Готов ли ваш бизнес к созданию франшизы?
Руслан Гадельянов в своем блоге на Rusbase расскажет про франшизы: для чего они нужны, как создать и что делать дальше. Сегодня – небольшое руководство по первым шагам франчайзера.
Для начала стоит определить, готов ли ваш бизнес к масштабированию и какой именно вариант расширения выбрать.
Что такое франчайзинг?
Франчайзинг представляет собой разновидность партнерских взаимоотношений в бизнесе. При таких отношениях одна из сторон, называемая франчайзером, передает другой стороне, которая называется франчайзи, право на ведение бизнеса с использованием определенной бизнес-модели. За использование этой модели, которой владеет франчайзер, с франчайзи взимается предусмотренная договором плата – паушальный взнос. Также за право пользования брендом и сопровождение франчайзи выплачивает ежемесячную плату – роялти.
Два пути к развитию
Мой опыт в сфере франчайзинга составляет чуть более 4 лет. Я работал в разных компаниях, на разных позициях, с разными товарами и услугами. В сферу моей деятельности входили продажи франшиз, сопровождение франчайзи, наладка бизнес-процессов, автоматизация работы. Однако с понятием «создание франшиз» я столкнулся сравнительно недавно – в конце 2014 г.
Однажды, во время обучения партнера из Казани (я помогал в создании франшизы для бизнеса), я поставил себя на место предпринимателя. У меня возник вопрос: «Зачем предприниматели платят за создание франшиз, когда для ее продажи нужно всего четыре составляющих: договор, финансовая модель, презентация и сайт?». Все можно сделать самому.
На самом деле, «продажа» и «создание» франшиз – это два разных вида бизнеса. Для каждого из них требуется своя команда.
По продаже франшиз все понятно: нужно минимум усилий, главное – найти партнера, готового купить вашу франшизу. Но сначала франшизу нужно создать. Давайте разберемся, для чего это нужно и с какими сложностями есть шанс столкнуться.
По теме: Как правильно выбрать регион для бизнеса?
Зачем создавать франшизу?
Любой бизнес рано или поздно доходит до точки роста. И далее есть два основных пути:
- Расширение бизнеса за счет открытия собственных филиалов;
- Масштабирование по франшизе.
Понятно, что первый вариант требует больших издержек: предстоит поиск и аренда помещения, подбор персонала, подготовка юридических документов на открытие филиалов, обустройство офисных и производственных помещений, контроль за персоналом и т.д. Не каждый бизнесмен готов платить за это. А если средства позволяют масштабироваться, то в сфере малого и среднего бизнеса за 1 год все равно можно открыть не более 10 собственных филиалов.
Второй вариант – франшиза – более привлекателен для большинства предпринимателей.
Почему?
- Во-первых, франчайзер зарабатывает на паушальном взносе (лицензионном вознаграждении) и не вкладывается в открытие филиалов. Все затраты ложатся на франчайзи. Именно франчайзи за свои деньги снимают помещение, нанимают персонал, обустраивают офис, открывают предприятие и занимаются контролем его деятельности.
- Во-вторых, франчайзер ежемесячно получает от партнеров плату за право пользованием брендом, за консультацию и поддержку – роялти. Таким образом, выбрав этот путь развития, за 1 год можно открыть более 50 филиалов по всей России и заработать в 20, 40, во много раз больше!
Что сделать в первую очередь?
Выбрав путь развития по франчайзингу, многие предприниматели полагают, что основная задача, которая стоит перед ними – это продать франшизу. Но на самом деле франшиза будет востребована при качественном сопровождении франчайзи. Под качественным сопровождением я понимаю отдел, состоящий из одного специалиста с арсеналом. В арсенале должны быть максимально прописаны бизнес-процессы.
Для описания бизнес-процессов требуется штат узкопрофильных специалистов, таких как копирайтер, дизайнер, верстальщик, директолог, экономист, маркетолог и другие. Далеко не в каждой команде есть такие кадры: в этом случае проще и дешевле обратиться в компании, которые специализируются на создание франшиз, у них есть нужные специалисты.
Еще раз: «создание франшизы» – это описание всех бизнес-процессов. Такое описание включает в себя 5 блоков: экономический, юридический, маркетинговый, управленческий и практический. Это максимальная информация, которая пригодится для сопровождения франчайзи.
Разберем коротко все блоки:
- Экономический – включает анализ конкурентной среды, технико-экономическое обоснование, бизнес-план, финансовая модель.
- Юридический – договоры на продажу (поставка оборудования, оказания услуг, аренды и др.), регистрация товарного знака, должностные инструкции, трудовые договоры, различные регламенты (разработка документов, составление портрета сотрудника, для развития HR-бренда).
- Маркетинговый – руководство по использованию фирменного стиля, маркетинг план, маркетинг-кит.
- Управленческий – корпоративная книга продаж, диаграмма Ганта, формирование рекламного бюджета, разработка коммерческого предложения, стандарты обслуживания.
- Практический – подбор и внедрение CRM-системы, внедрение ip-телефонии и видео наблюдения, построения отдела продаж под ключ, получения заявок на покупку франшизы.
По теме: Франшиза – самый простой и эффективный способ начать свой бизнес
Как понять, что бизнес готов к масштабированию?
Есть несколько важных критериев:
- Компания обязательно должна быть прибыльной
В случае с небольшой прибылью, например, в 10 000 рублей, даже при минимальных инвестициях (допустим, в 150 тыс. руб.) срок возврата денег составит 15 месяцев. Это также будет неинтересно для потенциальных покупателей франшизы.
- Перспективы на будущее
Если у вашего бизнеса перспективы на срок менее двух лет, он не подходит для масштабирования по франшизе. Причина: каждому франчайзи нужно вернуть свои инвестиции и заработать. Допустим, срок окупаемости их бизнеса составит 1 год. Если ваш «горизонт» – 2 года, то, вычитая первый год, у франчайзи будет всего 1 год, чтобы зарабатывать. И что будет дальше – неизвестно.
- Качественная поддержка
Если компания хочет развиваться по франшизе, то ей необходимо оказывать качественную поддержку. Без оказываемой поддержки, особенно на стадии запуска, франчайзи могут быть неприбыльными.
Фото на обложке: Shutterstock.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Популярное
Материалы по теме
-
Пройти курс «Как открыть бизнес по франшизе»
- 1 Блины и пиво: в России назвали лучшие франшизы по итогам 2024 года В целом рынок франчайзинга в стране вырос на 10% год к году 14 марта 21:34
- 2 Российский рынок франчайзинга за шесть лет вырос почти вдвое Быстрее всего рос спрос в общепите и доставке продуктов 11 марта 17:46
- 3 «Яндекс Лавка» заработала в Твери по франшизе До конца года в городе откроется шесть дарксторов 11 марта 14:34
- 4 Сеть лапшичных «Воккер» поменяет концепцию Владелец хочет развивать компанию по формату франшизы 19 февраля 11:31