав умножать неправильные действия, нужно поэтапно записать шаги, которые привели к ошибке. Например, какие технологии и подходы к работе использовались, какие сроки были поставлены, кто из сотрудников был задействован в проекте (если это ошибка проекта), с какого момента результат стал негативным.

Также стоит вспомнить, говорили ли работники о возможных проблемах, которые в итоге появились.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

Можно привести такой пример: в одной компании выпустили мобильное приложение, но клиенты начали жаловаться на его функционал. Восстановив механизм ошибки, в компании выяснили, что баги были еще на этапе тестирований, но руководитель проекта почему-то все равно решил выпустить его на рынок, скрыв проблему. Приложение в итоге доработали, а руководителя отдела убрали с должности.

 

Шаг 2. Проанализировать ошибку

Для анализа необходимо четко сформулировать проблему. А затем вместе с командой ответить на вопросы. Почему произошли действия, которые привели к ошибке? Можно ли было ее предвидеть? Есть ли шанс после обнаружения «неисправности» что-то изменить? 

Например, в молодом учебном центре запустили новый образовательный курс в сфере IT. Но спрос на него оказался ниже ожидаемого, хотя тематика очень актуальна. 

Анализ помог понять, где был сделан неправильный шаг: продукт был направлен не на ту целевую аудиторию. Позиционировалось, что курс поможет человеку стать специалистом с углубленными знаниями, но по факту курс содержал первичную базовую информацию. И это становилось понятно после первого пробного урока.

 

Шаг 3. Найти решение

Для этого в компании стоит проводить совещания. Сначала — с руководством отделов и при необходимости с главой проекта, чтобы найти ответы на вопросы и выслушать варианты выхода из ситуации. Затем решение принимает уже топ-менеджмент.

После того, как будут одобрены новые формы и стратегии работы, их нужно донести до исполнителей, чтобы они незамедлительно приступили к реализации, ведь всегда есть вероятность, что конкуренты обгонят вас.

В рамках итогового совещания необходимо четко поставить цели и задачи сотрудникам, объяснить новые принципы работы, познакомить с дорожной картой.

После жалоб клиентов на вкус одного блюда, руководство ресторана разобралось в причине. Оказалось, что мак неправильно подготавливали перед приготовлением десерта, и из-за этого он горчил. После доработки технологической карты поварам объяснили новые принципы работы.

В нашей работе тоже были ошибки, но в итоге они становились толчком к росту, потому что в компании их правильно анализировали и исправляли.

Так, в работу внедряли робота-юриста. Планировалось, что этот продукт уменьшит время обработки запросов клиентов на 35-40%. Робот-юрист должен был взять на себя частые и рядовые запросы (как заполнить документ, составить иск или подать жалобу), чтобы специалисты занимались более сложными задачами.

Но после запуска проекта (даже после многочисленных проверок) оказалось, что в работе есть недочеты — проблемы в координации робота и CRM-системы.

Тогда специалисты начали думать над устранением проблемы: полностью восстановили механизм ошибки и выяснили ее причину — это оказался технический момент. IT-отделу поставили новые задачи, они исправили недочет и проект запустили вновь. Сейчас программа достигла поставленных целей и успешно реализуется на рынке. 

Однажды на ошибку нам указал сам клиент. Он написал, что при использовании приложения «ЕЮС» для дистанционных консультаций на некоторых устройствах у него не всегда проходят видеозвонки. Специалисты проанализировали этот факт и нашли техническую ошибку, которую смогли оперативно исправить. А клиенту от лица компании направили благодарственное письмо.

 

Работа над ошибками

Один из важных параметров качественной рефлексии — умение задавать себе правильные вопросы. Каждая компания формирует их, исходя из собственных принципов работы. Но можно выделить общие вопросы для опоры:

  • Какие технологии и подходы использовались в работе?
  • С какого момента результат стал негативным? 
  • Почему произошли действия, которые привели к ошибке? Можно ли было ее предвидеть?
  • Говорили ли работники о возможных проблемах?
  • Какие есть варианты решения проблемы?
  • Что дал компании этот опыт? Какие выводы были сделаны?
  • Можно ли использовать этот опыт где-то еще?
  • Что новое о деятельности компании открылось из-за ошибки?

Любой руководитель может основываться на этих вопросах, добавляя уточнения исходя из специфики своего бизнеса. В идеале стоит искать ответы вместе с командой. 

И глава бизнеса, и руководители отделов, и линейные сотрудники должны в итоге понять, что рефлексия — это не пустая трата времени, а путь к развитию. Причем и в короткой перспективе (для решения конкретной проблемы), и в длительной (для укрепления позиций на рынке и устойчивости бизнеса).


Читайте также:

7 смертных грехов креатива

Как не выгореть при долгом поиске работы: 7 советов


 

Как получить максимум

  • Восстановить механизм ошибки. Например, какие технологии и подходы к работе использовались, какие сроки были поставлены, кто из сотрудников был задействован, с какого момента результат стал негативным.
  • Проанализировать ошибку. Для этого необходимо четко сформулировать проблему. А затем вместе с командой разобраться: почему произошла ситуация, которая привела к ней; можно ли было это предвидеть, не поздно ли исправить.
  • Найти решение. В этом помогут совещания. А после того как будут одобрены новые формы и стратегии работы, их нужно донести до исполнителей, — четко поставить цели и задачи сотрудникам, объяснить принципы работы, определить конкретные шаги. Затем незамедлительно переходить к реализации.
  • Выделить общие вопросы для рефлексии, на которые будет опираться бизнес. В идеале искать ответы стоит вместе с командой.

Фото: Nidvoray / Shutterstock

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как проекту о путешествиях получить 285 заявок в «VK Рекламе» и снизить стоимость брони на 25% за три месяца
  2. 2 Это мэтч: как бизнесу выбрать формат благотворительности
  3. 3 Зачем BI среднему и малому бизнесу: пять понятных сценариев
  4. 4 Для руководителей, которые забыли слово «отпуск»: как Wazzup внедрил внутреннюю экономику
  5. 5 Как продвигать мобильные приложения прямо сейчас? Кейс FitStars
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти