Колонки

Ищете SEO-специалиста? Вот что нужно знать перед наймом

Колонки
Дмитрий Лашманов
Дмитрий Лашманов

SEO-специалист в MediaNation

Ирина Печёрская

SEO нужно всем коммерческим сайтам, в тематике которых есть поисковый спрос. Если пользователи запрашивают товары или услуги через поиск «Яндекса» и Google и вы не единственные, кто может закрыть потребности пользователей, значит, вам придется побороться за место в топе органической выдачи. С каждым годом процесс продвижения сайта становится все сложнее и требует больших знаний и опыта. Поэтому, чтобы попасть в топ, необходима помощь SEO-специалистов.

Однако, успех продвижения сайта зависит не только от выбранного подрядчика, но и от самого заказчика: насколько он хорошо понимает, что именно хочет получить от SEO, располагает ли он возможностями для достижения своей цели, готов ли он полностью довериться специалистам и дисциплинированно внедрять рекомендации. Дмитрий Лашманов, SEO-специалист в MediaNation, рассказал о том, что же должен знать клиент о SEO, прежде чем обратиться к специалистам за продвижением сайта.

Ищете SEO-специалиста? Вот что нужно знать перед наймом

Тест: узнай, сможешь ли ты грамотно выйти на рынок в другой стране

Определите цели SEO и оцените свои возможности

Как и все в маркетинге, работа над продвижением сайта начинается с целеполагания. Может показаться, что у SEO только одна цель — подняться в топ органической выдачи. На самом деле, целей гораздо больше. Вот несколько примеров:

  • увеличить поисковый трафик;
  • увеличить небрендовый поисковый трафик;
  • увеличение конверсий;
  • увеличение трафика на коммерческие страницы;
  • привлечение дополнительного информационного трафика;
  • рост позиций в поисковых системах;
  • занять позиции в топ-10 рейтинга лидеров тематики;
  • обогнать определенных конкурентов.

Если нет конкретных целей и возникает проблема с четкой постановкой задачи, лучше прямо сказать об этом SEO-специалисту, который поможет определить цели продвижения и выстроить эффективную стратегию для каждого проекта. 

При выборе цели SEO необходимо учитывать возможности компании. В некоторых случаях клиенты не всегда могут внедрить все рекомендации, которые выдает SEO-специалист. Например, в финансовых или медицинских тематиках размещение определенной информации требует согласования с юристами. Или клиент не может менять структуру сайта в силу каких-то обстоятельств.

Об этом нужно сообщить SEO-специалисту заранее, чтобы стратегия продвижения учитывала эти ограничения. Опытные специалисты могут найти выход из подобных ситуаций.

 

Пример хорошего кейса

Клиент — медицинская клиника. Цель отдела маркетинга — увеличить количество звонков и записей на процедуры. Задача SEO-отдела — увеличить поисковый трафик на сайт. 

Что было сделано: был проведен аудит технической составляющей сайта, скорректированы проблемы, которые мешали ранжированию сайта. Проведен анализ коммерческих факторов и аудит содержания страниц клиента и его конкурентов. 

На основании аудита были составлены рекомендации по доработке визуала страниц и коммерческой составляющей сайта. На страницы услуг было добавлено больше конверсионных элементов. Например, рядом с кнопкой «Записаться на процедуру» добавлена кнопка «Записаться на бесплатную консультацию». Формы записи также были размещены в середине страниц и в конце страниц услуг.

Большая часть поисковых запросов являются информационными, однако явный интент запроса не всегда носит информационных характер, например, «ботокс для лица». Мы предположили, что ряд пользователей по данному запросу будут искать услугу. Поэтому мы доработали статью таким образом, чтобы пользователи могли записаться на процедуру, не уходя со страницы статьи.

В результате проведения работ по доработке сайта за год нам удалось увеличить поисковый трафик более чем в четыре раза (со 160 до 670 переходов в сутки).

 

 

Стратегию продвижения определяет SEO-специалист в ходе аудита сайта

Определить правильную стратегию продвижения и сделать точный прогноз роста трафика без проведения SEO-аудита крайне сложно. Для того, чтобы определить положение сайта и изучить конкурентов и лидеров, необходимо провести комплексный SEO-аудит.

Чаще всего в аудит входят следующие работы:

  • сбор подробного семантического ядра;
  • построение структуры сайта;
  • технический анализ сайта;
  • анализ содержания страниц сайта и конкурентов;
  • подготовка ТЗ для доработки содержания страниц;
  • анализ коммерческих факторов и подготовка ТЗ для их доработки;
  • анализ сайта на EAT и соответствие требованиям Google к YMYL сайтам;
  • анализ текстов;
  • анализ мета-тегов и подготовка рекомендаций по их доработке;
  • анализ ссылочной массы;
  • аналитика: анализ тематики и спроса, анализ положения сайта в тематике, анализ положения конкурентов, анализ источников трафика и поведения пользователей на сайте, выводы;
  • составление стратегии продвижения.

Только по результатам аудита можно будет выстроить стратегию продвижения и сделать приблизительный прогноз роста трафика

Стоит учитывать, что рост позиций и трафика зависит по большей части не от SEO-специалистов, а от качества и скорости внедрения предложенных рекомендаций. Если клиент не внедряет рекомендации или не учитывает требования SEO-специалиста в доработке тех или иных блоков, рост трафика будет затруднен или совсем будет отсутствовать.

 

Почему не стоит ограничиваться только SEO-аудитом сайта

SEO-аудит поможет выстроить стратегию продвижения, расставить приоритеты внедрения задач и спланировать порядок внедрения рекомендаций. Внедрение каждой рекомендации должно происходить под контролем оптимизатора, а после внедрения необходима обязательная проверка на появление новых ошибок или проблем, которые необходимо оперативно устранить.

Владельцы бизнеса с помощью SEO-аудита могут оценить, насколько полно они могут внедрить предложенные рекомендации. Необходима также детальная проработка отдельных страниц сайта. Необходимо составить план развития сайта и ежемесячно прорабатывать отдельные страницы и разделы, следить за динамикой позиций сайта, определять, какие внедренные рекомендации дают результат. В ходе анализа динамики позиций и трафика необходимо иногда корректировать стратегию продвижения. Она может меняться в зависимости, например, от сезонности.

После внедрения ряда рекомендаций необходимо проводить реаудит технической части сайта на наличие новых ошибок. Раз в полгода желательно обновлять конкурентный анализ и анализ содержания страниц сайта, так как конкуренты тоже работают над своими сайтами, дорабатывают и улучшают функционал, добавляют новые элементы. 

 

Пример хорошего кейса

Для клиента был подготовлен подробный SEO-аудит, в котором мы обозначили основные технические проблемы, затрудняющие рост позиций и поискового трафика. Был подготовлен сравнительный анализ содержания страниц сайта с конкурентами и выданы рекомендации по доработке содержания страниц. Сайт был проверен на соответствие требованиям Google к сайтам медицинских тематик и был проведен подробный анализ мета-тегов, а также подготовлены рекомендации по их коррекции. 

На основании аудита мы подготовили стратегию продвижения на несколько месяцев. С клиентом была налажена коммуникация, задачи ставились отделу разработки напрямую через таск-менеджер, где также обсуждались вопросы по внедрению. 

На протяжении всего периода сотрудничества мы внедряли все рекомендации, мониторили сайт на наличие новых технических ошибок, постепенно выдавали рекомендации для корректировки мета-тегов и доработке содержания страниц, следили за динамикой позиций и трафика, а в случае необходимости корректировали стратегию продвижения и искали новые точки роста. 

За восемь месяцев сотрудничества нам удалось увеличить поисковый трафик более чем в 2,5 раза: с 754733 до 1950000 переходов в месяц.

 

 

Пример плохого кейса

Мы подготовили для клиента подробный SEO-аудит и стратегию продвижения. На первом этапе обозначили приоритетные рекомендации, которые затрудняют рост позиций сайта в поисковой системе «Яндекс»:

  • на страницах каталога размещены спамные SEO-тексты;
  • на страницах каталога для карточек товаров не выведены анкоры ссылок с названиями товаров;
  • на многих страницах каталога отсутствуют заголовки h1;
  • многие страницы требуют доработки мета-тегов;
  • пагинация в каталоге выводится через JavaScript.

После внедрения наиболее приоритетных рекомендаций необходимо было приступить к внедрению остальных в порядке их приоритетности. Мы предположили, что решение первых четырех проблем позволит выйти сайту в топ-10 «Яндекса» по ряду запросов, которые приходятся на категории каталога. 

За три месяца сотрудничества клиент только удалил SEO-тексты со страниц каталога и добавил заголовки h1 на несколько страниц. После внедренных рекомендаций позиции в «Яндексе» выросли на несколько пунктов и приблизились к топ-10. В связи с тем, что рекомендации были внедрены не в полном объеме, сайт не попал в топ-10 и не получил запланированный значительный рост трафика.

 

Чтобы получить результат, необходимо внедрять все SEO-рекомендации

Все рекомендации SEO-оптимизаторов направлены на улучшение сайта с целью увеличить поисковый трафик. Рекомендации могут касаться технической части, коммерческой составляющей сайта, могут касаться визуала и удобства взаимодействия с сайтом. Рекомендации могут относиться к доработке текстов, мета-тегов и других элементов. 

Степень важности и приоритетность внедрения должен определять SEO-специалист, исходя из своего практического опыта. Опытный оптимизатор понимает, какие факторы имеют прямое влияние на ранжирование, какие косвенные, а внедрение каких рекомендаций может дать эффект в краткосрочной перспективе. Ожидаемого результата можно будет добиться только при соблюдении и внедрении всех рекомендаций. 

 

Если нет собственных ресурсов для внедрения рекомендаций, обратитесь за помощью в агентство

Если клиент ограничен в ресурсах и не может самостоятельно внедрить предложенные рекомендации, он может обратиться за помощью в агентство, которое проводило SEO-аудит. Чаще всего внутри агентства есть свой отдел разработки, который уже имеет большой опыт взаимодействия с SEO-отделом. В таком случае работы над сайтом будут проходить быстрее, так как между SEO и разработкой уже налажена коммуникация. 

 

Пример хорошего кейса

У клиента нет возможности привлечь разработчиков для внедрения SEO-рекомендаций со своей стороны. Кроме того, у клиента был сильно ограничен бюджет на разработку. Об этом клиент сообщил до начала работ, что помогло правильно выстроить стратегию продвижения и достигнуть ожидаемых результатов. Почему?

Мы привлекли к внедрению наш отдел разработки. Исходя из бюджета клиента, мы рассчитали количество часов, на которые могли привлечь разработчиков. SEO-специалисты ежемесячно проводили анализ сайта и передавали рекомендации в оценку разработчикам. Из всех рекомендаций мы выделяли наиболее приоритетные, которые нужно внедрить как можно быстрее, при этом список рекомендаций формировался так, чтобы уложиться в бюджет клиента. 

Таким образом, нам удалось правильно распределить задачи по приоритетности и уложиться в бюджет клиента. Такая стратегия позволила обеспечить стабильный рост поискового трафика: за два года сотрудничества нам удалось увеличить поисковый трафик более чем в 10 раз: с 1655 до 18870 переходов в месяц.

 

 

Для достижения хороших результатов необходимо выстроить правильную коммуникацию

Еще до начала работ необходимо выстроить правильную коммуникацию и распределить задачи между участниками процесса. SEO-оптимизатор должен иметь возможность задавать вопросы клиенту и оперативно получать на них ответы. Это позволит быстрее и корректнее формировать предложения. Мы рекомендуем создавать чаты в мессенджерах и добавлять туда компетентных лиц со стороны клиента, которые могут ответить на вопросы оптимизатора. 

Желательно напрямую установить контакт между SEO-специалистом и разработчиками. Хорошим решением будет использование таск-менеджера для постановки и обсуждения задач. Рекомендуется создавать чаты с оптимизаторами и разработчиками для обсуждения вопросов внедрения.

Взаимодействовать через таск-менеджер можно как с разработчика агентства, так и с разработкой на стороне клиента. 

 

Результат приходит не сразу

Если SEO-специалист или агентство дают гарантии быстрого результата и предоставляют точные прогнозы роста трафика, вероятнее всего, они используют «серые» и «черные» методы продвижения. Такие методы могут дать результат в короткие сроки, однако, могут привести к наложению санкций со стороны поисковых систем. Тогда вы можете потерять большую долю поискового трафика на длительный срок. Вывод из-под фильтров будет проходить намного дольше и сложнее, чем продвижение сайта белыми методами с нуля. 

Как правило, первый месяц сотрудничества — это сбор семантического ядра, построение правильной структуры, проведение SEO-аудита, подготовка первичного, но подробного и объемного списка рекомендаций, изучение тематики/спроса/конкурентов, аналитика и построение стратегии продвижения. 

Со второго месяца начинаются работы над сайтом и внедряются первые рекомендации, которые могут принести результаты на третий месяц работ. Значительные результаты можно заметить через полгода после старта работ. За этот период сайт приближается к топу лидеров тематики или занимает уверенные позиции в топе.

В некоторых случаях такие результаты наступают быстрее. Иногда можно выявить одну или две серьезные проблемы, решение которых может вывести сайт в топ.

 

После достижения ожидаемых результатов не стоит отказываться от услуг SEO

Даже если ваш сайт вывели в топ и вы достигли ожидаемых результатов, не стоит останавливать сотрудничество с SEO-отделом. Во-первых, ваши конкуренты продолжают улучшать свои сайты, и, если вы остановите работы, конкуренты вытеснят вас из топа. Во-вторых, алгоритмы поисковых систем меняются очень быстро, поисковая выдача постоянно обновляется, и в какой-то момент вас могут без предупреждений выкинуть из топа. 

В-третьих, даже заняв место в топе, всегда можно найти новые точки роста: расширять семантику, писать новые информационные статьи, увеличивать ассортимент сайта, расширять внешнюю ссылочную массу, работать над узнаваемостью бренда, увеличивать число конверсий и многое другое.

Работать над сайтом необходимо на протяжении всей жизни сайта. Поисковое продвижение — это командная работа. И чем слаженнее будет работать команда, тем лучше будет результат.

Фото на обложке: GaudiLab/shutterstock.com

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как раскрутить интернет-магазин: топ-5 советов
  2. 2 Стоит ли продвигать сайт с помощью накрутки поведенческих факторов?
  3. 3 4 шага для продвижения бизнеса на западном рынке с помощью SEO
  4. 4 PR и автоматизация: что помогает пиарщику в работе
  5. 5 Итеративный подход к SEO: как эффективно продвигать сайт, не вкладывая больших бюджетов
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти