Галия Алеева, экс-журналист телеканала НТВ, в колонке поднимает важную тему — подготовку к интервью на телевидении. Предпринимателям и представителям бизнеса часто приходится общаться с журналистами в таком формате, но не все из них понимают, как это делать правильно, чтобы получился результат, который устроит обе стороны.
Типичная ситуация
В футболке цвета «пожухлый лимон» с растянутой горловиной, взъерошенными волосами и капельками пота на лбу к нам в студию залетел генеральный директор одной уважаемой компании.
Звукорежиссер машинально закрепил на этой самой футболке микрофон-петличку, оператор показал спикеру, где нужно стоять. Уже через несколько минут я услышала от этой троицы «мы готовы к записи интервью».
Дело было вечером буднего дня, команда работала быстро – для нас это была уже третья съемка, хотелось побыстрее «отписаться» и пойти домой. Но мне пришлось остановить этот запал, всем предстояло задержаться на работе. Я могла пустить человека в кадр в таком виде только в одном случае – если бы это был сюжет о безалаберности руководителя.
Но у меня была другая задача. Мы готовили этот сюжет для научно-популярной программы федерального телевидения не один день. Мы долго выискивали специалистов, которые бы могли адекватно выразиться по интересующей теме. И я никак не могла позволить генеральному директору испортить своим внешним видом выпуск, потому что от его репутации зависела моя.

Оказалось, он боялся опоздать, поэтому поехал на метро, а от ближайшей станции буквально бежал, поэтому и вспотел, а о том, как надо выглядеть в кадре наш продюсер забыл сказать по телефону – и он пришел в том, в чем обычно ходит.
В той ситуации мне пришлось искать чистую одежду подходящего размера в костюмерной нашей студии, отглаживать ее, своими руками гримировать и причесывать спикера, чтобы он выглядел прилично. Такое случается постоянно.
Однажды мне приходилось заставлять директора магазина люксового бренда мыть голову, пока съемочная группа ставила свет, и переодевать в собственную одежду ландшафтного дизайнера. Все это не входит в обязанности корреспондента и далеко не каждый телевизионщик кинется спасать лицо героя.
Если в ситуации неожиданного присутствия съемочной бригады рядом с вами такие моменты не являются важными (например, если вы очевидец происшествия и вас снимают для новостей), то в случае студийной съемки с заранее обговоренным временем – это недопустимо.
Что делать, если вас пригласили на интервью
Посмотрите последние выпуски программы, в которую вас пригласили. Будьте в курсе того, как она называется, на каком канале идет, кто ведущий – ответьте себе на вопрос, хотите ли вы принять участие в таком проекте? Если даже программа вам не понравилась, не спешите отказываться.
Сейчас модно говорить «я телевизор не смотрю», но другие люди по всей России смотрят, плюс, записи всегда есть в интернете. Может быть, идеи, которые вы озвучите, будут важны не столько для вас, сколько для зрителей.
Познакомьтесь по телефону с человеком, который будет брать у вас интервью. Спросите о том, какая концепция у программы и кто ее смотрит.
На телевидении важна картинка
Поэтому важно хорошо выглядеть. Примите душ и помойте голову перед съемкой, причешитесь, наденьте чистую и глаженую одежду, вызовете себе такси до телестудии и выезжайте заранее.
Если вы женщина и можете себе позволить – наймите гримера, который сделает вам аккуратный дневной макияж и уложит волосы.

Имейте в виду, все изъяны вашего лица экран увеличит в сто раз, а телекомпании почти никогда не предоставляют гримера гостям (но вы можете заранее спросить об этом по телефону). Выглядеть хорошо – ваша ответственность.
Профессиональные секреты
- Не надевайте одежду в мелкую клетку или полоску – такое всегда рябит на экране.
- Не надевайте белую одежду – белый цвет отлично смотрится только в случае, если у вас идеально ровная кожа и цвет волос, иначе на нем, как на белом листе, будут четко видны мешки под глазами, пигментные пятна и покраснения, в общем, все недостатки.
- Не надевайте черную одежду – часто интервью снимают на черном фоне, и вы рискуете слиться с ним.
- Лучше всего заранее узнать, в каких цветах студия, и, если есть возможность, проконсультироваться со стилистом.
- Не надевайте майки и футболки с логотипом компании, даже если он размером в сантиметр и даже если это ваша компания. Редакторы сочтут это рекламой, поэтому логотип «заблюрят» (то есть сделают размытым), а это смотрится всегда неаккуратно. Вообще, не пытайтесь незаметно впихнуть коммерческие названия своей компании в кадр или текст – если ваше участие заранее не обговорено как рекламное, продакт-плейсмента не получится, все вырежут на монтаже – за этим строго следят на каналах.
- Про костюм. Не надевайте его, если вы его не носите на работу. Будьте в том, в чем вам удобно, – подойдет и рокерская косуха с драными джинсами, если это ваш стиль, ничего плохого в нем нет (встречались и такие генеральные директора). Просто позаботьтесь о том, чтобы одежда соответствовала пунктам, перечисленным выше.
- Бейдж. Это лишняя деталь, от которой лучше избавиться (пластик создает блик). Ваше имя и должность будут написаны в титре. А чтобы не было ошибок, проверьте то, как вас записал корреспондент.
Если телевидение едет к вам в офис или на производство
Если у вас есть сотрудники, предупредите их о том, что приедет телевидение. Часто есть люди, которые не хотят попадать в кадр, – не заставляйте их принимать участие в съемках. Всегда есть и те, кто хочет сниматься, – сделайте ставку на них, в общем, поговорите со своими подчиненными.
Если они работают в спецодежде, по возможности выдайте им новую. Сделайте уборку в офисе, хотя бы уберите большой мусор. Даже если вас показывают как бизнес, который идет ко дну, – чистота и аккуратность будет вас красить.
Вопросы
Как приглашенный спикер вы имеете право попросить заранее вопросы. И, скорее всего, вам их пришлют. Но будьте готовы к тому, что журналист обязательно задаст вопросы не из списка. Поэтому в первом пункте я рекомендовала узнать все о программе и ведущем, чтобы вы могли предположить, каких вопросов на самом деле можно ожидать.

Не заучивайте ответы и не делайте себе распечатку, по которой вы могли бы прочитать текст:
- во-первых, даже профессиональным суфлером надо уметь пользоваться,
- во-вторых, вы не сможете повторить все точь-в-точь и будете только нервничать,
- в-третьих, никому не интересно смотреть на говорящую голову с заученными фразами.
Интервью может длиться от нескольких минут до часа, при этом имейте в виду, что в эфир попадет 15 секунд из всего, что вы скажете (если это не прямой эфир, конечно). Максимум – два раза по 15 секунд, всю остальную информацию журналист использует для написания закадрового текста. Смиритесь с этим фактом заранее.
Энергия
Самое важное – как же отвечать на эти самые вопросы, особенно неожиданные? Ответ прост. Представьте, что разговариваете с другом, который не разбирается в вашей профессиональной сфере, но очень интересуется.
Будьте энергичны, можете жестикулировать. Часто задают вопрос – куда девать руки? Никуда. Вы о них забудете, когда начнете увлеченно рассказывать о своем деле. Главное – примите открытую позу и не держите их скрещенными или в карманах.
Если интервью пишется стоя – не раскачивайтесь (иначе вы выпадаете из кадра), для этого нужно стоять ровно на двух ногах, распределив вес тела посередине. Если сидя – то, не разваливайтесь, старайтесь держаться прямо.
Смотреть обычно нужно на журналиста, а не в камеру, и стараться не бегать глазами во время ответа. Ну, а дальше – доверьтесь профессионалам, журналист и оператор подскажут, где встать и когда начинать.
Материалы по теме:
«Cо стороны может показаться, что у нас полный бардак и хаос»: телеканал «Дождь» изнутри
Видео – это мегатренд! Что за этим стоит и к чему приведёт
YouTube vs ТВ: где эффективнее продвигать ваш бренд
Как искусственный интеллект подбирает актеров для кино, ТВ и рекламы
Как закупить видео-рекламу и сохранить здоровье бренда
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter