Колонки

UX/UI – что это? Разбираемся в терминах

Колонки
Сергей Попков
Сергей Попков

Шеф-дизайнер AIC

Полина Константинова

Веб-дизайн постоянно развивается, а UX/UI – одна из ступеней этого развития. Сергей Попков, шеф-дизайнер AIC, объяснил, что это такое, и назвал главные тренды, которые определяют современный дизайн.

UX/UI – что это? Разбираемся в терминах

Дизайн: начало

Посмотрим на историю развития дизайна – как первые эксперименты и попытки стандартизации привели к возникновению UX/UI.


Период Признаки периода Как выглядели сайты Что появилось
Начало 90-х Простейшие инструменты и технологии.                        Текст одной колонкой, HTML, внутренние ссылки; простое меню, синие ссылки. Веб-сайты, Mosaic. Первые стандарты.
Середина 90-х Появилась примитивная верстка;
Оптимизация страниц под медленный интернет;
Текст в несколько колонок;
Таблицы;
Отделение тела сайта от боковой навигации;
Система навигации.
Фреймовый метод,   бесплатные конструкторы сайтов – Angelfire, GeoCities и Expages.
Конец 90-х Flash и графические элементы.
Плиточные изображения;
Кислотные цвета;
3D-кнопки;
Мигающий текст.
Flash, анимированный текст, GIF, профессия веб-дизайнера.
Ранние 2000-е Расширились возможности верстки;
Интуитивное размещение контента;
Понятная навигация.
Сайты на CSS – технологии, которая отделила контент веб-страниц от дизайна. Каскадные таблицы стилей (CSS), принципы юзабилити.
Поздние 2000-е Переход от «просто дизайна» к UX/UI; Рост количества сайтов и приложений;
Цифровизация бизнеса.
WEB 2.0;
Широкое использование значков/иконок;
Интерактивный контент.
Мультимедийные приложения, поисковые системы, социальные сети, HTML5, UX/UI.


В конце 2000-х появились UX/UI, ключевыми качествами любого продукта стали удобство и функциональность.


Наши дни

Теперь в дизайне используются Data Driven Design и UX/UI.

Data Driven Design – это дизайн на основе данных: исследований, тестов, гипотез, Big Data. В DDD каждое дизайнерское решение основывается на цифрах и конкретных показателях, а не на субъективном заключении дизайнера.

DDD критикуют за перегибы, «машинный» подход к разработке продукта. Есть риск утонуть в аналитике и потерять из виду смелые идеи.  

UX и UI – главные инструменты создания дизайна. Так как теперь на улучшение пользовательского опыта направлено все внимание дизайнера, продукт надо делать максимально удобным и понятным для юзера. Именно UX/UI лучше всего подходят для достижения этой цели. С их помощью сайт можно сделать красивым и удобным с четкой структурой.

UX/UI – что это?

UX и UI – термины родственные и взаимосвязанные, но не тождественные. Между ними есть принципиальная разница.


UX – user experience, пользовательский опыт UI – user interface, пользовательский интерфейс
Сайт проектируется на основе потребностей пользователей и результатов тестирований.
UX не ограничивается только визуальным интерфейсом сайта, он охватывает все возможные нюансы общения с пользователем:
  1. Путь на сайте
  2. Последовательность действий
  3. Мысли и чувства
  4. Общие впечатления.
Взаимодействие человека с сайтом.
Дизайн пользовательского интерфейса (UI) – это дизайн кнопок, полей ввода, форм заявки – всех точек взаимодействия пользователя с сайтом.

UX – это процесс, а UI – это инструмент. UX шире UI и включает в себя это понятие. Но у них одна цель – сделать взаимодействие пользователя с сайтом удобным, приятным и запоминающимся. Пример хорошего UX – Google, у него простой интерфейс и нет ничего лишнего: только логотип, строка поиска и несколько кнопок.

Вводите что-либо в поле поиска и за секунду получаете нужную информацию. Это и есть положительный пользовательский опыт.

UX/UI в цифрах  

  • 40% пользователей признались, что не будут пользоваться сайтом, если у него неопрятный вид.
  • 94% посетителей не доверяют сайтам с плохим дизайном.
  • 67% потребителей предпочитают покупать с телефона.
  • 73% топ-менеджеров заявили, что собираются увеличить количество UX-дизайнеров в своей организации в ближайшие пять лет.
  • Средняя зарплата UX-дизайнера в Москве составляет 91 570 рублей в месяц.

Хорошо, когда UX помогает создать визуальную историю, которая ведет пользователя за собой. Такое визуальное повествование со вступлением, основной частью и заключением сделала компания Upstream на главной странице сайта.

Пользователи могут прокручивать сайт до основной части истории, но кратко все три части представлены в первом экране. Визуальные эффекты и текст рассказывают, зачем помогать людям и компании Upstream. Завершается повествование call-to-action – кнопкой Submit. UX здесь ведет пользователя по истории и подводит к логическому действию: просит присоединиться к программе.

Инструменты

В юзабилити одинаково важны и UX, и UI, которые используют широкий арсенал инструментов для достижения нужного результата.


UX UI
Аналитика и исследование пользователей:
  • Персонажи
  • Сценарии использования продукта
  • Customer Journey Map
  • Карта эмпатии
  • А/B-тестирование
Прототипирование:
  • На бумаге
  • В специальных программах -  Axure Pro, WireframeSketcher, SketchFlow
  • В графических программах - Photoshop, Illustrator, InDesign
Интерфейс сайта и его составляющие:
  • Кнопки
  • Иконки
  • Поп-апы
  • Таблицы
  • Чекбоксы
  • Меню
  • Предупреждения (алерты)
  • Ярлыки и лейблы
  • Формы с полями ввода
  • Уведомления
  • Переключатели
  • Галереи
  • Подсказки
  • Пагинация
  • Вкладки и хлебные крошки
  • Прогресс-бары

В UX все определяют аналитика и прототипы, а в UI – базовые правила юзабилити и UX. В аналитике и сборе данных UX сходен с DDD.


Тренды

Увлечение UX/UI породило несколько трендов, которые влияют и на дизайн, и на дизайнеров: 

Упрощение визуальной части интерфейсов. Дизайнеру теперь не нужно тратить время на отрисовку рельефной кнопки и поиск хорошо считываемых образов. Современный пользователь без труда понимает условные обозначения. Уже не нужно объяснять, что цветной прямоугольник – это кнопка, а три горизонтальные полоски – меню.

Усложнение самого дизайна как дисциплины. Интерфейсы упростились, но сам дизайн стал сложнее и многослойнее. Сейчас сайты представляют собой комплексные системы с множеством разных элементов: формами заявки, личным кабинетом, подписками и онлайн-консультантами. Нужно четко продумывать путь пользователя на сайте, чтобы он не заблудился, быстро находил нужные разделы, а в идеале – совершал целевые действия.

Пример хорошего UX. Картинка показывает, какие данные нужно ввести и как это будет выглядеть. Вводите данные, нажимаете на единственную кнопку и переходите к следующему шагу.

Появление профессии UX/UI дизайнера. Рынок наводнили разномастные узкие специалисты с приставкой UX/UI. Крутой UX/UI-дизайнер видит все стороны процесса и умеет хорошо делать и аналитику, и дизайн. Но в реальности каждый, кто наслышан об этих терминах и хоть немного имел дело с сайтами, стремится обозвать себя UX/UI.

Появление множества специализированных инструментов для веб-дизайна: Sketch, Figma, Readymag, Framer и другие. Это облегчило и ускорило работу дизайнерам.

Figma в действии


Вывод

Веб-дизайн прошел долгий путь становления и развития, и в итоге переродился в UX/UI. Сейчас это единственная форма существования сайтов, основные принципы которой – опора на потребности пользователей и юзабилити.

С появлением UX/UI работа дизайнера не стала легче. Упростилась только внешняя сторона. Внутри же все гораздо сложнее. UX/UI ввели ряд стандартов и методик, которые можно и нужно брать на вооружение при работе над проектами.

Теперь недостаточно просто работать в фотошопе и уметь рисовать макеты. Сильный дизайнер понимает запросы людей и делает дружелюбные интерфейсы.


Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

Комментарии

ПРОГРАММЫ И КУРСЫ

21 — 22 сентября 2019

Customer Journey Map

21 — 22 сентября 2019

Kotlin Start