Внутренний рекрутинг можно рассматривать как действенный инструмент мотивации, удержания и обновления знаний в командах. Он помогает руководителям снижать риски выгорания, удерживать ценных специалистов и оптимизировать затраты. Суть метода в том, чтобы показать персоналу — лучшие предложения работы можно получить в компании даже в период сокращений.
Директор по персоналу сети магазинов низких фиксированных цен Fix Price Антон Максименко рассказал, как с помощью внутреннего рекрутинга компания сохраняет мотивацию персонала и препятствует «утечке» ценных корпоративных знаний.
Какие задачи решает внутренний рекрутинг
Сегодняшняя ситуация на рынке требует от бизнеса быстрых, эффективных и недорогих действий. Внутренний рекрутинг относится именно к таким. Он помогает решить несколько важных задач и при этом снизить профессиональные и финансовые риски.
Задача 1. Ротация сотрудников как способ потушить «пожар»
Новый сотрудник может не вписаться в сложившуюся культуру компании и по неопытности не справиться с важным проектом. Или окажется, что специалист приукрасил свои возможности и быстро потерял мотивацию.
Учитывая высокие затраты на внешний рекрутинг и время, которое было потрачено впустую, выгоднее было бы поручить работу проверенному сотруднику.
Внутренний рекрутинг снижает сроки поиска и введения в курс дела нового специалиста, а также позволяет сэкономить бюджет. В качестве бонуса компания получит профессионально подготовленного, мотивированного и вовлеченного в жизнь компании сотрудника.
Например, если в офисе или магазине срочно понадобились дополнительные рабочие руки и головы, проще найти их у себя, чем набирать на временную работу внешних кандидатов. Особенно если выводить в смену новичков нужно уже завтра.
Читайте также:
Рекрутинг: методы и способы привлечения кандидатов
Секреты эффективного рекрутинга: как наладить поиск талантливых сотрудников
Так, в рамках сети мы практикуем перемещения опытных, активных продавцов и администраторов магазинов — предлагаем им должности заведующих в открывающихся торговых точках. До 80% наших заведующих назначаются через повышение действующих сотрудников.
Офисные же специалисты при желании могут вообще сменить департамент или даже регион присутствия, за который они отвечают.
Для производственных и ритейл-компаний закон кризисных HR-действий прост: либо компания делает грамотный, качественный и быстрый отбор, либо она неэффективна и будет терять деньги.
Задача 2. Внутреннее перемещение как признание
В кризисные времена с близким горизонтом планирования компании стремятся удержать продуктивных сотрудников, которые мобильны, востребованны и не боятся остаться без работы. Их нужно мотивировать, пока не активизировались конкуренты. Здесь хорошо сработает перспектива карьерного роста, которую можно реализовать с помощью внутреннего рекрутинга.
К тому же время от времени даже продуктивные и вовлеченные сотрудники начинают скучать, выполняя одну и ту же работу, у них возникают мысли попробовать свои силы в другой компании. Упаднические настроения могут настигнуть специалиста уже через два-три года работы, а у молодежи процесс привыкания проходит еще быстрее.
Предложение занять новую должность, с одной стороны, поможет сотруднику вновь почувствовать азарт новичка, с другой — компании не придется искать нового человека в команду.
Действующий сотрудник понимает внутренние бизнес-процессы компании и собственные задачи, он прошел обучение, но все равно новый объект приложения усилий и новая должность становятся для него вызовом, появляется дополнительная мотивация.
Задача 3. Новая должность как антикризисная тактика
Гибкость и умение адаптироваться — вопрос выживания бизнеса, особенно в России. Еще пандемия и локдаун показали, что нужно быть готовым буквально ко всему и уметь вовремя сгруппироваться: открыть одно направление и закрыть другое, в один отдел нанять больше людей, а в другом, наоборот, сократить штат. Это касается не только ритейла.
Весной 2020 года многие компании остановили или существенно снизили наем новых сотрудников, и много рекрутеров остались без работы. Мы в компании перевели часть нашего HR-отдела, ответственного за поиск людей, на другую работу и сохранили рабочие места. Позже, когда все улеглось, мы вернули людей на их прежние должности.
Таким образом, внутренний рекрутинг помог компании реализовать принцип социальной ответственности и сохранить ценные кадры.
Как построить работу в рамках внутреннего рекрутинга
Уйти от спонтанных назначений и превратить внутренний рекрутинг в полезный инструмент поможет алгоритм из четырех последовательных шагов.
Шаг 1. Задать систему координат
В рамках первого этапа определяют требования к внутренним кандидатам на вакансии и формируют список должностей, на которые они могут претендовать.
Например, в список критериев попадания сотрудника во внутренний резерв можно включить уровень образования, KPI, характеристики от руководства. Полезно также прописать возможные карьерные траектории: какой путь в компании должен пройти будущий управленец или эксперт, чтобы претендовать на ту или иную должность.
Тогда, если где-то срочно понадобится замена, будет проще найти ее среди действующих работников.
В нашей компании достаточно много примеров, когда человек буквально за 1-2 года вырастал с начальной должности продавца-кассира до заведующего магазином или территориального менеджера.
Некоторые сотрудники впоследствии переводились работать из магазина в центральной офис. Это значительно экономит ресурсы компании, так как сокращает издержки на наем новых людей, обучение, плюс повышает лояльность сотрудников и сплоченность всего коллектива.
Шаг 2. Договориться о правилах
На втором этапе важно создать механизм перевода и краткий свод правил, в котором будут сформулированы принципы перемещений внутри компании. Достаточно будет зафиксировать основные правила: процедуру перевода, кто имеет право инициировать перевод, а также отклонить или утвердить инициативу.
Кроме того, нужно договориться о минимально необходимом стаже работы кандидата на внутреннее перемещение и перечень проверок, которые он должен успешно пройти.
В нашей компании есть успешные кейсы как с вертикальным, так и горизонтальным перемещением сотрудников. Мы используем наставничество, профобучение, оценку знаний и навыков. К примеру, все сотрудники магазинов и распределительных центров проходят обязательную аттестацию, обучаются на корпоративном портале FP School, у всех есть первоочередный доступ к базе вакансий.
Читайте по теме: Как выстроить систему наставничества в компании (и зачем это нужно)
Что касается коллег из центрального офиса, то здесь многое зависит от желания и стремления конкретного человека, а также вакантных должностей. Многие должности требуют особых знаний и навыков, которые, впрочем, можно получить, пройдя соответствующие курсы. Мы приветствуем, когда сотрудники рекомендуют работу у нас своим друзьям и знакомым и регулярно напоминаем об открытых у нас вакансиях.
Шаг 3. Построить коммуникации
Сформировать систему внутреннего рекрутинга на бумаге — мало. Важно донести информацию о возможностях и механизмах карьерного роста до каждого сотрудника, чтобы создать у людей стимул развиваться внутри компании.
Основными инструментами здесь обычно выступают корпоративные соцсети и портал. Приятным бонусом для поднятия корпоративного духа могут стать публикации в СМИ про компанию и ее сотрудников.
Дорогостоящие имиджевые активности не приносят прибыль напрямую, но формируют позитивный образ о работе в компании как для внешней, так и для внутренней аудитории, а это всегда приносит свои дивиденды, если вы намерены играть вдолгую.
Кто-то идет еще дальше и заказывает написание целых книг об истории становления бизнеса, людях, которые сыграли не последнюю роль в этом, корпоративной культуре. Например, книга «Никаких правил. Уникальная культура Netflix» переведена на разные языки и сделала компанию вожделенной мечтой для специалистов со всего мира.
В нашей компании есть свой сайт в интранет с личным кабинетом для сотрудника, на котором публикуются различные объявления и анонсы, инструкции. Мы также ведем канал в Telegram, где рассказываем об успехах наших коллег, их карьерных траекториях, делимся позитивными новостями.
Шаг 4. Создать комьюнити внутреннего рекрутинга
И, наконец, важно продумать, кто из управленцев и как будет делать предложения сотрудникам: непосредственный руководитель, HR, или же новый потенциальный руководитель.
Часто перспективные и подготовленные специалисты просто стесняются предложить свою кандидатуру на повышение. В результате остаются на месте и не двигаются в карьере. Кто-то должен мотивировать и поддерживать таланты, чтобы они не боялись открыто заявлять о своих амбициях. Тогда выиграют все стороны.
Концепция внутреннего рекрутинга в целом проста, экономична, дает дополнительную мотивацию, помогает бороться с текучестью и недостатком квалифицированных кадров за периметром компании. Сотрудники, которые один раз продвинулись в компании, с удовольствием сделают это еще раз, будут становиться все более лояльными и преданными бренду.
Для того, чтобы запустить внутренний наем, нужно:
- определить требования к кандидатам на вакансии и сформировать профили должностей, на которые могут претендовать сотрудники;
- создать механизм и краткий свод правил, в котором сформулированы принципы перемещений внутри компании;
- выработать способы и инструменты, которые помогут сотрудникам вовремя узнавать о конкурсах на замещение должностей с помощью корпоративных систем и СМИ;
- продумать, кто из управленцев и как будет делать предложения сотрудникам о повышении.
Фото на обложке: Shutterstock / r.classen
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025