Top.Mail.Ru
Колонки

Откажитесь от функций, которые не принесут денег. О чем нужно знать перед разработкой сайта

Колонки
Елена Альшевская
Елена Альшевская

Операционный директор CSSSR

Полина Константинова

Разные студии разработки могут попросить за проекты похожей сложности от 15 тысяч до нескольких миллионов рублей: все зависит от уровня экспертизы исполнителя и громкости его имени на рынке, сроков реализации, требований к технологиям и качеству кода. Операционный директор IT-компании CSSSR Елена Альшевская рассказывает, как определиться с тем, какой сайт вам нужен, и не переплатить.

Откажитесь от функций, которые не принесут денег. О чем нужно знать перед разработкой сайта

Задачи и функционал

Недавно я пыталась оформить заказ в небольшом интернет-магазине. У них есть личный кабинет, но пользоваться им невозможно: нет функции восстановления пароля, непонятно количество товара в наличии, не применяются акции, указанные на главной странице, и поэтому итоговая сумма считается неправильно. 

К тому же оплатить заказ сразу нельзя — нужно ждать звонка оператора (а если оператор не дозвонился, то заказ автоматически отменяется). В результате клиенту приходится общаться по телефону и спрашивать: «Почему у меня такая итоговая сумма, когда доставят товар, какие есть варианты оплаты, почему заказ аннулирован?» Люди уже привыкли к высоким стандартам сервиса и такое их удивляет.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

Определить основные задачи сайта — это первое, что должен сделать бизнес перед началом разработки. Например, задача интернет-магазина одна: сделать выбор и покупку товаров удобной и быстрой. Создавать сайт ради того, чтобы он «просто был» — провальная история. Как и переплачивать за лишний функционал.

Для примера: некоторые заказчики требуют функционал «как на YouTube», но даже не представляют, будет ли у проекта хотя бы какая-то аудитория. Или просят сделать динамическую ленту публикции контента со сложной логикой и рандомизацией показа материала, хотя у них опубликованы всего три статьи.

Еще до начала разработки бизнес должен понимать, чего он ожидает от сайта и сколько готов за него заплатить. Нет смысла реализовывать функции, которые не принесут денег.

Небольшим проектам мы всегда рекомендуем запустить MVP и только после этого заказывать полноценный сайт. Такой метод подходит и для офлайн-бизнеса, и для небольших e-commerce-проектов. 

Офлайн-бизнесу на старте лучше создавать простой сайт-визитку со всей информацией на первой странице. Такой проект должен хорошо читаться с мобильных устройств (более 50% пользователей посещают веб-страницы со смартфонов и планшетов), иметь минимум «красоты» и быстро загружаться.

Интернет-магазинам поначалу достаточно сделать простой шаблонный сайт с корзиной (будет стоить около 35 тысяч рублей на freelance.ru или у небольших начинающих студий) и прикрутить к нему платежную систему, чтобы протестировать спрос на товары.

Для сложных веб-проектов вроде систем бронирования авиабилетов, сайтов алкогольных и табачных компаний (контент 18+ означает, что нужна обязательная авторизация) нужно хорошо продумать:

  • фронтенд (то, что пользователь видит в браузере), 
  • бэкенд (то, что работает на сервере),
  • UX (user experience, то есть опыт взаимодействия) каждой из страниц. 

Для высокотехнологичных компаний сайт — это сервис, который помогает зарабатывать деньги. Сэкономив на разработке, бизнес потеряет клиентов и «сольет» маркетинговые бюджеты, а конверсия вложений в покупки на хорошем и плохом сайте может отличаться на сотни процентов.

Создать идеальный сайт сразу вряд ли получится: на старте у компании слишком мало данных о поведении пользователей. Со временем все крупные компании вносят изменения в свои веб-проекты, основываясь на аналитике поведения клиентов. 

Airbnb, Skyscanner, Booking и другие известные сервисы иногда делают совсем незначительные изменения на некоторых страницах: меняют кнопки, уменьшают или увеличивают блоки. И новые детали приносят им миллионы долларов, потому что даже небольшая галочка или ее отсутствие могут иметь значение.

Выбор технологий для создания сайта

Самостоятельно выбрать CMS (систему управления контентом) и технологии разработки сайта практически невозможно. Цена ошибки велика — вместо сайта может получиться «кирпич», который при первых изменениях бизнес-задачи придется переделывать заново. Разумнее всего посоветоваться с подрядчиком, который будет разрабатывать сайт. Но как узнать, что агентство действительно учитывает ваши потребности?

Хорошее агентство должно задавать как можно больше вопросов до начала работ.

  • Какую задачу решает сайт? 
  • Кто будет администрировать контент, имеет ли этот человек какое-то отношение к программированию
  • Какие элементы на сайте будут обновляться регулярно? 
  • Каким будет минимальный и максимальный размер текстов и сколько планируется размещать картинок на страницах? 
  • Предполагается ли развитие сайта, в каких масштабах и в каком направлении?
  • Нужна ли многоязычность, версия для слабовидящих, функции по выгрузке контента сайта на печать? 

Чем больше у подрядчика информации о ваших бизнес-процессах, тем точнее будут ТЗ, цена и результат.

Если подрядчик не старается углубиться в бизнес, это может означать, что он пользуется шаблонными методами разработки. Создать такой сайт можно и самостоятельно, ориентируясь на платформы вроде Tilda и Wix, или с помощью недорогого фрилансера.

Агентства и фрилансеры

Услуги известных и крупных агентств стоят дорого: в их штате отличные разработчики, дизайнеры, аккаунт-менеджеры. Кроме них, агентствам приходится содержать юристов, бухгалтеров, эйчаров и других специалистов, которым нужно платить зарплату. 

Это влияет на чек, поэтому малый бизнес редко может позволить себе заказать сайт у ведущих игроков рынка веб-разработки. Лучше присмотреться к небольшим агентствам, но и тут есть свои нюансы.

Небольшие агентства, которые предлагают услуги под ключ, как правило, умеют работать с одной-двумя популярными технологиями. Такие подрядчики делают все быстро и за фиксированную цену, а значит, изначальный бюджет не увеличится. К тому же нередко в этих агентствах трудятся приличные дизайнеры, поэтому макеты сайтов получаются достаточно эффектными.

Основные трудности начинаются при реализации проекта, потому что у агентств полного цикла нет возможности нанять много разработчиков в штат.

Чаще всего их немногочисленные программисты разбираются в очень ограниченном круге технологий и разрываются между несколькими параллельными проектами. Они будут работать так, как привыкли, не слишком вдаваясь в потребности каждого конкретного заказчика.

Что касается услуг фрилансеров, здесь всегда есть другие риски. Первый и основной — деньги: фрилансер может в любой момент пропасть вместе с предоплатой. Дополнительные риски — сорванные сроки и сомнительное качество результата. Фрилансера тяжело контролировать, а его экспертиза в разработке может оказаться минимальной. 

Нанять сразу несколько разнопрофильных специалистов на удаленке тоже не всегда бывает выгодно: контролировать всех их придется заказчику, что станет для него загрузкой на полный рабочий день.

Разделение труда

Сложно найти агентство, которое за вменяемые деньги обеспечит хороший результат на всех этапах. Например, если в штате сильные разработчики, может просесть креативность проекта. Это недопустимо, когда сайт должен решать необычную задачу — например, анонсировать специальную акцию. В таких случаях его задача — не только проинформировать, но и удивить пользователей.

Для того чтобы успевать больше и лучше, разработчики и креативные агентства могут работать в альянсе: крупные игроки объединяются, чтобы создавать сайты предсказуемо высокого качества.

Компании дополняют экспертизу друг друга, отвечая перед заказчиком за результат своей работы, что позволяет не закладывать в смету дополнительные риски и снизить стоимость проекта (работая через посредников, сумма такой «страховки» составляет минимум 15% от чека). 

Еще одна проблема — некоторые дизайн-студии рисуют макеты без понимания того, как их потом будут реализовывать разработчики. Бывает, что такой дизайн невозможно реализовать и приходится привлекать уже другую студию для серьезной модификации готовых макетов. Или переделывать все заново. Конечно, все это отражается на финальной стоимости проекта.

По опыту CSSSR, работа в альянсе — одна из наиболее успешных схем взаимодействия разработчиков и дизайнеров. Компания с сильной экспертизой разработки всегда подскажет креативщикам, какие их идеи и за какие сроки можно реализовать. Или даст совет, от каких технологий лучше отказаться.

Например, сегодня нет смысла делать поддержку для старых браузеров: число посещений сайтов с них зачастую составляет меньше 1%, а стоимость их поддержки может увеличить смету на 30%.

Жизнь сайта после релиза

Бизнес должен иметь четкий план по работе с сайтом еще до старта разработки. Как предприниматель будет привлекать трафик на сайт и получать лиды? Кто будет публиковать новости и заполнять карточки товаров? Как устранять аварии и хранить персональные данные клиентов?

После релиза сайт придется поддерживать постоянно: отвечать на вопросы клиентов, обновлять контент, менять структуру под задачи бизнеса. Лучше всего подумать об этом заранее и определить команду сотрудников: администратора, контент-менеджера, SEO-специалиста. 

Их зарплаты зависят от статуса компании и профессиональных компетенций — можно найти сотрудника на part-time за 15 тысяч рублей в месяц, а можно взять каждого специалиста на полный день в московском офисе за 100+ тысяч рублей в месяц.

Этих людей полезно привлекать на этапе создания сайта, чтобы получить продукт, с которым им будет комфортно работать. Помните: хороший сайт — это инструмент, который должен быть удобным как для конечного пользователя, так и для бизнеса. 

Фото в материале и на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как избежать снижения трафика на сайте
  2. 2 Кейс: как перезапустить сайт с посещаемостью в 500 тысяч в день
  3. 3 Как продвигать сайт в поисковой системе Bing?
  4. 4 Ошибки, которые вы допускаете при подготовке контента для сайта: как их избежать
  5. 5 Три самые дорогие ошибки при запуске сайта
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти