Top.Mail.Ru
Колонки

Как сэкономить на разработке: лайфхаки для IT-стартапов

Колонки
Ольга Бортникова
Ольга Бортникова

Сооснователь и CEO маркетплейса YouTravel.me

Софья Федосеева

Ольга Бортникова, сооснователь и CEO маркетплейса YouTravel.me, рассказывает, как тратить меньше времени на разработку и почему это важно для стартапа.

Как сэкономить на разработке: лайфхаки для IT-стартапов

Разработка функционального сайта для маркетплейса — долгий и сложный процесс. Конечно, каждому фаундеру хочется сделать продукт максимально близким к идеалу, но на это, как правило, совсем нет времени. 

Кроме того, стартапу надо действовать быстро: создавать гипотезы, быстро проверять их, и чем быстрее команда проекта это делает — тем быстрее растет бизнес. 



Мы занимаемся маркетплейсом авторских туров и поначалу мы тоже хотели сделать красивый сайт с большим количеством фич:

  • интерактивной картой, 
  • структурированной фотогалереей, 
  • алгоритмам персональных рекомендаций, 
  • всевозможными фильтрами для поиска предложений по возрасту группы, программе и узким интересам путешественников, 
  • чатом.

Но стало понятно, что разработка всего перечисленного отложит запуск на один-два года. Поэтому мы решили отказаться от разработки, где это возможно, и всегда искать альтернативные решения перед тем, как поручить задачу ИТ-команде. 

Вот несколько советов, основанных на примерах того, как такой рациональный подход сэкономил не только время, но и финансовые ресурсы.


Не перфекционируйте

На старте мы запустили довольно сырой продукт. По сути, это был онлайн-каталог, где пользователи могли оставлять заявку на авторское путешествие. Все остальное за них мы делали руками в офлайне. 



Мы сформулировали для себя следующий подход: не поручаем задачу ИТ-команде до тех пор, пока не появится критическая масса пользователей, которая требует того или иного изменения, отсутствие которого начнет влиять на продажи. Когда мы видим, что изменение необходимо, команда проверяет, можем ли мы решить задачу альтернативными методами.

При этом продавать мы начали на самой ранней стадии. Продажи на первых этапах жизненно важны для любого проекта, поэтому пока у нас не было продукта, который сам мог продавать, мы делали это вручную. «Ручные» продажи не только мотивировали, но и позволили нам глубже понять клиентов и то, из чего состоит успешная сделка на нашей платформе.


Иногда достаточно «пустышки»

Далеко не все функции, которые вам кажутся критичными, нужны пользователю. У нас была гипотеза о том, что пользователи хотят получать результаты поиска и уведомления о путешествиях по своему запросу на электронную почту, а процесс разработки, по нашим оценкам, мог занять от 20 до 30 часов.

Решение было трудозатратным и долгим, поэтому мы решили обойтись «пустышкой»: сделали кнопку автоподписки, за которой не было скрыто никакого алгоритма. Мы замерили результаты от внедрения кнопки, и оказалось, что эта конкретная функция не влияет на продажи и кнопка не очень-то и нужна.


Ищите решения проблемы на рынке

На рынке уже существует большое количество решений, важно найти те, которые помогут решить конкретно ваши задачи. При этом для стартапов есть возможность получить их бесплатно. 

Например, после прохождения школы YC Combinator стартапам предлагают массу бесплатных партнерских решений, благодаря которым можно сэкономить на бухгалтерии, автоматизировать бизнес-процессы, в том числе найти альтернативу разработке. 



Нам было необходимо создать полноценный личный кабинет пользователя. Когда мы поняли, что это занимает от 50 часов работы ИТ-команды, то постарались найти альтернативы для ряда функций. 

Мы работали в коворкинге акселератора и в процессе общения с одним из фаундеров поняли, что именно его проект может помочь нам реализовать подсказки по заполнению профиля пользователя внутри личного кабинета без помощи разработки. Поэтому рекомендую обсуждать ваши задачи с рынком. Никогда не знаешь, где найдешь решение.


Рассматривайте простые решения

Сейчас мы сфокусировались на выход в США. Опять-таки, можно было начать с разработки полноценного решения и перевода сайта — это заняло бы два-три месяца — но в первую очередь было гораздо важнее быстро проверить, есть ли в США спрос на наш продукт. 

Буквально за один вечер мы разработали лендинг на «Тильде» и внесли туда предложения. Гипотеза подтвердилась быстро, и мы совершили продажу на американском рынке, заработав пять тысяч рублей. 

Сейчас мы завершаем полноценный перевод сайта на английский и начинаем работать по-серьезному.


Как получить максимум

Разработка — длительный и дорогой процесс, поэтому критично относитесь ко всем задачам, которые вы отдаете разработчикам. 

  • Не перфекционируйте и не старайтесь сразу сделать продукт идеальным. 

Во-первых, на это уходит много времени, во-вторых, далеко не все функции и элементы, которые вам кажутся необходимыми, действительно нужны пользователям. 

  • Оценивайте прямое влияние той или иной функции на продажи.

Например, интерактивной карты путешествия нет до сих пор, поскольку мы не понимаем, насколько это повлияет на количество платящих пользователей, и достаточного количество запросов от юзеров у нас по-прежнему нет. 

  • Ищите альтернативные разработке решения и действуйте творчески. 
  • Общайтесь с рынком. 
  • Экспериментируйте и не бойтесь делать «топорные» решения — они помогают быстро двигаться вперед и проверять гипотезы. 

Это подход позволил нам сэкономить около $30 тысяч и несколько сотен часов разработки за полтора года. Уверена, он принесет пользу другим проектам, в особенности тем, кто работает со сжатыми сроками и минимальными бюджетами.


Фото в тексте и на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Он должен уметь говорить "нет" — и своей команде, и руководству». Кто такой продюсер игровой разработки?
  2. 2 Как предприниматель может сорвать разработку собственного продукта
  3. 3 Откажитесь от функций, которые не принесут денег. О чем нужно знать перед разработкой сайта
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти