Что объединяет любовь к фотографии, стремление к независимости и мечту о собственном деле? Конечно, создание собственной фотостудии. Ведь это не просто бизнес, а возможность реализовать свои творческие идеи, открыть пространство для съемок и заработать на этом. Однако перед тем как открыть фотостудию с нуля, необходимо тщательно подготовиться.
В этой статье арт-директор Trend seller production — фотостудии, которая специализируется на съемках для маркетплейсов, Ярослав Сучков рассказал, что нужно для открытия фотостудии, как правильно провести анализ конкурентов, выбрать оборудование и какие шаги предпринять для регистрации бизнеса.
Содержание
Что нужно для фотостудии
Перед тем как открыть фотостудию, важно многое продумать: от выбора подходящего помещения до закупки оборудования и создания команды. Все это повлияет на успешность вашего дела. Прежде чем начать, стоит разработать четкий план, в который входит анализ рынка, расчет бюджета и понимание целевой аудитории.
Анализ конкурентов
Чтобы начать реализацию бизнес-плана, необходимо провести анализ конкурентов.
Исследуйте рынок, чтобы узнать:
- какие услуги предлагают другие студии;
- какие у конкурентов сильные стороны;
- какие у других студий слабые стороны.
Анализ конкурентов позволит вам понять, какие ниши еще не заняты и какие уникальные услуги вы можете предложить.
Некоторые конкуренты специализируются на съемке портретов, другие — на аренде студийных помещений для фотографов. Посмотрите сайты, которые находятся в топе выдачи по поисковому запросу: «фотостудия + название вашего города». Например, в Москве это: Cross+Studio, Base, Prostranstvo, WoodStudios, Bestmemories.
У каждой студии своя специфика. Например, Base предлагает только аренду помещения, в студии Prostranstvo можно взять в аренду одежду и аксессуары, в WoodStuios есть возможность пройти обучение в их собственной фотошколе.
А в студиях Cross+Studio и Bestmemories предлагают целый комплекс услуг: от классических услуг фотографов, видеографов, стилистов и визажистов до съемки актерского портфолио, проведения прямых эфиров и создания блогерской студии под ключ.
Не всегда достаточно найти конкурентов только по общему ключевому запросу. Особенно если вы хотите открыть фотостудию в специфической нише. Например, наша фотостудия специализируется на съемках для маркетплейсов. Поэтому конкурентов придется искать по специфическим ключевым запросам. Например, «сборные съемки» или «съемки для маркетплейсов».
Поиск места
Один из важнейших шагов — выбор правильного места для вашей фотостудии. Идеальное пространство должно отвечать ряду критериев.
Во-первых, высота потолков должна быть не менее трёх метров. Это позволит эффективно использовать профессиональное осветительное оборудование.
Во-вторых, площадь фотостудии должна составлять не менее 60 квадратных метров для комфортной работы. Этого пространства хватит на одну съемочную зону, гримерку, зал ожидания и подсобные помещения для хранения оборудования и реквизита.
В-третьих, стоит учесть транспортную доступность. Если фотостудия будет располагаться в центре города, это облегчит поиск клиентов, но стоимость аренды будет выше.
Важно, чтобы рядом со студией были остановки общественного транспорта и парковочные места для автомобилистов. Удобное расположение поможет привлечь больше клиентов и сократить их путь до студии.
Необходимо уже на начальном этапе предположить количество залов для того, чтобы закрыть потребности клиентов. Есть минималистичные залы, только с циклорамой, интерьерные студии, праздничные и творческие, например, с бассейном.
По теме. Wildberries запустил виртуальную фотостудию
Определиться с услугами
После того как вы определились с помещением, важно решить, какие услуги будет предлагать ваша фотостудия. Вы можете сосредоточиться только на аренде пространства для клиентов или предложить комплексные услуги: съемка, видеопроизводство, постобработка.
Рассмотрим услуги, которые можно предложить, если вы работаете с селлерами маркетплейсов.
Сборные съемки одежды. Этот вариант съемки выбирают селлеры, которые хотят отснять свои товары быстро и при этом сэкономить. Студии выставляют календари съемок с датами на будущий месяц, где указывают, какая модель будет сниматься в определенный день.
Чаще всего у студий есть постоянный список моделей, с которыми они сотрудничают. Селлеры просто выбирают удобную дату с понравившейся моделью, заполняют ТЗ и отправляют свой товар в студию. Обычно предлагаются разные тарифы и дополнительные услуги.
У большинства студий индивидуальная стилизация образа и сет-дизайн в стоимость не входят. Так что, если требуется реализация конкретной идеи бренда, студии предлагают творческие съемки.
Творческие съемки. Иногда на базе фотостудий работают специалисты, которые могут предложить клиентам полностью взять на себя организацию любой творческой идеи, начиная с составления мудборда и заканчивая реализацией. Продюсер съемки предложит варианты фона, света, образов, соберет команду и проконтролирует процесс.
Стоимость съемки будет зависеть от ее уровня сложности и степени вовлеченности специалистов: сколько образов подберет стилист, сколько макияжей сделает визажист, сколько фотографий обработает ретушер и т.д. Также на стоимость влияет сет-дизайн (фон и его наполнение в кадре).
Предметные съемки. Это фотографии товаров, в нашем случае для маркетплейсов. Они могут быть сделаны как на белом фоне, так и с моделями, если речь, например, о косметике или украшениях.
Нужно понимать, что это особое направление, требующее кропотливой работы. Для того чтобы проводить такие съемки на постоянной основе, необходимо закупить предметный столик, реквизит, куб для съемки предметки.
Персонал
Успешная фотостудия не может функционировать без профессиональной команды. Помимо фотографов, вам понадобятся администраторы, которые будут встречать клиентов и управлять бронированиями, а также технический персонал для обслуживания оборудования. Важно нанимать опытных специалистов, ведь качество обслуживания напрямую влияет на репутацию студии.
Однако в начале пути можно делегировать эти задачи студентам, выпускникам, людям с небольшим опытом работы, которые, скорее всего, смогут выполнять разноплановые задачи. Но стоит понимать, что вам придется потратить время на их обучение. Первое время в их работе могут быть ошибки, что потребует от вас дополнительного контроля.
Оборудование
Выбор оборудования — это еще один важный шаг при открытии фотостудии.
Вам потребуются:
- осветительные приборы: постоянные и импульсные источники света (в зависимости от политики фотостудии, постоянник может входить или не входить в базовое оборудование залов);
- съемочный реквизит: флаги, стойки, насадки для управления световым рисунком (софтбоксы, стрипбоксы и т.д.);
- радиосинхронизаторы, подходящие под разные типы камер;
- фоны и циклорама: сейчас наиболее востребованы чистые кадры, сделанные на однотонном фоне либо в минималистичном интерьере. Циклорама и минимальный набор бумажных фонов — обязательное условие открытия студии;
- если залов несколько, то на каждый зал должно быть рассчитано минимальное количество световых приборов и техники (синхронизаторы и световые приборы);
- гримерка для удобства подготовки моделей или клиентов. Это должно быть изолированное от рабочей зоны место или комната с хорошим светом для работы визажиста;
- рейлы с вешалками для одежды в каждом зале;
- дополнительные услуги: отпариватель, услуги ассистента;
- мебель: если это интерьерная студия, важно продумать актуальные предметы мебели. На циклораму часто ставят стулья или кресла;
- профессиональные камеры и объективы: есть не во всех студиях, но некоторые фотостудии также выполняют функции рентала.
Не стоит экономить на технике, так как это напрямую влияет на результат съемок. Но отталкивайтесь от своего бюджета, так как установка полноценной циклорамы обойдется примерно в полмиллиона рублей. Также обдумайте сезонные предложения, например, новогодние украшения. Сезонный декор залов чаще всего востребован в интерьерных студиях. Но если залов несколько, важно не украшать их все.
Софт
Помимо оборудования для фотостудии, если она предлагает также услуги фотографов и ретушеров, необходимо позаботиться о программном обеспечении специалистов.
В первую очередь вам потребуются программы для редактирования фотографий, такие как Adobe Photoshop, Lightroom или Capture One. Этот пакет программ является базовым для работы фотографа.
Например, Adobe Photoshop незаменим в ретуши и пластике. Lightroom давно завоевал доверие фотографов, так как в нем есть много инструментов для работы с цветом. Недавно вышло обновление с функциями ИИ, которые позволяют, например, почистить фон без потери целостности картинки.
Capture One позволит вам при наличии USB провода и ноутбука на съемке делать плейбек и выводить фотографии в режиме реального времени на монитор.
Для упрощения ведения бизнеса в дальнейшем есть смысл использовать программы для автоматизации бронирования и учета финансов. Сейчас один из самых простых и удобных сервисов для онлайн-бронирования — это Yclients. А системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) помогут вам следить за бронированиями, планировать загруженность студии и обеспечивать своевременную обратную связь с клиентами.
Регистрация
Открытие фотостудии требует официальной регистрации. Вы можете зарегистрировать ИП или ООО, в зависимости от ваших целей и масштаба бизнеса.
Как правило, достаточно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (ИП). Однако если вы планируете масштабировать бизнес или работать с крупными корпоративными клиентами, лучше зарегистрировать ООО.
После регистрации вам необходимо встать на учет в налоговой службе и выбрать систему налогообложения. Для фотостудий чаще всего выбирают упрощенную систему налогообложения (УСН), которая снижает налоговую нагрузку на малый бизнес.
Не забудьте также о требованиях к безопасности. Помещение должно соответствовать нормам пожарной безопасности. Вам может потребоваться установить систему охранной сигнализации. Также необходимо наличие кассового аппарата или бланков строгой отчетности.
По теме. 12 аналогов Фотошоп: альтернативы популярным продуктам Adobe
Соцсети
Для привлечения клиентов и продвижения вашего бизнеса обязательно создайте страницы в социальных сетях. В России сейчас самые популярные площадки для размещения контента — это Telegram и «ВКонтакте».
Подумайте, опираясь на опыт конкурентов, когда уместно делать кросспостинг на разные площадки (например, когда вы публикуете информацию о свободных окошках), а когда нужно разнообразить контент, чтобы ваш Telegram-канал и сообщество «ВКонтакте» не были братьями-близнецами.
Например, мы выбрали Telegram в качестве основной площадки и выкладываем туда:
- календари съемок;
- информацию о тарифах;
- обзоры на моделей;
- бэкстейдж.
То есть показываем результаты нашей работы и даем важную для потенциальных клиентов информацию.
Сайт
Рассмотреть варианты более и менее удачных сайтов можно на примере конкурентов, которых мы анализировали выше.
Например, несмотря на популярность студии Cross+Studio, большое количество предлагаемых залов и услуг, на сайте сложно ориентироваться из-за визуального шума. А чтобы создать онлайн-бронь, придется сначала отыскать эту опцию, затем пройти долгую регистрацию. А вот на сайте студии Base потеряться сложно: он не перегружен, важные моменты выделены, онлайн-бронирование простое и понятное.
Что вы можете разместить на сайте:
- портфолио;
- актуальные цены;
- информацию о доступных услугах;
- контакты и ссылки на соцсети;
- карту (как добраться до студии);
- ссылку на онлайн-бронирование.
Если бюджета под создание профессионального многостраничного сайта пока нет, вы можете собрать сайт из блоков самостоятельно в конструкторе сайтов. Существуют как бесплатные сервисы, так и с недорогой подпиской. Самые популярные и простые в использовании: Tilda, Craftum, Ucraft, Nethouse, конструктор сайта от «Т-Банка».
Название и логотип
Название и логотип должны отражать концепцию вашей студии и помогать выделяться среди конкурентов. При этом важно, чтобы была очевидна связь между этими элементами.
Часто студии в качестве логотипа используют первую букву названия или аббревиатуру: например, у студии WoodStudios на логотипе изображена белая буква «W» на черном фоне, у студии Base — черная буква «B» на белом фоне.
Если у вас «говорящее название», то вы также можете отразить его в логотипе: например, у студии Cross+Studio на логотипе изображен белый крест на черном фоне.
В создании уникального логотипа и креативного названия могут помочь нейросети и ChatGPT. Большинство сервисов могут сгенерировать текст или изображение по вашему запросу.
Работа с отзывами
В медиапространстве давно живет тренд на двустороннюю симметричную коммуникацию между компанией и (потенциальными) клиентами, на экологичность и искренность этой коммуникации, на заботу о клиентах и их психологическом здоровье.
Положительные отзывы помогут вам завоевать новых клиентов и укрепить репутацию. Для этого необходимо не только получать отзывы от клиентов, но и оперативно на них реагировать. Не игнорируйте конструктивную критику, используйте ее для улучшения сервиса.
Размещайте отзывы:
- на вашем сайте;
- в социальных сетях;
- на сайтах-агрегаторах.
Мы активно используем обратную связь с клиентами, что помогает нам улучшать качество нашей работы и увеличивать лояльность аудитории. Получая плохой отзыв, мы не оставляем проблему без внимания, а стараемся разобраться в ситуации, предложить клиенту компенсацию. Для получения хороших отзывов мы используем систему лояльности, например, дарим скидку за отзыв.
Сколько стоит открыть фотостудию
Вопрос бюджета волнует многих, кто задумывается о том, как открыть фотостудию для сдачи в аренду.
Стоимость открытия фотостудии варьируется в зависимости от множества факторов:
- аренда помещения;
- закупка оборудования;
- регистрация бизнеса;
- маркетинг.
В среднем, стартовые вложения составляют от 500 000 до 2 000 000 рублей.
Помимо первоначальных затрат, важно учитывать расходы на ежемесячное обслуживание, такие как:
- аренда;
- заработная плата сотрудников;
- коммунальные платежи.
Для успешного старта бизнеса необходимо тщательно спланировать бюджет и рассчитать сроки окупаемости.
Ожидаемый доход и сроки окупаемости
Сроки окупаемости фотостудии тоже зависят от нескольких факторов:
- спроса на услуги;
- успешности маркетинговой стратегии;
- конкуренции на рынке.
В среднем фотостудии окупаются в течение года-полутора. Наша фотостудия окупилась приблизительно за полгода. Ключевым фактором успеха является постоянный поток клиентов и хорошая репутация.
Открытие фотостудии с нуля требует не только творческого подхода, но и грамотной бизнес-стратегии. Проанализируйте рынок, выберите подходящее помещение, приобретите качественное оборудование, создайте команду профессионалов, и ваша фотостудия станет успешным и прибыльным бизнесом.
Фото на обложке: mgstudyo / Getty Images
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
08 ноября 2024